Автор: Евгения Викторовна Мингалева
Технология обучение в сотрудничестве
Структура проведения «Мастер-класса»:
Однако то, что ребёнок сегодня умеет
делать в сотрудничестве, завтра он
сумеет сделать самостоятельно.
Л. В. Занков
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.
В современном образовании существует ряд проблем. Для начала подумаем, что является главными проблемами современного образования? (социальные проблемы, методологические, несоответствие содержания и соц. заказа, а так-же отсутствие мотивации к знанию, бессмысленность знания, образования).
Одна из таких проблем – проблема чтения и понимания прочитанного. С ней сталкивается каждый учитель, а учитель литературы – чаще других. «Кто виноват?» — вопрос риторический, и искать ответ на него – сизифов труд, а вот «Что делать?» — вопрос злободневный, и настоящий учитель пытается ответить на него каждый день.
Помочь найти ответ на этот «вечный» вопрос могут современные образовательные технологии, умелое использование которых повышает не только интерес к предмету, но и активность и заинтересованность каждого ученика.
В чем причина отсутствия активности обучающихся и отсутствие заинтересованности в обучении? (ответы, предположения).
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
Целеполагание, т.е установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.
Т.е целью нашей работы сегодня будет что?
-поиск решения задач на определенных этапах образования.
Сделаем промежуточное предположение, о необходимости и актуальности личностно-ориентированного образования, сущность которой заключается в том, что добывание и усвоение знаний происходит через организацию совместной деятельности учащихся в малой группе, когда они активно общаются друг с другом в процессе решения общей познавательной или творческой задачи.
Задачи:
— Определить методику
— Рассмотреть ее особенности
— Опробовать на практике
— Провести рефлексию
— информирование о сущности технологии обучения в сотрудничестве, как о способе достижения успеха
— Инициирование активности участников мастер-класса
— Развитие навыков сотрудничества
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
Сотрудничество—это совместная деятельность, участие в каком-либо совместном деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Совместная деятельность-основная модель организации образовательной деятельности детей; деятельность двух или более участников образовательного процесса, по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
В педагогике Обучение в сотрудничестве — является обучение без принуждения. В процессе данного взаимодействия упор делается на вовлечение обучаемого в учебный процесс, совместную работу учителя и ученика в коллективе и индивидуальный процесс овладения новыми навыками, что способствует в конечном итоге формированию всесторонне развитой личности – а это требование ФГОС.
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
Как возникает ситуация обучения в сотрудничестве? Что это такое? – Эта ситуация возникает, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи обнаруживает причины своей неумелости и указывает их учителю. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества с учителем становится условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
что-то вместе выполнять. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Отсюда вытекают принципы, на основе которых строится обучение в сотрудничестве:
1. Научился сам – научи другого.
2. Принцип индивидуальной ответственности.
3. Принцип равных возможностей для достижения успеха.
Структурные элементы технологии:
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).
Рассказ педагога о проекте занятия.
Для составления урока в рамках обучения в сотрудничестве, необходимо учитывать последовательность этапов, определяющих деятельность учителя и обучающегося.
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
Для создания ситуации обучения в сотрудничестве необходимо : разбить учащихся на группы по 4—5 человек и предложить им коллективно выполнить какое-либо задание — решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д. — Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
I этап. Презентация педагогического опыта по технологии.
Представление основных идей технологии «Обучение в сотрудничестве».
Предлагается по картинкам, догадаться о какой технологии пойдёт речь.
После этого приглашаются 4 участника. Их задача собрать определение, что такое технология сотрудничества.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Пока собирается определение приглашаются еще 4 участника. Их задача вспомнить слова с приставкой со- и доказать их связь с сотрудничеством.
Выслушав выступления групп, предлагается обсудить приём «Индивидуально-групповая деятельность». Для этого приглашаются дополнительно 4 участника. Их задача объяснить кратко, что они понимают под этим понятием. Объяснения записываются на доске.
— деление на группы
— в группе дети разные по уровню обученности
— индивидуальное задание для каждого
— результат работы общий, общая оценка
— личная ответственность каждого члена группы
— взаимозависимость
(Каждому участнику согласно группы прикрепляется соответствующего цвета смайлик: жёлтый, зелёный, голубой, розовый).
II этап. Демонстрация приёма.
Участники, которые имеют цветные смайлики, выходят вперёд. Им предлагается побыть в роли 5-тиклассников на уроке русского языка по теме «Фразеологизмы». Каждому предлагается взять листок бумаги того цвета, какого цвета у них смайлик, прочитать содержимое карточки и разбиться на группы.
«Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, только пятки засверкали.
«Все без исключения»: все как один, от мала до велика, и стар и млад.
«Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком.
«Говорить вздор»: нести ахинею, молоть ерунду, нести галиматью.
Деление на группы по определённому признаку (по значению фразеологизмов).
Выбирается один из предложенных фразеологизмов, с которым группа будет работать. Внутри группы распределяются роли, согласно способностям: художник, исследователь, писатель, лингвист.
Задача художника – сделать иллюстрацию к данному фразеологизму.
Задача исследователя – узнать значение фразеологизма.
Задача писателя – придумать небольшой рассказ с данным фразеологизмом (3-5 предложений).
Задача лингвиста – вспомнить (найти) противоположный по значению фразеологизм.
(Каждый участник группы должен выполнить свою часть работы на листе своего цвета).
Участники групп должны наглядно продемонстрировать итог своей работы. На выполнение работы даётся 5 минут.
Демонстрация работ у доски всей группой. Перед демонстрацией оговаривается, что нужно будет оценить работу соседей справа с помощь незаконченной фразы (приём «Вертушка»).
«Нас удивило ….»
«Нам понравилось …»
«Хотелось бы посоветовать …»
«Хочется поблагодарить …»
Рефлексия: Оцените свою работу в группе с помощью фразеологизма.
Шевелить мозгами
Краем уха.
Хлопать ушами.
Считать ворон.
Не покладая рук.
Спустя рукава.
Засучив рукава.
До седьмого пота.
4. Моделирование
Участники объединяются в первоначальные группы (по предметам). Учителям русского языка предлагается смоделировать фрагмент урока по теме «Средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты», используя приём «Индивидуально – групповой деятельности».
Остальные педагоги должны предложить, в каких темах смогут использовать данный приём в рамках своего предмета.
5. Рефлексия
Получилось ли у вас определиться с собственными целями изучения, выбрать наиболее интересную для вас?
Какие способы решения задач для себя вы выбирали?
Удалось ли вам получить новый опыт и сформировать новые цели, задачи, возможно что-то захотелось рассмотреть более глубоко?
Ваши замечания и предложения?
Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
Список используемой литературы:
1) И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин . Системный подход//Новая философская энциклопедия В4т. Т. 3.М.: Мысль. 2001.
2) Н.М. Борытко., И.А.Соловцова., А.М.Байбаков. Педагогика-М.:Академия
3) В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. — М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.
4) В.И.Дьяченко. Сотрудничество в обучении — М., Просвещение, 1991.
5) А.И.Федоров. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008.