Автор: Кузьмина Нина Валентиновнеа
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения частям речи на этапе основного общего образования
Кузьмина Нина Валентиновна
МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ
В работе рассмотрено применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку на современном этапе. Также приводится классификация по типам электронных образовательных ресурсов. В статье представлены результаты проведения опытного обучения среди обучающихся 5-х классов при обучении частям речи на этапе основного общего образования.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, интерактивные тренажеры, часть речи.
В статье описывается проблема применения электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в процессе обучения русскому языку. На современном этапе учебный процесс характеризуется стремлением к информатизации образования. Использование новых информационных технологий во время уроков позволяет активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся. На данный момент ведущими информативными средствами являются ЭОР, такие как компьютерные обучающие системы, виртуальные коллективные среды, компьютерные учебники и словари, энциклопедии, тренажеры, учебные видеофильмы и звукозаписи. Возникает вопрос о том, как правильно использовать ЭОР на уроках русского языка, чтобы повысить качество знаний обучающихся? Все это подтверждает актуальность темы исследования.
Понятие «ЭОР» – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий [1]. Цифровые образовательные ресурсы являются частью ЭОР, подразумевают собой образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. ЭОР отличаются от цифровых образовательных ресурсов тем, что они характеризуют целую область технологии, а не ее часть.
Требования к разработке современных средств обучения сильно изменились под влиянием сети Интернета, в том числе наличия прямого доступа к нему в образовательных учреждениях, интерактивных средств обучения, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения с цифровых носителей. Расширение образовательных Интернет-ресурсов произошло вследствие подключения общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006-2007 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Цель данной работы – показать преимущество использования электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка при обучении частям речи на этапе основного общего образования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) систематизировать теоретический материал по данной теме;
2) представить классификацию ЭОР;
3) изучить особенности применения ЭОР в процессе обучения на современном этапе;
4) разработать и апробировать уроки русского языка для обучающихся 5-х классов с использованием интерактивных тренажеров при обучении частям речи.
Для решения вышеперечисленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, опытное обучение, обобщение.
ЭОР принято классифицировать по нескольким группам:
1) Коллекции ЭОР, в которых представлены локальные разработки циклов занятий по всем предметам. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) включают электронные учебные модули информационных, контрольных и практических типов. Статистика скачиваний и просмотров образовательных ресурсов значительно высока, поэтому внедрение информационных технологий в процесс обучения является актуальным на современном этапе. К ним относятся:
а) Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР; http://fcior.edu.ru/
б) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru [2].
2) Сетевые социально-педагогические сообщества. Их работа способствует поддержке процессов информатизации школ, профессиональному развитию педагогов в сфере ИКТ, широкому распространению электронных образовательных ресурсов и внедрению методик использования, модернизации системы методической поддержки информатицизации образования. Выделяют следующие сообщества:
а) сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network): http://www.it-n.ru/
б) Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ.org: http://pedsovet.org/
в) Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
3) Электронные таблицы. При их использовании во время урока доминирует фронтальная работа [2].
ЭОР улучшают качество проведения урока русского языка. При обучении раздела «Морфология» очень эффективно использовать мультимедийные интерактивные тренажеры, позволяющие повысить уровень знаний обучающихся и увеличить количество заданий.
Под «интерактивными тренажерами» принято понимать методику оценки знаний, умений и навыков обучающихся и их целенаправленную тренировку в процессе многократного повторного решения тестовых заданий [3].
Результаты исследования показали, что интерактивные тренажеры можно использовать в любом УМК. При проведении опытного обучения был использован технологический прием «Волшебная труба». Суть приема заключается в том, что после клика по заданию происходит его перемещение через “волшебную трубу”, вследствие чего обучающийся узнает правильный ответ. Данный ресурс можно использовать при любой форме работы: групповой, фронтальной и индивидуальной.
Для закрепления материала, изученного в разделе «Морфология», на уроке обобщения и систематизации знаний был применен интерактивный тренажер-презентация по теме «Слитное и раздельное написание -не с именами существительными», размещенный на сайте ПЕДСОВЕТ.org. Знания обучающихся проверялись с помощью тестовых заданий, состоящих из 30 вопросов. Все части интерактивного тренажера были направлены на проверку правил правописания данной орфограммы. Сначала обучающиеся должны были сопоставить имена существительные, которые можно заменить синонимом с подходящими словами. Во второй части теста нужно было определить, какие имена существительные не употребляются без -не. Третья часть была посвящена раздельному написанию -не с именами существительными: обучающиеся выбирали слово с противопоставлением.
Таким образом, обучающиеся познакомились с условиями выбора слитного и раздельного написания -не с существительными, а также научились различать -не как часть корня, приставку и частицу.
На завершающем этапе работы обучающиеся могли самостоятельно проконтролировать результаты своей работы с помощью интерактивного тренажера.
В ходе опытного обучения было установлено, что 75% обучающихся усваивают новую тему гораздо быстрее с применением интерактивных тренажеров. Анкетирование показало, что 85 % обучающихся положительно относятся к использованию ЭОР на уроке.
Таким образом, использование ЭОР повышает эффективность освоения учебного материала на уроках русского языка и способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Список литературы:
1. Бондаренко, Е.А. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Е.А. Бондаренко, И.Ю. Хабибрахманова. – М.: Юрайт, 2010. – 23 с.
2. Путилова, И.Ю. Использование ИКТ при разработке модифицированных образовательных программ по русскому языку / И.Ю. Путилова // Использование ИКТ на уроках русского языка. – 2009. – № 3. – С.32-22
3. Чередникова, О.В. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы / О.В. Чередникова // Русский язык. – 2009. – №5. – С.2-3