8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Релаксация при работе со старшими дошкольниками.

Автор: Сварцевич Оксана Владимировна

Релаксация при работе со старшими дошкольниками.

 

   Людям давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на

здоровье, о чем свидетельствуют поговорки: «Все болезни от нервов»,

«Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит».

Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей

необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,

обеспечивающая поддержание душевного равновесия и

жизнеутверждающего поведения.

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно,

согласятся, что в условиях современного мира с огромными

информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству

из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между

процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность,

двигательное беспокойство.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут

оказывать:

— нерациональный режим жизнедеятельности,

— дефицит свободы движений,

— недостаточность пребывания на свежем воздухе,

— нерациональное питание и плохая его организация,

— неправильная организация сна и отдыха детей,

— авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним

внимания и заботы,

— необоснованное ограничение свободы детей,

— интеллектуальные и физические перегрузки,

— неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а

также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и

взаимоотношений со сверстниками.

Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение,

тревожность, неуверенность в себе.

Как помочь детям избежать этого?

Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в

состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует

и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое

напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно

добиться глубоким мышечным расслаблением.

Итак, при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден,

взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах

мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения,

начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

 

Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень

или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При

расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает

совсем.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое

мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического

напряжения.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции.

Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или

неожиданными для них детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка не

переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь

форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том,

чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей

ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них

есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются

непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее

испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических

процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе

расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и

пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более

уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные,

скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в

выражении своих чувств и мыслей.

Применение релаксации при работе с дошкольниками позволяет детскому

организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие,

тем самым сохраняя психическое здоровье.

В своей работе мы чаще всего используем релаксационные упражнения,

способствующие расслаблению всего тела. Такие сеансы мы проводим как

правило в первой половине дня после занятий, в конце физкультурных

занятий, при отсутствии прогулки по причине плохой погоды, при сильном

эмоциональном перевозбуждении детей. Сеанс сопровождается спокойной,

приятной музыкой. Дети лежат на ковре на определённом расстоянии друг от

друга. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не

скрещенные. Обувь желательно снять перед сеансом. При произнесении

текста голос воспитателя должен быть ровным и спокойным.

 

Вводная часть перед каждым сеансом:

Воспитатель. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышите спокойно и

ровно. Дайте вашим ногам и рукам отдохнуть. Вытяните и расслабьте их.

Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза).

Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное.

Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что

я хочу вам рассказать…

Релаксационные упражнения на расслабление всего тела, применяемые

нами:

«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

Музыка выключается.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев,

кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная

скамейка, присядьте на нее.

 

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен.

Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из

путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

«ТИХОЕ ОЗЕРО»

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко

светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы

слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны.

Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло

солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы

чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая

клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете. А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо

отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в

течение всего дня.

«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо

перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на

цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие

красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и

медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и

плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым

вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый

красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы

чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь

на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте

глаза.

«ОТДЫХ НА МОРЕ»

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря.

Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя

абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до

ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка.

Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости

охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как

тело становится легким, сильным и послушным.

 

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и

жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти

ощущения на весь день.

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ»

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое

пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй,

как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой

облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно

поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь,

высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в

такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это

место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и

волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад в детский

сад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас

покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растет в воздухе.

Потянитесь и медленно откройте глаза.

«ВОЛШЕБНЫЙ РУЧЕЁК»

Сегодня мы отправляемся на красивую поляну. Представь себе, что перед

тобой красивая поляна. На поляне растут душистые травы. Они колышутся

под теплым ветерком, что-то шепчут тебе на ухо. Постарайся услышать, что

они тебе шепчут. Может быть, они хотят рассказать тебе о волшебном ручье.

Ты слышишь плеск воды ручья. Ты идешь по мягким травам к ручью и

видишь, как струится прозрачная чистая вода по камешкам. A в воде плавают

удивительные рыбки. Рассмотри этих рыбок. Какие они? Ты спокойно и с

интересом смотришь на них. Они улыбаются тебе, они чувствуют себя уютно

и безопасно. Опускаешь руку в прохладную воду ручейка и ощущаешь

красивые камушки, которые лежат на дне маленького ручейка. Тебе приятно,

ты расслаблен и спокоен. Покажи ладошки солнышку, ты чувствуешь, как

тепло входит в ладошки и струится по всему телу.

«ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА»

Ребята представьте, что мы с вами лежим на солнечной полянке, и видим, что

на этой солнечной полянке  растёт очень красивый цветок. Это цветок добра.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони.

Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От

него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее

послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого

цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас,

 

доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья,

счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием

и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится

вашей душе…

Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу

настроение.

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

После сеанса детям предлагается спокойно открыть глаза, посмотреть по

сторонам, медленно встать на ноги.

Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо

расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное

выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки,

которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние

и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих

детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и

спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность,

напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной

психологической обстановке в группе.

Важно также знать, что метод релаксации, по заключению специалистов,

является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных

последствий.

 

Список использованной литературы.

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.:

Издательство Института психотерапии, 2002.

2. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!

// "РиТМ Психология для всех". — 2011. — № 9. — С.11 — 14.

3. Шмигель Н.Е. Управляешь дыханием – управляешь жизнью // "РиТМ

Психология для всех". — 2011. — № 10. — С.15 — 18.

×
×