8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Интонационные упражнения на уроках сольфеджио

Автор: Лякишева Екатерина Александровна

Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей профессиональной музыкальной деятельности.

Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Вокально-интонационные упражнения – это своего рода гимнастика для голоса и слуха. Они развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом — роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

Термин «интонация» ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является  одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.   

Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности» [3,С.65].

Интервальный слух — это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством.     Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XXXXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.

Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.

Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.

 Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии:

— ознакомление,

— слушание,

— запоминание путем многократного повторения,

— воспроизведение.

 

Вокальная работа.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся. Любое занятие следует начинать с простых распевок, на которых учащиеся «разогреют» голосовые связки, вспомнят о правильном дыхании и звукоизвлечении. А в последующем, уже непосредственно в процессе выполнения интонационных упражнений, следует придерживваться следующих требований:

1.   Любое интонационное упражнение и примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены,    распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.

2.   Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.

3.       При трудностях интонирования, следует поддержать учащегося гармоническим сопровождением. Как отмечает Е. Давыдова, — «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации» [2,С.30]. Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.

После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella. При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии. 

При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».

При сочинении или подборе интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:

1.   Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.

2.   Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.

3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.

4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.

 

Примеры интонационных упражнений.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов — одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Приведем примеры возможных вариантов интонационных заданий.

 

Работа в ладу: пение гаммы, устойчивых, неустойчивых и вводных ступеней, опевания устойчивых ступеней, например:

Пение ступеневых и интервальных цифровок. Например:

 

а) IIIIVIIVIIIVIV I

 

б)  

б.2 –

м.3 —

ч.4 —

ум.5 – Р

           I       III        VI        IV

 

Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:

 

 

Пение интонационных  «попевок» в определённом размере и ритме, например:

 

Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:

 

Весьма полезным для формирования ладового слуха является пение номеров по сольфеджио с называнием ступеней лада, вместо более привычного пения нотами.

Ступени стоит называть цифрами: раз, два,  три и т.д., а не первая, вторая , третья.

В таком варианте обеспечивается оперативность и высокий темп работы со ступенями. После пропевания ступенями, можно повторить номер сольфеджио.

 

Творческие интонационные задания.

 

Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:

а) допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях:

 

 

б) импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:

 

в) импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:

 

 

 

 

 

г) импровизация окончания музыкальной фразы:

 

д) импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения  по звукам изученных аккордов:

 

е) импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:

 

ж) сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического  движения). Можно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:

 

з) досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:

 

 

и) жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:

 

 

 

 

 

Учебные пособия для интонационной работы.

 

Студентам, как и учащимся школ, необходимо визуальное представление того, как устроен лад. Поэтому такие пособия как клавиатура, лесенка, столбица не теряют своей актуальности и эффективности.

 

        

  

      

Формы исполнения упражнений

Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.

Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.

Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций [3].

При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению.

 

Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» [5,С.21]. Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.

Литература

 

1.   Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной  школе.- М., 1978.

2.   Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.

3.   Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.

4.   Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.

5.   Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи