8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Монументальные раскраски

Автор: Денисов Сергей Вячеславович

Монументальные раскраски

Однажды, будучи учителем изобразительного искусства в коррекционной школе, я открыл для себя прием успешного творческого взаимодействия с обучающимися разных возрастных групп. Он заключался в изготовлении и росписи масштабных раскрасок из картона. Идея эта родилась во время тематической недели (недели изобразительного искусства и музыки), которые активно проводит школа для подкрепления интереса обучающихся к учебным предметам. Мною было разработано мероприятие по созданию из картона больших картинок (по интересам обучающихся), которые размещаются в открытой аудитории и доступны всем желающим для росписи или просто для релакса во время перемены.

Картона у нас было в изобилии. С инициативной группой ребят, которые всегда и везде со мной в любых творческих делах, мы склеили из этого картона плоскости примерно два метра длиной и три метра шириной. Да, большие, но оно того стоило. Затем я набросал карандашом эскизы персонажей из мультфильмов на тему рисования и музыки (точно помню, что были «Бременские музыканты»). Затем моя инициативная группа с удовольствием обвела эскизы широкими черными маркерами. Ребятам нравилось помогать мне готовиться к мероприятиям. Наверно помимо творческого интереса у них было еще и ощущение при этом себя равными мне по возрасту и профессионализму. Хорошо. Чем не мотивация. А далее мы вместе вырезали эти фигуры, отступив от линий маркера примерно два сантиметра. Получилась как бы окантовка фигур светлой линией картона. Очень эффектный декоративный приём. Далее мы просто выложили их на большие столы в коридорах, расставили краски и кисти с баночками под воду. 

Результаты превзошли все мои ожидания. Во-первых, это стало интересно абсолютно всем ребятам от мала до велика. В этом приёме раскрылась универсальность. И она вполне оправдана. Если на уроке рисования подростку дать раскраску, то можно услышать что-то вроде: «Что я маленький что ли!?» и получить твердый отказ. Но к этим раскраскам взрослые подходили сами и занимались росписью с удовольствием. Это продиктовано «не детскими» масштабами изображения. Ребята понимали, что это будет удивление для всех. Во-вторых, картон был переработан в раскраски полностью, и его даже не хватило, что говорит о сильной мотивации учеников создавать, творить. То есть, можно проследить, как ребята прониклись идеей создать нечто и погрузились в творческий процесс от эскиза до завершающей стадии росписи. В-третьих, несмотря на размеры раскрасок, ребята брались на дело ещё и потому, что роспись таких раскрасок предполагает работу в коллективе, с друзьями. Здесь и взаимодействие старших ребят с младшими, и просто общение. А размеры изображений позволяют не толкаться локтями при росписи. Есть ещё один плюс, который проявился случайно, но очень явно. Коррекционная школа, кто знает, это чрезвычайно эмоциональная среда, наполненная нервным напряжением и не обходящаяся без конфликтных ситуаций. Так произошло и во время той недели рисования и музыки. У меня было «окно» и я готовил очередную раскраску в коридоре для ребят. Шли уроки. Вдруг в одном из классов – шум, брань, топот. Дверь чуть не слетает с петель и из класса, громко ругаясь, вываливаются три подростка, которые чем-то были раздосадованы на уроке. А правила школы гласят, что если по какой-то причине обучающийся не может (или не хочет) выполнять задания, то он все равно должен находиться в кабинете под присмотром педагога. А здесь и не то, и не другое. У педагога, естественно шок. Тем временем подростки увидели меня и эти раскраски. Им явно не до чего не было дела. Мы (педагоги) прекрасно понимали, кто есть кто, и что от кого можно ожидать. В этом случае я мог запросто получить презрительный взгляд, ничем не спровоцированное оскорбление и даже порчу этих раскрасок, после чего они запросто могли бы убежать из школы. Но дело пошло совсем по иному пути.

Подростки пошептались между собой и вальяжно подошли к столу, за которым я увлеченно работал. Жуя жвачку, ребята спросили меня, какой я опять занимаюсь ерундой. Я, игнорируя их поведение, поделился с ними идеей создания огромных раскрасок, которые надо расписать и потом мы их прикрепим к стенам школы, чтобы все видели эту красоту. И это будет уже не детские рисунки, а монументальное творчество. За спиной я услышал «ух, ты!». Слышать от этих ребят восторженное «ух, ты!» — что-то вообще неожиданное. И они сказали, что они хотят расписывать, но при условии, что только они будут работать над этими тремя раскрасками и сами их потом прикрепят к стене. Я согласился с радостью. Педагог успокоилась, что не надо за ними бегать, возвращать, уговаривать. Они были под моим присмотром. Ребята погрузились в процесс «с головой». Всю неделю эти хулиганистые парни прилежно занимались на уроках в ожидании перемены, чтобы пойти расписывать «чудо». И они это сделали. В итоге получилась расписанная карета, образ гитариста, осла, собаки и петуха из «Бременских музыкантов». И всё это потом торжественно крепилось к стене в ожидании оценки общественностью. То есть, искусство не только остановило негатив, но и переработало его в сильнейшую мотивацию. Директор, конечно, ворчала, что мы прикрепили раскраски к стене на гвоздики. Но урон был минимальный. Зато эффект какой!

×
×