Музыкальные игры-забавы в адаптационный период в ДОУ (из опыта работы)

Автор: Паветко Нелля Ашотовна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Музыкальные игры-забавы в адаптационный период в ДОУ

 (из опыта работы)

 Подготовила:

музыкальный руководитель

Паветко Н. А.

         Дети раннего возраста очаровательные существа, они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие, от маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности, но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

   Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.  

      Ведут себя дети в этот период по – разному:

— одни – безутешно плачут,

— другие – отказываются общаться с детьми и воспитателем,

— третьи – реагируют достаточно спокойно.

Обычно в 1,5 – 2 х летнем возрасте дети приходят к нам в детский сад, и важной задачей в этот период является успешная адаптация ребёнка. Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада.

    Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка – источник особой детской радости. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

    Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и,  вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях.   Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго  объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

   Чтобы помочь   детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ в своей работе использую музыку во всех видах детской деятельности.  Особое внимание  уделяется  музыкально-игровой деятельности.        Для того чтобы работа  принесла положительные результаты,  для себя определена цель: способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыку.

   Для привлечения детей  использую игрушки-забавы, чтобы малыши вместе с нами  пели  понравившиеся песенки: «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Птичка»,  «Собачка», муз. М. Раухвергера;  «Цыплята», муз. А. Филиппенко…

    Потребность в движениях свойственно маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким – либо из них.  Очень дети любят танцы и пляски и в игровой форме дети с удовольствием выполняют движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя:   «Ай — да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка, попляши», муз. И. Арсеева; «Гопачок», укр. нар. мел, обр. М. Раухвергера…

   Можно  привлечь  вниманию малышей музыкальными  играми, которые  помогают  в  работе с детьми для успешной адаптации: например  игра «Солнышко и дождик».  По ходу звучания музыки я рассказать  детям о том, что когда светит солнышко,  все радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко,  пошел дождик, весело запел песенку, все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого  спеть им песенку, рассказать правила игры и предложить им поиграть.

Малыши с удовольствием откликаются на образные игры: «Птичка», муз. Г. Фрида;  «Воробушки», муз. И. Арсеева; «Зайка», рус. нар. мел., обр. Ан. Алекскандрова

«Птички невелички» муз. Т. Ломовой, сл. О. Зачесовой

Разлетелись по дорожкам

Маленькие птички.

Разлетелись по дорожкам

Птички-невелички.

Птички, птички, вы летите,

Зернышки себе ищите.

По дорожкам вы летайте,

Звонко песни распевайте.

«Зайка-побегайка», рус. нар. мелодия «Я на горку шла»

Скачет зайка ловко,

Любит он морковку.

Будем зайку мы встречать,

И морковкой угощать.

К деткам зайка прибежал,

Возле деток прыгать стал.

Прыг, скок, прыг, да скок,

Веселей скачи, дружок!

   Для того чтобы  вызвать у детей интерес к играм использую различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать  для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

 Большая работа проводится в адаптационный период с семьями воспитанников. Подготовлены рекомендации для родителей: «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?», «Как помочь ребенку быстрее освоиться в детском саду?», «Музыкальные игры в адаптационный период с детьми», «Музыка в жизни ребенка», «Советы родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ»…

   Благодаря проводимой работе совместно с родителями и педагогами повышается эффективность и качество адаптации детей и снимает вопросы об отрицательных последствиях адаптационного периода.

Литература:

1.    Музыкальные занятия О. Н. Арсеневская, 2013 Издательство «Учитель»

2.    «Праздник каждый день», И. Каплунова, И. Новоскольцева

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/-muzykalnye-zanjatija-v-adaptacionyi-period-v-dou.html

http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-uspeshnost-realizaci-modeli-organizaci-adaptacionogo-perioda-pri-postupleni-v-dou.html

 

×
×