Автор: Лякишева Екатерина Александровна
Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей профессиональной музыкальной деятельности.
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Вокально-интонационные упражнения – это своего рода гимнастика для голоса и слуха. Они развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом — роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.
Термин «интонация» ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.
Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.
Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности» [3,С.65].
Интервальный слух — это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством. Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XX — XXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.
Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.
Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.
Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии:
— ознакомление,
— слушание,
— запоминание путем многократного повторения,
— воспроизведение.
Вокальная работа.
Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся. Любое занятие следует начинать с простых распевок, на которых учащиеся «разогреют» голосовые связки, вспомнят о правильном дыхании и звукоизвлечении. А в последующем, уже непосредственно в процессе выполнения интонационных упражнений, следует придерживваться следующих требований:
1. Любое интонационное упражнение и примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены, распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.
2. Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.
3. При трудностях интонирования, следует поддержать учащегося гармоническим сопровождением. Как отмечает Е. Давыдова, — «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации» [2,С.30]. Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.
После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella. При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.
Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии.
При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».
При сочинении или подборе интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:
1. Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.
2. Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.
3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.
4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.
Примеры интонационных упражнений.
Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов — одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Приведем примеры возможных вариантов интонационных заданий.
Работа в ладу: пение гаммы, устойчивых, неустойчивых и вводных ступеней, опевания устойчивых ступеней, например:
Пение ступеневых и интервальных цифровок. Например:
а) I – III – V – II – VII – I – VI – V – I
б)
б.2 –
м.3 —
ч.4 —
ум.5 – Р
I III VI IV
Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:
Пение интонационных «попевок» в определённом размере и ритме, например:
Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:
Весьма полезным для формирования ладового слуха является пение номеров по сольфеджио с называнием ступеней лада, вместо более привычного пения нотами.
Ступени стоит называть цифрами: раз, два, три и т.д., а не первая, вторая , третья.
В таком варианте обеспечивается оперативность и высокий темп работы со ступенями. После пропевания ступенями, можно повторить номер сольфеджио.
Творческие интонационные задания.
Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:
а) допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях:
б) импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:
в) импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:
г) импровизация окончания музыкальной фразы:
д) импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения по звукам изученных аккордов:
е) импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:
ж) сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического движения). Можно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:
з) досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:
и) жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:
Учебные пособия для интонационной работы.
Студентам, как и учащимся школ, необходимо визуальное представление того, как устроен лад. Поэтому такие пособия как клавиатура, лесенка, столбица не теряют своей актуальности и эффективности.
Формы исполнения упражнений
Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.
Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.
Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций [3].
При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению.
Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» [5,С.21]. Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.
Литература
1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- М., 1978.
2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.
3. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.
4. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.
5. Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.