8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Защита проекта начальной школы «Баргузинский заповедник»

Автор: Наталья Александровна Карих

 

Защита проекта начальной школы

«Баргузинский заповедник»

(праздник для всей начальной школы)

 

Авторы:

обучающиеся 1-4 классов

 

МОУ «Тубинская СОШ»

 

 

Соруководитель: 

Карих Наталья  Александровна, учитель начальных классов                                                                        

 

 
 
 

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть ещё природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

 

Но человек, часто не задумываясь, наносит природе непоправимый вред. С каждым днём вырубается всё больше лесов, загрязняются водоёмы, воздух. Страдают многие растения и животные. Если раньше встречались часто, то сейчас некоторые виды исчезли совсем. Природа гибнет и просит у нас защиты…

Наше государство проявляет большую заботу об охране природы.

В России сегодня 101 государственный заповедник.

В Иркутской области – 5 заповедников.

С 1 сентября 2011 года начал действовать Эдучанский заказник по охране животного мира Иркутской области.

Н.В. Ребята нашей школы тоже внесли свой немалый клад в дело защиты окружающей среды.  В течение  года в нашей школе прошёл целый ряд  экологических акций.  

 

Н. В. Недавно мы закончили работать над проектом «Птичья столовая». Результатом этого проекта явились, сделанные совместно с родителями, кормушки и скворечники для птиц. В течение всей зимы  ребята каждый день подкармливали пернатых друзей  и  помогли птицам пережить суровую зиму. Они доказали на практике, что могут  быть полезными природе.

 Проект «Птичья столовая».

 

В ходе проекта  «Птичья столовая» мы не раз встречали упоминание о Баргузинском заповеднике. Нам захотелось побольше узнать не только о птицах, но и о животных, растениях на его территории, создать карту-путеводитель и энциклопедию с описанием обитателей заповедника. Так появилась идея проекта «Баргузинский заповедник».

 

  Цель: собрать материал и написать книгу о Баргузинском заповеднике.

Мы решили узнать, что явилось причиной основания «Баргузинского заповедника», где он расположен и какова его история, исследовать достопримечательности заповедника, его флору и фауну.

найти, систематизировать и оформить нужную информацию;

научиться анализировать результаты и представлять приобретённую информацию;

развивать, инициативу, самостоятельность.

Карта перед вами!

И мы написали книгу! Посмотрите, какая замечательная она у нас получилась.

Мы собирали материал для нашей книги  целых 3 месяца. В её написании приняло участие  46 обучающихся начальных классов,  90 родителей,  учителя.  Большую помощь оказывали жители посёлка. Проект захватил всех. Одни ребята искали информацию, представляли её. Они были настоящими исследователями, а остальные – внимательными и благодарными слушателями.

Каждый класс определил для себя объект исследования.

(хором по классам встают,  говорят и показывают)

4 класс «История создания заповедника»

1 класс: «Достопримечательности»

3 класс: «Флора»

2 класс: «Фауна»

 Ребята вместе с классными руководителями  спланировали деятельность по решению задач, продумали, что хотят  получить в результате проекта.

 

И началась самая интересная часть нашей работы. Мы узнали много источников получения информации и даже научились выходить в интернет и там искать то, что нам нужно. Но мы столкнулись с проблемой. Оказалось, что весь материал предназначен для взрослых людей. Он написан непонятным языком, имеет много научных и специальных терминов.

Неоценимую помощь нам оказали наши родители и учителя. Вместе с ними нам пришлось заниматься «переводом» найденной информации со взрослого языка на понятный нам – детский. Так родилась идея составить и поместить в конце книги  словарь специальных терминов и непонятных слов, чтобы даже самые маленькие – первоклашки читали и понимали всё.

При оформлении проекта самым трудным было проанализировать собранный материал, выделить главное  и сформулировать выводы:

Выводы  

1. Природа, флора и фауна  заповедника очень похожи на нашу.

2. Одинаковые проблемы  окружающей среды.

3. Наша родная природа нуждается в защите.

