8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Приёмы устного счёта на уроках арифметики

Автор: Грибок Светлана Владимировна

Приёмы устного вычисления на уроках в начальной школе.

  Одна из образовательных дисциплин, которая преподается в начальной школе «Математика». При обучении учащихся данному предмету, учитель реализует три цели: образовательную, практическую и воспитательную. Остановимся на образовательной цели, она включает в себя: освоение рядом знаний, элементарных математических понятий, которые в своей совокупности составляют основное содержание курса математики. Данная цель обучения достигается тем, что учащимся даётся понятие о различных способах и приёмах решения.   

ü Приёмы устного сложения

·        Приёмы устного сложения, путём округления чисел. Например, при решении примера 39 + 42, ученик рассуждает так: я число 39 округляю до числа 40 и прибавляю к нему 42, ответ 82, но так как округляя, была добавлена единица к первому слагаемому, то из получившейся суммы один надо отнять, окончательный ответ данного примера 81. Аналогичным образом решают подобные примеры и с трёхзначными числами, например, 299 + 56, округляя первое слагаемое до 300.

·        Применяя закон перестановки слагаемых легко решаются примеры:

19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81, группируя числа парами – 19 и 81, 107 и 93, 54 и 46 – ребята легко находят ответ.

 

ü Приёмы устного вычитания

·        Приём устного вычитания путём округления чисел.

 Например: 610 – 320, округляем 320 до ближайшей сотни, это 300, отнимем от 610 сначала 300, потом ещё 20, если записать выше изложенное, то получится запись: 610 – 300 – 20 = 310 – 20 = 290.

Этот же пример можно решить по-другому, рассуждая так: 610 – 320= 610 – 310 – 10 = 290.  

ü Приёмы устного умножения

·        При вычислении примера на умножение, заменим один из множителей произведением двух чисел и получится:

15 х 16 = 15 х 4 х 4 = 60 х 4 = 240, так же решаются и следующие примеры: 45 х 12, где 12 заменяют произведением чисел 2 и 6;

35 х 12; 12 х 12; 25 х 18

·        Приёмы умножения на 5, на 25, на 50

Например 87 х 5 = 87 х 10 : 2 = 870 : 2 = 435

17 х 25 = 17 х 100 : 4 = 1700 : 4 = 425

48 х 50 = 48 х 100 : 2 = 4800 : 2 = 2400

 

ü Приёмы устного деления

·        Решаем примеры на деление, округлив делимое:

134 : 2 = (100 + 34) : 2 = 50 + 17 = 67

·        В случае, когда ни десятки, ни сотни не делятся нацело, делимое раскладывается на два числа, при которых каждое делится на делимое, например: 560 : 4, то рассуждая ученик производит устно такие действия: 560 : 4 = 400 : 4 + 160 : 4 = 100 + 40 = 140

   Овладевая навыками устного счёта обучающиеся активизируют способности мыслительной деятельности,  развивают умения видеть различные варианты вычисления.

Работу подготовила учитель начальных классов Грибок Светлана Владимировна.

                     

    

  

×
×