Автор: Грибок Светлана Владимировна
Приёмы устного вычисления на уроках в начальной школе.
Одна из образовательных дисциплин, которая преподается в начальной школе «Математика». При обучении учащихся данному предмету, учитель реализует три цели: образовательную, практическую и воспитательную. Остановимся на образовательной цели, она включает в себя: освоение рядом знаний, элементарных математических понятий, которые в своей совокупности составляют основное содержание курса математики. Данная цель обучения достигается тем, что учащимся даётся понятие о различных способах и приёмах решения.
ü Приёмы устного сложения
· Приёмы устного сложения, путём округления чисел. Например, при решении примера 39 + 42, ученик рассуждает так: я число 39 округляю до числа 40 и прибавляю к нему 42, ответ 82, но так как округляя, была добавлена единица к первому слагаемому, то из получившейся суммы один надо отнять, окончательный ответ данного примера 81. Аналогичным образом решают подобные примеры и с трёхзначными числами, например, 299 + 56, округляя первое слагаемое до 300.
· Применяя закон перестановки слагаемых легко решаются примеры:
19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81, группируя числа парами – 19 и 81, 107 и 93, 54 и 46 – ребята легко находят ответ.
ü Приёмы устного вычитания
· Приём устного вычитания путём округления чисел.
Например: 610 – 320, округляем 320 до ближайшей сотни, это 300, отнимем от 610 сначала 300, потом ещё 20, если записать выше изложенное, то получится запись: 610 – 300 – 20 = 310 – 20 = 290.
Этот же пример можно решить по-другому, рассуждая так: 610 – 320= 610 – 310 – 10 = 290.
ü Приёмы устного умножения
· При вычислении примера на умножение, заменим один из множителей произведением двух чисел и получится:
15 х 16 = 15 х 4 х 4 = 60 х 4 = 240, так же решаются и следующие примеры: 45 х 12, где 12 заменяют произведением чисел 2 и 6;
35 х 12; 12 х 12; 25 х 18
· Приёмы умножения на 5, на 25, на 50
Например 87 х 5 = 87 х 10 : 2 = 870 : 2 = 435
17 х 25 = 17 х 100 : 4 = 1700 : 4 = 425
48 х 50 = 48 х 100 : 2 = 4800 : 2 = 2400
ü Приёмы устного деления
· Решаем примеры на деление, округлив делимое:
134 : 2 = (100 + 34) : 2 = 50 + 17 = 67
· В случае, когда ни десятки, ни сотни не делятся нацело, делимое раскладывается на два числа, при которых каждое делится на делимое, например: 560 : 4, то рассуждая ученик производит устно такие действия: 560 : 4 = 400 : 4 + 160 : 4 = 100 + 40 = 140
Овладевая навыками устного счёта обучающиеся активизируют способности мыслительной деятельности, развивают умения видеть различные варианты вычисления.
Работу подготовила учитель начальных классов Грибок Светлана Владимировна.