Автор: Гомозова Мария Александровна
Введение
В каждом человеке скрыт бубенчик
и, если его затронуть,
человек зазвучит всем лучшим, что у него есть.
М. Горький
Звуки окружают нас повсюду, наполняя, вдохновляя, умиротворяя нас при встрече и погружении в них. Музыка дарит нам яркую палитру эмоций. При соприкосновении с ней и вовлечении в этот увлекательный процесс формируются творческие способности, обогащается внутренний духовный мир, преодолеваются скованность и застенчивость, развивается чувство ритма, образуются новые нейронные связи, развивается интеллект и абстрактное мышление, развивает память и воображение, а так же совершенствуются творческие способности. Когда мы поем и играем на музыкальных инструментах- это доставляет радость музыкального творчества , приносит эмоционально – эстетическое удовлетворение , развивает мелодический , ритмический и тембровый слух , музыкальную память , познавательную , волевую сферы человека. Музицирование- это источник положительных эмоций , который расширяет жизненный опыт , стимулирует к активной деятельности.
Цель нашей работы: эстетическое воспитание, воспитание любви к родным местам, к малой родине.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с биографией и творчеством Д.Б. Кабалевского
2. Познакомиться с историей создания песни-гимна «Наш край»
3. Познакомиться с понятием шумового оркестра и используемыми при исполнении инструментами(бубен, трещетка и треугольник)
4. Исполнение песни «Наш край».
Мы считаем эту тему очень интересной и актуальной, так творчество Кабалевского имеет огромное значение в развитии: способствует эстетическому и патриотическому воспитанию, развивает слух и чувства прекрасного.
Методы:
изучение литературы; работа с ресурсами Интернет; систематизация материала; планирование работы; разучивание песни; синтез вокальной и инструментальной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Знакомство с биографией и творчеством Д. Б. Кабалевского
Тема любви к Родине, ее бескрайним просторам со множеством уникальных уголков, куда возвращаются мысли, воспоминания-любимая для поэтов, писателей, художников и конечно же музыкантов.
Сегодня мы остановимся на произведении Дмитрия Борисовича Кабалевского, «Наш край».
Его творчество имеет огромное значение – будучи профессором московской консерватории и редактором многих музыкальных изданий, он создал огромное количество работ, раскрывающих методы эстетического воспитания, обучения музыке, развития слуха и чувства прекрасного.
Родился Дмитрий Борисович 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге Петербурге в семье служащего. Там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы).
Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая окончила женскую гимназию в Царском селе и получила диплом домашнего учителя. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство.
Отец композитора хотел, чтобы мальчик изучал точные науки, но ещё с раннего юношества он делал успехи в поэзии и живописи, очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки, а больше всего любил импровизировать на фортепиано.
С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. С родителями в 1918г будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35(в 1922г). Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, которую окончил в 1930г.
Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор стал преподавателем, а в 1939 году уже профессором.
История создания песни-гимна «Наш край»
Тема любви к Родине, её бескрайним просторам со множеством уникальных уголков, куда возвращаются мысли, воспоминания-любимая для поэтов, писателей, художников и конечно же музыкантов.
Дмитрий Борисович внёс большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения. Он написал очень много песен для детей. Все они о дружбе, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине.
Сегодня мы познакомимся с одной из этих песен «Наш край» с нежной вальсообразной мелодией и тёплыми словами о Родине А. Пришельца-это советский поэт-песенник(1893-1972), посвятивший свои стихи Родине, родному краю, с которым связаны самые близкие ему «неповторимые картины» сельской природы, детства.
Как же появилась эта песня?
Эта история произошла летом 1952 года в посёлке Руза, недалеко от Москвы, в Доме творчества композиторов.
Надо было целиком посвятить себя сочинению концерта для фортепиано с оркестром, давно задуманного и долго остававшегося незаконченным. Кабалевский работал уединённо и вдохновенно…
Однажды на террасе раздался топот. Появилась группа пионеров, возглавляемая очень серьезным мальчиком. Не тратя время на лишние разговоры, мальчик заявил, что послезавтра в лагере, расположенном по соседству, будет торжественная линейка и нужна песня. Напишите, пожалуйста, к завтрему песню!
Безапелляционные заказчики исчезли так же неожиданно, как и появились.
Их визит показался композитору забавным, но не только забавным. На следующее утро Дмитрий Кабалевский с нотами в руках появился на территории пионерского лагеря. Ребята еще спали. Дежурный указал композитору, в какой палатке досматривают сны его вчерашние гости.
Разбудив их, композитор сказал, стараясь подражать категорическому тону заказчика:
— Вот песня для вашей торжественной линейки. Прошу выучить всем лагерем. Я приду завтра, проверю, как вы выполнили мое задание.
Ему хотелось уйти так же молниеносно, исчезнуть, как вчера это удалось пионерам, посетившим Дом творчества.
Исчезновение удалось. А еще через день с берегов Москвы-реки к композиторским дачам донеслась песня. Ее исполняли очень точно — может быть, несколько скованно. Но потом запели звонче, шире — что называется, распелись.
