8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

конспект занятия «Золотая осепнь»

Автор: Кирьянова Наталья Алексеевна

Тема занятия:

« Золотая осень»

Образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие, художествено – эстетическое, физическое развитие

Возрастная группа: 

подготовительная к школе группа

Цель занятия: 

закрепление представлений об осени

Задачи:

обучающие:

– расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

– учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»;

развивающие:

– развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

– совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;  

— совершенствовать и развивать коммуникативные навыки  детей в совместной образовательной деятельности;

– закрепить навык образования прилагательного от существительного;

– продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения

воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

 

Планируемый результат занятия:

Дети устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

 Расширены  и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях

 Умеют   обобщать и систематизировать представления о временах года.

 Знают  о том, что сентябрь – первый осенний месяц; замечают приметы осени (похолодало; опадают листья -листопад, первые заморозки;  на земле иней; замерзли лужи, на них появилась корочка льда; земля от заморозков стала твердой, при дыхании изо рта идет пар……).

Предшествующая  работа: 

— экскурсия , целевая прогулка в лес;

— наблюдение за осенней природой;

— беседы : по картине «Золотая осень»;  животные в природе; труд людей: в огороде, в поле……

— рассматривание картин, иллюстраций , мультфильмов (осенние изменения в природе);

— разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени, знакомство со стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»;

 

Предшествующая работа. Работа по картине проводится в конце сентября.

Содержание картины.     Картина «Золотая осень» Левитана известна каждому русскому человеку. На ней автор изобразил начало осени. С помощью желтовато-золотистых оттенков Левитану удалось изобразить тишину и спокойствие, жизнерадостность и небольшую тоску по уходящему лету. На картине изображена природа. Это березовая роща на берегу реки. Светит солнце. Тишина и спокойствие. Деревья на картине изображены по-разному: на каких-то деревьях уже опали листья, на каких-то еще красноватые листики, на каких-то листья только пожелтели, а на каких-то листья все еще зеленые. Автор картины показывает, что деревья наслаждаются последними лучами солнца.

Река, рядом с которой расположились деревья, уходит вглубь. Вдалеке виднеются дома. Левитан показывает близость человека к природе. Люди живут посреди такой красивой местности.

Левитан показал переход природы от лета к осени. Такую пору принято называть золотой осенью. Листья деревьев уже пожелтели, хотя трава еще до сих пор зеленая. Левитан использует краски, способные передать разные временные пласты. Преобладает желтый и даже золотистый цвета, которые говорят о том, что осень вступила в свои права. На смену времени года указывает и красный цвет кустарников и листьев деревьев. На заднем плане ярко видны зеленые деревья, которые показывают, что лето ушло еще не до конца.

Оттенки желтого и красного цветов перемежаются с оттенками синего. Голубоватое небо уже заволокло облаками, оно отражается в реке синеватого цвета.

Все краски, которые использовал Левитан при написании пейзажа, сочетаются между собой и помогают выразить основную идею картины – показать переход от лета к осени.

Показывая переходное состояние природы, автор хотел попрощаться с летом. Преобладают нотки грусти, на что указывают опавшие листья на деревьях, которые находятся на первом плане. Однако в целом настроение положительно: автор ностальгирует по прошедшему времени, но ждет наступление новой поры. Для него важным было показать момент смены времени года, когда лето сочетается с осенью, что воспринимается человеком как процесс перехода от одного периода жизни к другому.

Золотистые краски, использованные автором, способствуют жизнеутверждающему настроению. Описание картины Левитана «Золотая осень» заставляет задуматься о движении жизни, о переходе одного явления в другое.  Автор показал, что и осень, которую часто сравнивают с тоской и унынием, может быть красивой. Главное – увидеть эту красоту и радоваться ей.