            Мы с удивлением обнаружили,  что природа, флора и фауна  заповедника очень похожи на нашу. В нашей родной  тайге растут такие же деревья, кустарники, ягоды и цветы, водится много одинаковых животных, но их становится всё меньше и меньше.

И наша родная природа нуждается в защите.

Но собрать и проанализировать материал – это половина  задуманного  дела.  Мы старательно готовились к защите своих мини-проектов,  учились  ораторскому искусству.

И вот, наконец,  в классах прошли презентации наших  мини-проектов. Это были мини-конференции, праздники, игры-путешествия, интеллектуальные игры.

Сейчас мы хотим поделиться теми знаниями, которые  добыли. Мы расскажем вам только самое интересное и удивительное.

 

4 класс

В России в конце XIX – начале XX веков, вывоз и продажа за границу пушнины приносила большую прибыль государству. Но соболя в тайге становилось всё меньше и меньше.

Поэтому правительством была организована «соболиная» экспедиция в Сибирь под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира. В трудных условиях учёные изучали баргузинского соболя,  обследовали территорию, искали место для будущего заповедника.

И это место было найдено!

 «Заповедный» в русском языке означает нечто неприкосновенное, где нетронутой сохраняется природа на особых территориях, «навечно изъятых из всех видов пользования».

Наверное, вряд ли найдётся в России человек, который бы ничего не слышал о Байкале. Самое древнее и глубокое,  на планете озеро, самое чистое, и  прозрачное! Самое красивое!

 На северо-восточном берегу этой «сибирской жемчужины»,  где живописное побережье переходит в тайгу, а потом – к вершинам величавых гор, там, где кристально чистая вода, свежий воздух и нетронутые доселе цивилизацией леса, раскинул свои владения Баргузинский государственный природный заповедник.

 

 Баргузинский государственный природный заповедник.

Основан в 1916 году. В 1986 г. Включен в категорию биосферных

Общая  площадь – почти 380 000 га.  плюс 150 тыс. га. акватории  озера Байкал

Давайте же посмотрим на достопримечательности заповедника, чем он интересен и чем он славится.

 

1 класс

 

 

 

 

 

Мы, первоклассники, знакомились с самыми красивыми местами Баргузинского заповедника. Посмотрите, это ли не чудо! Долина реки Шумилиха, песчаные дюны, горные озёра, удивительной красоты ансамбль из 7 озер, водопады.

На десятом километре от берега Байкала  река Шумилиха образует живописный водопад — любимое место экскурсантов. С мощным грохотом, многократно усиленным горным эхом, водный поток  устремляется вниз по необыкновенно живописным «курчавым» скалам, оставляя за собой шлейф из переливающейся всеми цветами радуги водяной пыли.

Один из самых очаровательнейших уголков Байкала – меандр (изгиб, узор)  на реке Большая.  Ему дано, согласитесь, очень точное имя «Над вечным покоем». Посмотрите, какая красота! Вот бы там побывать…

Удивительной красоты и богатства озёра, названия которых связаны с большим количеством их обитателей: Карасевое и Хариусовое. Самое крупное озеро,  длиной до 1 км озеро Песчаное Карасевое находится в стадии зарастания. Это место произрастания кувшинки и обитания обыкновенного ужа, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия.

Есть в Баргузинском заповеднике полезные для здоровья горячие источники, некоторые из них используют как бани, только на берегах реки Большая обнаружено их 16. Самая маленькая температура воды 25,   максимальная — 75 градусов Цельсия.

 

Уже на подходе к ним запах сероводорода оповещает о наличие здесь термальных выходов. Эти места — настоящие оазисы в безбрежном море суровой горной тайги.  Своеобразна и растительность этих уникальных мест. На поляне густо разрослись папортник-орляк, достигающий иногда человеческого роста, и высокие кусты черёмухи. Над ключами растут несколько кустов боярышника, который в других местах северо-восточного Прибайкалья не встречается. Впечатляют гигантские осины, ели, пихты, кедры, растущие на обогреваемой ключами террасе.

