Автор: Полуешкина Наталья Валерьевна
Творческий проект
на тему: «здоровый образ жизни»
Возрастная категория: 1-4 классы
У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить своё здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
На уроке окружающего мира мы недавно проходили тему
«Здоровый образ жизни».Эта тема нас заинтересовала, и мы решили узнать, как ребята нашего класса относятся к своему здоровью. Решили провести исследование в нашем классе среди учащихся и родителей.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия…».
Поистине страшные цифры выдает нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют физиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодых поколений.
Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.
Цель проекта:
· Показать значимость здорового образа жизни.
· Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
· Прививать любовь к спорту и физической культуре.
Задачи проекта:
· Выяснить, что такое здоровье.
· Провести анкетирование среди учащихся класса и их родителей.
· Выпустить буклет и листовку про здоровый образ жизни.
· Организовать выставку рисунков по теме проекта
·
Работа велась по следующим направлениям:
· Социологическое.
· Медицинское.
· Спортивное.
· Исследовательское.
· Конструкторское.
· Творческое
1.Социологическое направление.
Здесь мы изучили общественное мнение класса. Мы разработали анкету для ребят нашего класса. В анкету мы включили такие вопросы как:
1. Какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
2. Какой режим дня правильный?
3. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
4. В каких случаях нужно мыть руки?
5. Как часто нужно принимать душ?
6. Что такое здоровье?
И выяснили, что основная часть опрошенных детей хорошо знает ответы на такие вопросы как:
2. Какой режим дня правильный? 65% правильных ответов
3.Сколько раз в день нужно чистить зубы? 100% правильных ответов
4.В каких случаях нужно мыть руки? 70% правильных ответов
5.Как часто нужно принимать душ? 55% правильных ответов
Ребята затруднялись ответить на такие вопросы как:
1. Какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? 43%правильных ответов
2. Что такое здоровье? 38%правильных ответов
Из результатов анкетирования мы увидели, что учащиеся 3 класса имеют некоторые представления о здоровом образе жизни, но полной информацией не владеют.
Затем мы попросили родителей, чтобы они заполнили анонимную анкету о здоровом образе жизни. Из анкетирования мы увидели, что:
- 33% — родителей читают литературу о здоровом образе жизни;
- 33% — используют полученные знания о здоровом образе жизни;
- 76% — родителей считают образ жизни своей семьи здоровым;
- Всего лишь 5% — делают утреннюю зарядку;
- У 51% семей есть вредные привычки;
- 92% — питаются регулярно;
- 100% — родителей воздействуют на своих детей с целью формирования у них привычек к здоровому образу жизни;
- 63% — родителей занимаются физическими упражнениями и подвижными играми вместе со своими детьми;
- Не так много 11% — занимаются закаливанием;
В целом мы увидели такую картину, что 52% родителей 3 «а» класса стремятся к здоровому образу жизни и формируют привычки у своих детей к здоровому образу жизни.
Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое. Именно поэтому мы решили разработать буклет и листовку о здоровом образе жизни.
Медицинское направление.
Затем мы обратились к медицинскому работнику нашей школы с вопросом: «Кто чаще всего болеет?» Она нам ответила, что чаще всего болеют дети, которые:
· не занимаются спортом,
· не соблюдают режим дня и режим питания,
· кто курит и употребляет алкоголь.
Спортивное направление.
Вместе с учителем физкультуры Лидией Андреевной мы составили беседу «Чем полезна физкультура?», а так же Лидия Андреевна рассказала, почему модно быть спортсменом. Спотсменов всегда уважали за их достижения в спорте. Наша страна славится спортсменами во многих видах
спорта. Мое достижение 1место в первенстве Брянского района по лыжным гонкам.
Исследовательское направление
Затем мы выясняли, что такое здоровье. Мы обращались в библиотеку, спрашивали у родителей, пользовались Интернетом. Из словарей мы выяснили, что
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, нормальное функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Психологическое здоровье –зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье–Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, неприятие пагубных привычек.
Отсюда вытекает
«Семь ступеней здоровья»
1. Глубокий и длительный сон.
2. Соблюдение режима дня.
3. Правильное питание.
4. Отсутствие вредных привычек.
5. Занятия спортом.
6. Соблюдение правил личной гигиены.
7. Хорошее настроение.
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни — это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. Понятие «здоровый образ жизни» включает: медико-социальную активность, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических норм и правил, своевременное обращение за лечением, за советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания.
ЗОЖ — это способ деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
· отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, употребления наркотиков;
· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
· движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных, физиологических особенностей;
· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
· закаливание.
Конструкторское направление.
Затем мы придумали и выпустили буклет и листовку про ЗОЖ. В листовку были включены разделы : правильное питание, режим дня, правила личной гигиены и закаливание, сегодня модно быть спортсменом, отказ от пагубных привычек. Буклеты мы раздали в каждый класс . Листовку разместим в фойе гимназии. Каждый может ее изучить.
Творческое направление.
Нами была организована выставка по теме проекта и подведены итоги.
Заключение
Работая над творческим проектом «Мы выбираем только здоровый образ жизни» мы узнали:
· что такое здоровье;
· здоровый образ жизни;
· какие дети часто болеют;
· что нужно, чтобы быть здоровым.
· Изготовили буклет и листовку про здоровый образ жизни.
Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в творческом проекте о здоровом образе жизни. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету.
Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая на Ваш взгляд правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество.
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
· Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
· Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
· Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)
· Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда)
· Есть ли у Вас или других членов семьи вредные привычки? (Да, нет, иногда)
· Как Вы организуете питание в Вашей семье ?(Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
· Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? ( Положительно, отрицательно, не воздействует)
· Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)______________________________________________________________________________
· Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?(да, нет)
· Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)
· Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
· Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
· Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)
· Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в школе, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням)
Благодарим за оказанную помощь.
Желаем Вам здоровья и благополучия!
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА (ЗОЖ)
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
1 Мыло
2. зубная щетка
3. полотенце для рук
4. мочалка
5. зубная паста
6. шампунь
7, тапочки
8.полотенце для тела
2.На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи — одно изник правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
8.00 |
9.00 |
|
Обед |
13.00 |
15.00 |
Полдник |
16.00 |
18.00 |
Ужин |
19.00 |
21.00 |
3. Оля, Вера и Таня не могут решить — сколько раз в день нужно
чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
1. Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи,
2. Зубы нужно чистить утром и вечером,
3. Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день
4. Тебя назначили дежурным, Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки?
1. Перед чтением книги
2. Перед посещением туалета
3. После посещения туалета
4. После того, как заправил постель
5. Перед едой
6. Перед тем, как идешь гулять
7. После игры в баскетбол ,
8. После того, как поиграл с кошкой или собакой
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь:
1. Каждый день
2. Два-три раза в неделю
3. 1 раз в неделю
6. Что такое здоровье?
Ключ к анкете для 3 класса
Вопрос 1. Представь, что ты приехал в пионерский лагерь….
Мыло —- 0, зубная щетка — 2, полотенце для рук — 0, мочалка — 2, зубная паста — 0, шампунь — 0. тапочки — 2, полотенце для тела—2.
Вопрос 2. На дверях столовой вывесили…
Вариант 1 —4 балла. Вариант 2 — 0 баллов.
Вопрос 3. Оля, Вера, Таня…
«Зубы нужно чистить по вечерам….»—0 баллов,
«Зубы нужно чистить утром и вечером»— 4 балла,
«Зубы нужно чистить по утрам» — 0 баллов.
Вопрос 4. Тебя назначили дежурным….
Перед чтением книги — 0 баллов.
Перед посещением туалета—2 балла.
После посещения туалета—2 балла.
После того, как заправил постель — 0 баллов.
Перед едой—2 балла.
Перед тем, как идешь гулять—0 баллов.
После игры в баскетбол—2 балла.
После того, как поиграл с кошкой или собакой—2
балла.
Вопрос 5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям при нимать душ?
Каждый день—4.
Два-три раза в неделю—2 балла.
1 раз в неделю—0 баллов.
36-30 — высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ,
29-24 — достаточный уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ,
23-18 — недостаточный уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ,
меньше 18 — низкий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