8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Текст. Тезисы.

Автор: Садовникова Елена Васильевна

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Текст. Тезисы. Функциональные разновидности языка.

Цели урока:

  1. способствовать углублению теоретических знаний учащихся о тексте;
  2. развивать умение учащихся определять тему текста, подтемы, основную мысль текста, тип речи, вид и средства связи предложений в тексте;
  3. воспитывать интерес к художественной литературе.

Планируемые результаты обучения 1) личностные: сохранять доброжелательное отношение к собеседнику; 2) предметные: знать основные признаки текста, определять тему и основную мысль текста; уметь составлять тезисный план текста, анализировать готовые тексты, составлять свои тексты; 3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1.       Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Орфографический диктант.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, встречей, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский.

4. Изучение новой темы.

1.На доске записаны понятия: тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, научный, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание, разговорный.

— Каким ключевым понятием можно объединить данные слова? (Понятием «текст».) Попро­буйте распределить слова на группы. Что это будут за группы? Признаки текста, стили речи, типы речи — эти понятия будут ключевыми на уроках изучения темы «Текст».

Признаки текста

Стили речи

Типы речи

Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения

Официально-деловой, публицистический,

научный, разговорный

Рассуждение, повествование, описание

 

2. Актуализация опорных знаний по теме.

— Что такое текст?

— Как определить тему и основную мысль текста?

— По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

— Назвать основные признаки текста. (Тема, связ­ность, последовательность, завершенность.)

— Какая связь предложений называется цепной? (Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второе — с тре­тьим и т. д.)

— Какая связь предложений называется параллельной? (Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

·         Какие типы речи вы знаете? (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

·         С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.) 

 

— Назовите еще раз  признаки текста. Дополните свой ответ информацией из упр. 32.

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

 

5. Закрепление.

1.Выполнение упражнения 33 (коллективно).

Прочитать текст, ответить на вопросы.

2.Выполнение упражнения 34, 35.

Чтение материала учебника.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Тезисы составляются так.

1.       После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично.

2.       При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – подчеркиванием) на ряд отрывков.

3.       Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.

Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.

Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, — так облегчается пользование ими.

 

3. Выполнение упражнения 49.

4. Свободный диктант. Записать текст, определить вид текста, объяснить свой выбор.

6. Подведение итогов урока.

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?

— Назовите основные признаки текста.

— Что такое подтема текста?

— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.

 

7. Рефлексивный этап.

Прием «Книга отзывов и предложений». Учащиеся говорят, что нового и интересного узнали, что хотели бы еще узнать. Также могут вы­сказать свои пожелания и предложения.

 

8. Домашнее задание: пар.7, упр.52 (письменно).

 

×
×