Вот какими увидел термальные источники  зимой биолог О. Гусев: «…В большие морозы над ключами густыми белыми клубами поднимается пар. Он оседает на тончайших ветках кустарников, на махровых хвойных лапах. Постепенно все окружающие предметы покрываются ажурными узорами, напоминающими тонкие кружевные украшенья морозной оконной живописи»

3 класс

Мы изучали флору заповедника, то есть растительный мир, и узнали, что флора Баргузинского заповедника представлена 600 (шестьюстами) видами растений, среди них встречаются эндемики и реликты.

Флора — 600 видов растений,  132 вида грибов, 212 видов лишайников, 1241 вид низших водорослей, 1024 вида высших растений, в т.ч. 886 сосудистых и 147 мхов., 55  — редкие.

Очень удивились, когда узнали, что вся  растительность располагается в виде «лесенки». Это высотные пояса растительности.

Более половины территории заповедника занимает самый верхний безлесный пояс – гольцы. Большая часть этого пояса покрыта высокогорными альпийскими лугами. Это мир кедрового стланика и почти непроходимых  ерников – карликовых кедров, берез и ив.

Чуть ниже находится тундра.

Еще ниже простирается тайга. В тайге растут, в основном, хвойные деревья, много мха, лишайников и багульника.

Поймы  рек — это царство смешанных лесов. Они состоят из хвойных и лиственных деревьев.

Изучили 20  растений, о них можно прочитать в нашей книге.

Узнали   много интересного и удивительного. А рассказать хотим о растениях тайги, потому что …

  …мы ведь тоже живем в Сибири,
Где тайга без конца,
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели,
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят,
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.

1.               Составили книгу рекордов Гиннеса Баргузинского заповедника.

Представляем интересные данные о хвойных деревьях.

·                 Я — сосна обыкновенная, и я самое высокое дерево Баргузинского заповедника. Вырастаю до 80 метров.

·                 А я – пихта. Я самая маленькая среди хвойных. Мой рост всего 30 метров.

·                 А я – сибирский кедр – долгожитель. Могу жить 800 лет. Я ещё  и самый толстый из всех деревьев. Раньше на территории Баргузинского заповедника встречались кедры, из которых выпиливали доски  шириной 2,5 аршина  (1м 78 см). Но сейчас мы стали тоньше, всего до полутора метров в диаметре.

·                 А я – лиственница – живу обычно 300 – 400 лет, но в заповеднике среди нас тоже есть долгожители. Нас мало, но нам уже почти 800 лет.

·                 Я – всеми любимая ёлка обыкновенная. Обычный мой возраст самый маленький среди хвойных — 150 – 200 лет. Но здесь, в заповеднике, некоторым из нас скоро 400!  Мы растём всю жизнь, поэтому и до конца жизни  сохраняем островерхую коническую крону и выглядим  вполне молодыми.

1.     Научились отличать  хвойные деревья друг от друга.

У них разные шишки, хвоинки и кора.

У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки.

Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть.

Спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, несъедобные.

2.     Это интересно!

Оказывается, что кедр – это вовсе не кедр!

Это хвойное дерево всем знакомо под названием «кедр». Но такое название с ботанической точки зрения неправильно. Дело в том, что в растительном мире существует настоящий кедр. Он не растет в России и, совершенно, не похож на нашу сибирскую сосну ни по внешнему облику, ни по особенностям строения. Это самостоятельный род, насчитывает 4 вида. Никаких орешков на нем не образуется. И семена его несъедобны. А дерево, которое мы привыкли называть кедром – это сибирская сосна.

Знаете ли вы, почему в ельнике растут цветы только белые, а не других цветов?

 Дело в том, что ветер редко залетает в нижние этажи ельника, поэтому воздух там неподвижный. Опыляют весенние цветы только шмели и пчёлы, а белый цвет лепестков для них лучше заметен в полумраке елового леса.

Почему у сосны такой чистый, стройный и золотистый ствол?