Композиторы, находившиеся в Доме творчества, спрашивали друг друга: что это там на берегу поют пионеры? Хорошая песня. Народная, что ли? Как же мы ее раньше не знали?
Это было в 1950 году. Так родилась эта лирическая, детская и взрослая песня о Родине, ставшая в наши времена одной из популярнейших и любимых и продолжает очаровывать людей.
Знакомство с понятием «шумовой оркестр».
Сегодня мы не просто споем эту песню, а представим вашему вниманию вокально-шумовое трио.
Эту идею нам подсказал Карл Орф, который считал, что «шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, а творчество помогают превратить исполнение в увлекательную музыкально – эстетическую игру».
При исполнении мы использовали такие инструменты, как треугольник, бубен и трещётку. Рис.1
История, традиции и использование в музыке треугольника
Треугольник – один из самых малоизученных. Рис.4
По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. Об этом свидетельствуют описания, датируемые XV веком. Есть и более ранние данные. В XIV столетии о нем писалось в имущественных записях городов южной Германии.
В XVIII веке железный треугольник стал частью симфонических оркестров. Примерно в это же время его звучание услышали меломаны России. Инструмент звучал не только на концертах, но и использовался войсками императрицы Елизаветы Петровны. В простонародье он стал называться «трензелем».
в Греции он стал атрибутом празднования Рождества. Держа в руках и исполняя на нем различные вариации, гости приходят в дома близких и незнакомых людей, чтобы поздравить с любимыми зимними праздниками.
Играют на нем при помощи специальной палочки, которую музыканты называют «гвоздь». Она изготавливается из того же материала, что и сам треугольник. Во время игры исполнитель ударяет палочкой по рамке или проводит по ней. При этом значение имеет прикосновение пальцев к металлическому контуру. Так музыкант контролирует силу звука, его продолжительность, глубину вибраций. Для его создания задействуют особый вид стали – серебрянку.
Одно из первых произведений, в котором треугольнику отведена главная роль- концерт №1 для фортепиано с оркестром Ф.Листа В середине XIX век написанный в 1849 году. Это произведение даже получило в среде музыкантов шутливое прозвище – концерт для треугольника.
История бубна
Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Рис.3
Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.
На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей.
Бубен известен среди всех народов мира. Рис.2 Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:
1.Гавал, даф, дойра известны в восточных странах
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрёл популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.
Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.
Трещётка. История появления.
Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши.
«Вот трещотка!» — говорят про излишне болтливых людей, однако не все знают, что именно скрывается под этим названием. А ведь трещотка — это музыкальный инструмент, известный с давних пор. Трещотки, как самозвучный музыкальный инструмент, широко использовались в свадебных обрядах во время плясок. Это исконно русский музыкальный инструмент, представляющий собой ряд деревянных плашечек, нанизанных на кожаный ремешок. Рис.6
Среди деревянных народных музыкальных инструментов Руси с давних времён известны трещотки. Они относятся к ударным инструментам, так как заменяют собой хлопки в ладошки, что так же часто практикуется при групповых исполнениях песен, обрядовых куплетов и танцев во время различных народных праздников, гуляний и свадеб.
Доподлинно неизвестно где, кем и когда были изобретены трещотки. Существуют лишь некоторые археологические свидетельства, предполагающие появление пластинчатых шумовых музыкальных инструментов под Новгородом не позднее XII века. А также они использовались и в других областях европейской части России. До сих пор имеются мастера в деревнях Тульской, Калужской, Новгородской, Курской и Ленинградской областях, занимающиеся изготовлением трещоток разных конструкций.
Причинами их появления в средние века, скорее всего, стали такие факторы:
· обыкновенное желание разнообразить скудный набор музыкального сопровождения у сельчан самодельным и простым по изготовлению ударным инструментом;
· хлопать в ладоши на уличных праздничных мероприятиях морозными зимами очень затруднительно (а трещоткой можно действовать в варежках).
Деревянный ударный музыкальный инструмент трещотка имеет ещё одно название – трескотуха.
По конструкции трещотки делятся на 2 основных вида:
· пластинчатые; рис.6
· круговые. Рис.5, 7
·
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённой работы мы познакомились с творчеством Д.Б. Кабалевского и песней «Наш край», такими инструментами как бубен, трещётка и треугольник.
Данная работа развивает творческое мышление, память, слух, чувство ритма, дыхание, любознательность, воображение, интерес к творчеству. Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, а так же помогает осознавать ее как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с нею связанные.
Завершить нашу работу хотим словами гениального композитора и педагога Д. Б. Кабалевского: «музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://fb.ru/article/195283/tvorchestvo-i-biografiya-kabalevskogo
2. Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
3. http://spacenation.info/treschotka.html Приёмы игры на трещотке
4. http://www.samoffar.ru/tre.shtmlсайт «Гуляй душа»
5. http://eomi.ws/percussion/rattle/ История трещотки
6. http://spacenation.info/Сайт Русские народные музыкальные инструменты