ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Автор: Мезенцева Олеся Владимировна

 

ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

«Человек есть не что иное,

как проекция своих свободных решений …

человек обречен на свободу»

Жан-Поль Сартр

 

       Вопрос о соотношении свободы и ответственности в человека в настоящее время звучит актуально. В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. Таким образом, человек постоянно ограничен в своей свободе, он не может достичь ее полноты, т.е. получить абсолютную свободу. Это невозможно. И как быть человеку в таких условиях? Анализу данной проблемы посвящена данная статья, целью которой является описание проблемы свободы и ответственности личности. В достижении этой цели, поставлены следующие задачи:

— рассмотреть, в чем заключается свобода и ответственность личности;

 — выяснить отношение молодых людей к проблемам свободы и ответственности личности;

— предложить по возможности пути решения данных проблем.
    Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном  аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.
      При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

      Свобода имеет много различных граней.

 — сочетание внутренней свободы (свободы намерения) и внешней свободы (условий реализации);

— соответствие внутренней мотивированности и внешней причинности;

 — зависимость свободы индивида от свободы остальных граждан и другие, которые подробно рассмотрены в работе.

        Свободно реализуя свой выбор, человек отвечает за то, что является следствием выбора. Нужно отметить, что ответственность как социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках. Если нет свободы, если все действия человека вынуждены, продиктованы «железной» необходимостью, то нет и ответственности. Человек не отвечает за то, что ему навязано помимо его воли, помимо или даже вопреки его свободному выбору.

    В соответствии с этим можно сформулировать понятие ответственности. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

      Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

       На принятие решений, большое влияние оказывают существующие нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

      Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

    Ведь разрешая себе какой — то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что «хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится», мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой бабушки-соседки.

     Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: «Это не мои проблемы»? А многие в свое оправдание говорят: «Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено».

   Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы «можно все, что не запрещено». Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

     Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

     Выявление проблемы понимания свободы и ответственности у молодежи (студенчества), позволит определить возможные проблемы во взаимоотношении друг с другом, с родителями, с преподавателями, что в целом сказывается на учебе. С целью определения осознания современной молодежью понятий «свободы» и «ответственности» личности было проведено анкетирование студентов.

       Выявление проблемы понимания свободы и ответственности у молодежи (студенчества), позволит определить возможные проблемы во взаимоотношении друг с другом, с родителями, с преподавателями, что в целом сказывается на учебе. С целью определения осознания современной молодежью понятий «свободы» и «ответственности» личности было проведено анкетирование студентов.

        Результат социологического опроса по теме «Свобода и ответственность личности», показал следующие результаты:

     На вопрос, «Что означает для вас свобода?» в основном прозвучали такие ответы:

 — Свобода-возможность каждого человека принимать свое решение.

— Свобода – это независимость.

— И многие на этот вопрос даже не стали отвечать. На второй вопрос «что означает для вас ответственность?» отвечали так:

— Ответственность – это умение отвечать за свои действия, поступки.

— Это чувство человека, которое позволяет ему отвечать за свои действия, поступки.

    Из 30 человек 5 студентов воздержались от ответа на этот вопрос.

  Итого: 25 человек ответили.

    На вопрос: «считаете ли вы себя свободным человеком» ответы разделились почти поровну, 18 студентов считают себя свободными, а 12 зависимыми.  

\s

 

      На вопрос считаете ли вы себя ответственным человеком? 25 студентов считают себя ответственными людьми, а 5 так не думают

 

\s

       На такой вопрос, как «согласны ли вы с тем, что ответственность как социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках» 17 человек с этим согласны, а 13 не согласны .

 

\s

      На вопрос: «можно ли жить в обществе и быть свободным от общества» 13 человек считают, что можно, а 15 считают, что нельзя!

 

\s

  Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление? 23 студента с этим согласны, 7 не согласны

\s

      На вопрос: «можно ли считать человека, зависящего от наркотиков и спиртных напитков, свободным человеком» 0 студентов считают, что можно быть свободным человеком, будучи зависящим от наркотиков и спиртных напитков, а 30 студентов так не думают

 

 

 

\s

     Проведенный опрос студентов, позволяет сделать следующий вывод. Студенты имеют четкое представление о свободе и ответственности личности. Поэтому большая часть студентов соблюдают традиции общества.   

        Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

           Поставленная цель работы, описание проблемы свободы и ответственности личности достигнута. В процессе написания работы выполнены задачи: рассмотрены понятия свободы и ответственности личности; в процессе анализа социологического опроса студентов , были определены,  понимание свободы и ответственности личности.



 



Литература:

1.Барулин В.С. Социальная философия./ Барулин В.С.// Москва, 2013.

2.  Басова Н.Ф. Основы социальной работы, Учеб. Пособие /Под ред.

3. Басова Н. Ф.// 2-е изд., испр. М., 2015.

4.Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью / Григорьев С. И., 5.Дубинин Н. П. Что такое человек. /Дубинин Н.П.// М.: Мысль, 2014.

 

 

 

 

×
×