 

Внизу у сосны сучья не растут, потому что питательные вещества в нижних этажах деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются. Поэтому нижние сучки без питания отмирают. Вот почему у сосны такой чистый, стройный, золотистый ствол.

Где применяются?

Древесина хвойных деревьев используется в строительстве и химической промышленности. Это мы знали! Но, оказывается, что окаменевшая смола древесных сосен превращается в янтарь. Это отличное сырьё для изготовления украшений. Посмотрите, какая красота!

3.     Это необычно!

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью.  Поэтому люди слагали легенды и предписывали деревьям сверхъестественные свойства.

Дерево, как и растение,  вообще, соотносится с человеком по внешним признакам —  ствол – туловище, корни – ноги, ветки – руки, соки – кровь. 

Есть «мужские» и «женские» деревья. Например, есть береза  и березун. У  березы ветки распускаются в стороны, у березуна – вверх.

 Белая берёза стала символом России.

В старые времена, чтобы исцелить душевные раны, первым делом обращались к лиственнице. И сейчас верят, что если искренне поведать дереву о своих переживаниях, оно непременно улучшит настроение и поможет настроиться на позитив.

Рябина — символ скромности и изящества. Считается, что рябина девочкам, женщинам дает силу, любовь и прибавляет красоты. С этой же целью рекомендовали носить самодельные бусы из ягод рябины.

У славянских народов шиповник – символ красоты, любви и крепкой мужской стати.

Цветущий багульник-символ и гордость Сибири!

Много загадок тайн и загадок хранит в себе каждое деревце, каждый цветок и травинка. Почти все они лекарственные! Но это тема для следующих исследований и проектов!

Много растений Баргузинского заповедника занесены в Красную книгу, потому что их становится катострафически мало. Среди  них есть такие, которые растут в нашей местности. Например, всеми любимый жарок – купальница и венерин башмачок.

Н.В. Ребята 2 класса исследовали фауну заповедника  и сейчас о ней расскажут.

 

2 класс

Фауна Баргузинского заповедника типично таежная: включает 41 вид млекопитающих, 280 видов птиц, 6 видов рептилий, 3 вида амфибий, 50 видов рыб и свыше 790 выявленных видов насекомых.

 Изучая Баргузинский заповедник мы узнали, что здесь водятся такие таежные животные, как: волк, лисица, ласка, горностай, заяц-беляк, рысь, бурый медведь,  белка, крошечная бурозубка, благородный олень, встречается кабарга,  солонгой, альпийская пищуха и полевки. 

В пресных водах Жемчужины Сибири живёт тюлень — байкальская нерпа, которая отличается от своих сородичей внешним видом,  а королём пушных зверей заповедника является  Баргузинский соболь.

Мы узнали, что у бурятского населения особым почитанием пользуется орел,   являющийся птицей байкальских легенд. До сих пор буряты свято верят, что человек, убивший или ранивший орла, непременно сам вскоре умрет.

В Прибайкалье обитает 7 видов орлов, из них — орлан-белохвост,  орлан-долгохвост.

Среди птиц здесь также гнездятся:  каменный глухарь, мохноногий и воробьиный сычи,  ястребиная  и ушастая совы, здесь можно увидеть  белую и тундренную куропаток и других птиц.

Изучая животных, мы обращали большое внимание на среду их обитания,  внешние отличительные особенности, как животные  ведут себя в природе, чем питаются и как размножаются.

Но сейчас нам хотелось бы рассказать о тех животных, которые заинтересовали и удивили нас больше всего.

 

                А свою книгу мы  назвали «В краю кристально чистых вод, тайги и соболей…». Название книги символично. Наши мини-проекты – это странички большой и нужной книги. Получается, что каждый из нас, как маленький ручеёк, который влился в большую реку знаний.

Мы подарим нашу книгу  школьной библиотеке. И ею смогут пользоваться ребята, которые учатся сейчас, а также те, кто придёт в школу потом.  

(Вручили библиотекарю школы: Вере Семёновне)

Изучать окружающий мир недостаточно. Нужны реальные помощь и дела. Впереди – новый проект «Посадка парка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи