8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Технология обучение в сотрудничестве

Автор: Евгения Викторовна Мингалева

Технология обучение в сотрудничестве

Структура проведения «Мастер-класса»:

 

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

 

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.

В современном образовании существует ряд проблем. Для начала подумаем, что является главными проблемами современного образования? (социальные проблемы, методологические, несоответствие содержания и соц. заказа, а так-же отсутствие мотивации к знанию, бессмысленность знания, образования).

 Одна из таких проблем – проблема чтения и понимания прочитанного. С ней сталкивается каждый учитель, а учитель литературы – чаще других. «Кто виноват?» — вопрос риторический, и искать ответ на него – сизифов труд, а вот «Что делать?» — вопрос злободневный, и настоящий учитель пытается ответить на него каждый день.

         Помочь найти ответ на этот «вечный» вопрос могут современные образовательные технологии, умелое использование которых повышает не только интерес к предмету, но и активность и заинтересованность каждого ученика.

         В чем причина отсутствия активности обучающихся и отсутствие заинтересованности в обучении? (ответы, предположения).

Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

Целеполагание, т.е установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

Т.е целью нашей работы сегодня будет что?

-поиск решения задач на определенных этапах образования.

Сделаем промежуточное предположение, о необходимости и актуальности личностно-ориентированного образования, сущность которой заключается в том, что добывание и усвоение знаний происходит через организацию совместной деятельности учащихся в малой группе, когда они активно общаются друг с другом в процессе решения общей познавательной или творческой задачи.

Задачи:

         Определить методику

          Рассмотреть ее особенности

          Опробовать на практике

         Провести рефлексию

         информирование о сущности технологии обучения в сотрудничестве, как о способе достижения успеха

         Инициирование активности участников мастер-класса

         Развитие навыков сотрудничества

Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).    

Сотрудничествоэто совместная деятельность, участие в каком-либо совместном деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Совместная деятельность-основная модель организации образовательной деятельности детей; деятельность двух или более участников образовательного процесса, по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

В педагогике Обучение в сотрудничестве — является обучение без принуждения. В процессе данного взаимодействия упор делается на вовлечение обучаемого в учебный процесс, совместную работу учителя и ученика в коллективе и индивидуальный процесс овладения новыми навыками, что способствует в конечном итоге формированию всесторонне развитой личности – а это требование ФГОС.

Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

Как возникает ситуация обучения в сотрудничестве? Что это такое? – Эта ситуация возникает, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи обнаруживает причины своей неумелости и указывает их учителю. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества с учителем становится условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. 

         Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто

что-то вместе выполнять. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Отсюда вытекают принципы, на основе которых строится обучение в сотрудничестве:

1. Научился сам – научи другого.

2. Принцип индивидуальной ответственности.

 3. Принцип равных возможностей для достижения успеха.    

Структурные элементы технологии:

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).

Рассказ педагога о проекте занятия.

Для составления урока в рамках обучения в сотрудничестве, необходимо учитывать последовательность этапов, определяющих деятельность учителя и обучающегося.

Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.

 Для создания ситуации обучения в сотрудничестве   необходимо : разбить учащихся на группы по 4—5 человек и предложить  им коллективно выполнить какое-либо задание — решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д. — Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. 

 

         3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

I этап. Презентация педагогического опыта по технологии.

Представление основных идей технологии «Обучение в сотрудничестве».

Предлагается по картинкам, догадаться о какой технологии пойдёт речь.

После этого приглашаются 4 участника. Их задача собрать определение, что такое технология сотрудничества.

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Пока собирается определение приглашаются еще 4 участника. Их задача вспомнить слова с приставкой со-  и доказать их связь с сотрудничеством.

Выслушав выступления групп, предлагается обсудить приём «Индивидуально-групповая деятельность». Для этого приглашаются дополнительно 4 участника. Их задача объяснить кратко, что они понимают под этим понятием. Объяснения записываются на доске.

— деление на группы

— в группе дети разные по уровню обученности

— индивидуальное задание для каждого

— результат работы общий, общая оценка

— личная ответственность каждого члена группы

— взаимозависимость

(Каждому участнику согласно группы прикрепляется соответствующего цвета смайлик: жёлтый, зелёный, голубой, розовый).

II этап. Демонстрация приёма.

Участники, которые имеют цветные смайлики, выходят вперёд. Им предлагается побыть в роли 5-тиклассников на уроке русского языка по теме «Фразеологизмы». Каждому предлагается взять листок бумаги того цвета, какого цвета у них смайлик, прочитать содержимое карточки и разбиться на группы.

«Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, только пятки засверкали.

«Все без исключения»: все как один, от мала до велика, и стар и млад.

«Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком.

«Говорить вздор»: нести ахинею, молоть ерунду, нести галиматью.

Деление на группы по определённому признаку (по значению фразеологизмов).

Выбирается один из предложенных фразеологизмов, с которым группа будет работать. Внутри группы распределяются роли, согласно способностям: художник, исследователь, писатель, лингвист.

Задача художника – сделать иллюстрацию к данному фразеологизму.

Задача исследователя – узнать значение фразеологизма.

Задача писателя – придумать небольшой рассказ с данным фразеологизмом (3-5 предложений).

Задача лингвиста – вспомнить (найти) противоположный по значению фразеологизм.

(Каждый участник группы должен выполнить свою часть работы  на листе своего цвета).

Участники групп должны наглядно продемонстрировать итог своей работы. На выполнение работы  даётся 5 минут.

Демонстрация работ у доски всей группой. Перед демонстрацией оговаривается, что нужно будет оценить работу соседей справа с помощь незаконченной фразы (приём «Вертушка»).

«Нас удивило ….»

«Нам понравилось …»

«Хотелось бы посоветовать …»

«Хочется поблагодарить …»

 

Рефлексия: Оцените свою работу в группе с помощью фразеологизма.

Шевелить мозгами

Краем уха.

Хлопать ушами.

Считать ворон.

Не покладая рук.

Спустя рукава.

Засучив рукава.

До седьмого пота.

 

4. Моделирование

Участники объединяются в первоначальные группы (по предметам). Учителям русского языка предлагается смоделировать фрагмент урока по теме «Средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты», используя приём «Индивидуально – групповой деятельности».

Остальные педагоги должны предложить, в каких темах смогут использовать данный приём в рамках своего предмета.

 

5. Рефлексия

         Получилось ли у вас определиться с собственными целями изучения, выбрать наиболее интересную для вас?

         Какие способы решения задач для себя вы выбирали?

         Удалось ли вам получить новый опыт и сформировать новые цели, задачи, возможно что-то захотелось рассмотреть более глубоко?

         Ваши замечания и предложения?

Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

 

Список используемой литературы:

1) И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин . Системный подход//Новая философская энциклопедия В4т. Т. 3.М.: Мысль. 2001.

2) Н.М. Борытко., И.А.Соловцова., А.М.Байбаков. Педагогика-М.:Академия

3) В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. — М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.

4) В.И.Дьяченко. Сотрудничество в обучении — М., Просвещение, 1991.

5) А.И.Федоров. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008.

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи