Автор: Лариса Анатольевна Захарова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ
(конспект урока)
Цель урока: выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с размещением народа по территории региона. Закрепить умение анализировать картографический и статистический материал.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные: Знать исторические особенности заселения и освоения территории Якутии. Национальный состав населения Якутии; проблемы малочисленных коренных народов Якутии.
Развивающие: Развивать умения формулировать социальные и экономические проблемы на основе географических и статистических знаний о населении Якутии.
Воспитательные: Подвести учащихся к осознанию необходимости дружбы между народами. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей республики.
Оборудование: карты атласа РС (Я), таблица «Заселение Якутии», таблица «национальный состав населения Якутии», интерактивная доска, проектор
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
III. Изучение новой темы.
IV. Обобщение. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами Якутии и узнаем:
· Особенности заселения и освоения территории Якутии;
· Коренные народы Якутии, их проблемы.
Краткий обзор исторических особенностей заселения и освоения территории Якутии.
(слайд №2) Сообщения, заранее подготовленных учеников.
Работа с картой «Народы Якутии», атлас.
· Какие коренные народы проживают на территории Якутии?
· Какие из перечисленных народов проживают на территории Нерюнгринского улуса?
· Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)
В Российской науке принята этнолингвистическая классификация языков — «Этнос- народ», «лингва-язык».
· Что такое народ? (Народ- это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком)
· Как называется наука, изучающая народы? (этнография)
· Что такое титульный народ?
· Какова причина многонационального состава населения Якутии?
2. Якутия многонациональная республика, где проживают представители 80 национальностей.
Наиболее многочисленные народы- русские- 50,3%, якуты-33,4%, украинцы – 7,1%, татары – 1,6%. На долю малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей) приходится всего – 2,2%, а на все другие национальности – 4,5%.
Наиболее многочисленные народы- русские- 50,3%, якуты-33,4%, украинцы-7,1%, татары-1,6%. На долю малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей) приходится всего 2,2%, а на все другие национальности-4,5%.
Русские проживают в основном в Якутске, Нерюнгри, в Алданском, Булунском, Верхнеколымском, Ленском, Мирнинском, Нижнеколымском, Оймяконском, Томпонском, Усть-Майском и Усть-Янском улусах.
Якуты во всех остальных улусах, кроме Оленекского и Жиганского.
Эвенки проживают в Булунском, Анабарском, Усть-Майском, Алданском, Нерюнгринском и Олекминском улусах.
Эвены, в основном, проживают в Эвено-Бытайтанском улусе, а также на севере и северо-востоке Якутии.
Чукчи (78% от их общей численности) проживает в Нижнеколымском улусе.
Юкагиры проживают в Нижнеколымском, Верхнеколымском, Аллаиховском улусах.
Проанализировать какими семьями представлены народы Севера
Записать данную схему в тетрадь.
Самостоятельная работа: Используя карту Якутии в отдельном файле, вывести ее на интерактивную доску, с помощью цветных маркеров обозначить районы проживания коренных народов севера.
3. Заранее класс разделить на 5 групп (по численности коренных народов), группам дается задание, подготовить рассказ о народе (численность, район проживания, язык, происхождение, обычаи, культура, основное занятие) с наглядным материалом «Презентация». Выделить для каждого народа проблему, пояснив пути решения данной проблемы, используя материалы V съезда Якутии и III съезда России эвенков.
Эвенки
Численность – 18232 человека.
Язык – тунгусо – маньчьжурская группа алтайская семья языков.
Самоназвание – эвэнк,эвен. Местные группы называют себя также орочон – от р Оро или орон – «олень» (завебайкальские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др.
В XIX – XX вв. они были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему центральноазиатскому этнониму дун-ху – от монгольского тунг – «лесные» либо якутского тонг уос – «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке.
О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней), которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья – уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выходцы с юга, главным образом тюрки, а также группы чжурчженей и монголов, которые часто ездили на отдых в китае или на прилегающих территориях. В IX в. Выход в Забайкалье тыркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене. Объединение монгольских племен и образование монгольского государства в XII – XIII вв. стало вторым толчком к продвижению народов из При – и Забайкалья вниз по Лене и Алдану к Охотскому морю. В результате этих миграций сложились различные хозяйственно-культурные типы: «пешие» (охотники), «оленные», орочен были известны в Забайкалье как хамниканы, солоны, в Среднем Приамурье – как бирары, манегры и др. Контакты с русскими возникли с начала XVII в.
Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство. Обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни.
Основными орудиями охоты служили ружье, самострел, копье. Большой нож на длинной рукояти, различные ловушки – петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах-голицах и подбитых камусом, с собакой, верхом на оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.
Оленеводство имело в основном транспортное направление. Оленьи стада были небольшими (от 15 до 100 голов). Забивали домашних оленей на мясо только в случаях неудачного промысла или когда семье угрожал голод.
Рыболовство носило сезонный характер, лишь в ряде районов ловили круглый год.
Питались мясом и рыбой, делали кровяную колбасу, суп из сушеного мяса. Летом пили оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, сбивали из него масло. Чай пили также с брусникой, шиповником. Курили листовой табак. Мука была известна задолго до прихода русских, но забайкальские скотоводы делали из нее похлебку или жарили с жиром. Хлеб научились выпекать у русских.
Традиционные верования – анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков – сохраняются до сих пор. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего.
Эвены
Численность – 11657 человек.
Язык – тунгусо-манчжурская группа, алтайская языковая семья.
Эвены, в этнографической литературе известны как ламуты (от эвенк. «ламу» — море)
Переселение якутов на Среднюю Лену (10-13в.) вызвало продвижение эвенов на северо-восток Сибири. Часть эвенов подверглась ассимиляции якутами. Приход русских в Восточную Сибирь в 17 веке привел к освоению эвенами новых территорий вдоль Чукотки и Камчатки.
В соответствии с традициями ведения хозяйства население делится на оленеводческое; охотничье-рыболовно-оленеводческое; безлесное оседлое прибрежное рыболовно-зверобойное с разведением ездовых собак.
Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся выносливостью, силой и большим ростом. Ухаживали за животными мужчины.
Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, гуся, уток, рябчиков, глухаря и т. Д.
Особое место занимала охота на медведя. По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник.
Собирали ягоды: голубику, морошку, жимолость, бруснику и др.
Мужчины занимались кузнечеством, делали ножи, детали ружей. Украшения из серебра, олова, железа, меди изготавливали, переплавляя старинные монеты. Занимались обработкой кости, и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжки.
Женщины – выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды спальных принадлежностей, вьючных ум, чехлов и т.д.
Жилища – конический чум, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой; и чорама-дю – цилиндрическое жилище – цилиндроконическое жилище, основу каркаса которого составляли четыре опорные жерди, сходившиеся к вершине. Над очагом привязывали горизонтальную жердь для котла. Позже появились срубные четырехугольные жилища (уран).
Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мкжчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.
Традиционная пища – оленина, мясо диких животных, дикорастущие растения, рыба вяленая, квашеная, сырая, корни и травы.
Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме. Жену могли брать из любого рода, кроме собственного, но предпочтение отдавали роду матери; встречались многоженство, помолвки малолетних. Рождение ребенка, воспитание и уход за ним сопровождали ритуалы и правила; Например. При рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая считалась его собственностью, для девушки – приданым.
До 18-19 веков умерших хоронили на деревьях, или столбах, но с обращением в христианство их стали предавать земле.
Фольклор включает сказки, бытовые рассказы, исторические легенды и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания-благопожелания.
Юкагиры
Численность-1097 человек.
Язык – юкагирская группа уральско-юкагирской семьи языков.
В Якутии юкагиры проживают на северо-востоке Сибири в бассейнах Яны, Алазеи, Индигирки, Омолона, Большого и Малого Анюя, Колымы.
В настоящее время юкагирским языком владеют около 400 человек. Сохранилось два диалекта – тундровый и таежный. Письменность разработана на основе русского алфавита и официально принята в 1983 году.
Юкагиры автохтонного происхождения. К моменту прихода русских (17 в.) жили между Индигиркой и Анадыркм, насчитывали 4,5 – 5 тыс. человек. Жили родами.
Во главе рода стоял старейшина (лигэе шоромбох – старый человек), часто выполняющий функции шамана. Возглавлять род мог и главный воин (тэнбэе шоромох – сильный человек).
Основные занятие – охота, на северного оленя и лося, озерное и речное рыболовство.
Подсобное занятие – сбор ягод, дикого лука, кедровых орехов, корней сараны, грибов, лиственничной заболони (слоя молодой древесины под корой).
Древнее жилище – усеченно – пирамидальная полуземлянка (чандал) с каркасом из четырех столбов – деревьев, с корнями и четырьмя поперечниками на которую клали плоскую крышу, крытую дерном. Таежные юкагиры жили в конических чумах (нума).
Традиционный костюм юкагиров похож на эвенкийскую одежду. Но в отличие от эвенкийского кафтана, юкагирский кроили в талию. Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкойю Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.
Религиозные верования включали культ природы, промысловые культы, шаманство. Юкагиры верили в силу заговоров и гаданий колдунов, носили обереги – амулеты.
Долганы
Численность – 586 человек.
Язык – тюркская группа, алтайская языковая семья.
Долганы как этнос сформировались совсем недавно, в 17-19 веках, путем смешения и слияния народов других групп эвенков, якутов, энцев (самодийцев) и русских. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970 года, первый долганский букварь – в 1981 году.
Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия оленеводство и охота, а в отдельных районах – рыболовство.
Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расставляли самострелы. С конца 19 века начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд изготавливали из прогорклого жира дикого оленя. Рыбу ловили сетями, неводами, крючками. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.
Традиционное кочевое жилище – конический чум тунгусского типа (как у эвенков). С приходом русских начали жить в балках, домиках на полозьях. Балок – прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри – ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти – семи оленей.
Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья. Поверх которого – фартуки и пояса, расшитые бисером, нижнего белья не было. Носили парки, похожие на эвенкийские. Шапки имели форму капора, расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.
Питались вареным и вяленым мясом и рыбой, строганиной. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.
Богатые хозяева – владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников
В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п.
Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и русских старожилов. Распространен хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота.
Современные долганы помимо оленеводства занимаются художественным творчеством и прикладным искусством – резьба по оленьей и мамонтовой кости, обработка одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошив национальной одежды, оформление домашней утвари для кочевой жизни.
Среди долган есть известные писатели, поэты, художники, ученые в области языкознания, истории, географии, педагогических наук.
Популярен национальный детский ансамбль «Хейро».
Чукчи
Численность —602 человека.
Язык – чукотско- камчатская языковая семья.
Название народа от самоназвания тундровых чукчей «чаучу», «чавчавыт» – богатый оленями.
Чукчи – древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо- востока Сибири.
Письменность с 1931 года существует на латинской, а с1936 года на русской географической основе.
По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотится), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морского зверя).
Издавна сложилось два типа хозяйства: оленеводство, морской зверобойный промысел (охота на тюленей, нерп, моржей и китов давала основные продукты питания).
Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.
Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья. Выделывали меха, шили одежду, обувь, плели сумки, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером.
Мужчины художественно резали кость и моржовый клык, продавали свои изделия.
Основным средством передвижения по суше были олени. По снегу и льду ходили на лыжах- ракетках; по морю – на байдарах и вельботах. Способ передвижения на собачьих упряжках чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом – у русских.
Жили в ярангах. Яранга – шатер в виде усеченного конуса высотой от 3,5-4,7м. и диаметром от 5,7-7-8м. Покрывали ярангу шкурами оленей. В центре- находился очаг, для освещения использовали китовый и тюлений жир – береговые чукчи; тундровые- вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти.
Другой тип жилища- полуземлянка, в них жили зимой. Тип и кострукцию заимствовали у эскимосов.
Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит самые необходимые предметы: чашки для бульона, деревянные блюда для мяса, сахара, печенья. Ели в пологе, сидя, вокруг столика на низких ножках. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда.
Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии. В настоящее время лучковые сверла хранят как культовую принадлежность семьи.
Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались и были идентичны эскимосским. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.
Береговые – использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь – короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.
Традиционная пища тундровых людей –оленина, береговых – мясо и жир морских животных.
В основе религиозных верований и культа – анимизм, промысловый культ. Борьба с болезнями, неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов.
Основные жанры фольклора – мифы, сказки, предания, сказания и бытовые рассказы.
Музыка связана с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три персональные мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Исполняя колыбельные песни, издавали особый, «курлыкающи» звук, напоминающий голос журавля или важенки.
Бубен (ярар) – являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». Другой музыкальный инструмент – варган. Струнные инструменты – лютни, на них играли песенные мелодии.
Сегодня в национальных школах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет. Проблемами возрождения традиционной культуры занимаются чукотская интеллигенция, Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, и другие.
Вопросы:
· Основное занятие коренных народов Якутии?
· Приверженцы какой религии коренные народы?
· Какие обычаи, традиции и культура народов севера?
· Проблемы коренных народов и пути их решения
Выполняем тест, каждый на своем компьютере
4. Учитель подводит итог:
В республике Саха и других местах приняты законы, способствующие сохранению и возрождению национального уклада жизни, традиционных форм хозяйствования коренного населения. Недавно в нашем городе прошел Съезд эвенков России, где решались проблемы эвенкийского народа.
В национальных чукотских селах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет.
Существуют различные объединения и ассоциации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки», этнокультурное объединение «Чычеткин в этгав» (Родное слово), «Союз каюров Чукотки» и др.
Совет старейшин и фонд возрождения юкагирского народа поддерживают интерес к культуре и языку своего народа. Только в двух школах Якутии обучают юкагирскому языку.