 

И. Левитан «Золотая осень» 1895. Один из самых знаменитых осенних пейзажей принадлежит кисти Исаака Левитана. Написан он в Тверской губернии, на берегу реки Съежа, неподалеку от усадьбы Горка. 
Вообще Левитан, пожалуй, любил осень и умел показать ее красоту, как никто из русских живописцев: его перу принадлежит около сотни картин на тему осени!

Материалы и оборудование: 

Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация Осень в картинах русских художников https://yandex.ru/video/preview/?text=картины%20про%20осень%20русских%20художников%20для%20дошкольников&path=yandex_search&parent-reqid=1664500853818930-3748178945216290484-sas2-0820-842-sas-l7-balancer-8080-BAL-5006&from_type=vast&filmId=18319128697186925465

 

https://yandex.ru/video/preview/?text=вивальди%20времена%20года%20осень%20слушать%20онлайн%20бесплатно%20в%20хорошем%20качестве&path=yandex_search&parent-reqid=1664509268299638-4313144641912803308-vla1-1849-vla-l7-balancer-8080-BAL-4617&from_type=vast&filmId=9710405371302294481 Антонио Вивальди « Осень»

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

— создание эмоционального настроя

– переключение внимания детей на предстоящую деятельность,

– стимуляция интереса к ней

Ребята, подойдите, пожалуйста,   ко мне.

Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

 

Сейчас Наташа прочитает вам стихотворение Ивана Бунина «Листопад».

 

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение?

 

Воспитатель.

За окном — настоящая золотая осень, солнечная и ласковая. А сколько красок (и погодных сюрпризов) она покажет нам в ближайшие недели!

Словесный

Читает стихотворение «Листопад»

 Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Ответы детей

 Создан эмоциональный настрой.

Дети настроены на предстоящую деятельность, проявляют интерес

2.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

– создание педагогом условий для самостоятельной умственной и практической деятельности

Послушайте, какая красивая звучит музыка. Эту мелодию композитор  Антонио Вивальди  назвал «Осень».

 

Многие художники старались поймать и запечатлеть красоту русской осени.

 

Подготовительная беседа:

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой месяц начинает осень?

– А после сентября следует?

– А после октября?

 

Игра.    «Погода осенью».

Я называю вам вариант, а вы называете какая погода?

– Когда идет дождь –

– Когда дует ветер

– Холодно

– Пасмурно

– Хмуро – хмурая;

– Сыро

– Ясно

Верно,

Замечательно, все старались   ответить правильно, четко, внятно.  

 

 

Физкультурная

Минутка «Дует ветер нам в лицо»

Видео клип

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный

/показ презентации/

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Осенние месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

– Сентябрь

– Октябрь

– Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

– Дождливая

– Ветренная

– Холодная

– Пасмурная

– Хмурая

– Сырая

– Ясная

формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания  классической музыки

 

любуются осенними,  разнообразными, пейзажами

 

 

 

 

 

умеют обобщать и систематизировать представления о временах года;

— знают о том, что сентябрь – первый осенний месяц;

 

 

 

 

 

 

 

 

— замечают приметы осени (похолодало; земля от заморозков, стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

2.2.

Этап ознакомления с материалом

– создание педагогом условий для выполнения всех поставленных учебных задач

 Ребята, что происходит с наступлением осени?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, а  как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Какие периоды осени вы знаете?

– Правильно!

Есть две осени:

Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.

 

– Почему осень называют золотой?

Удивительная, неповторимая пора – увядание.

Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Одна из первых примет осени – на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.

Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала».                                                         Затем начинают желтеть березы.  Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!

 

 

Физкультминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

 

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.

Птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме.

 Солнце светит, но не греет.

 Часто идет холодный дождь.

На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.

 В лесу появились грибы и ягоды.

Люди собирают урожай.

 

 

 

 

– Осень бывает ранняя   и поздняя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными (желтыми, красными, оранжевыми)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Листопад!

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения

 

 

 

 

 

 

— знания детей об осени и осенних явлениях

систематизированы;

— активизирован глагольный словарь по данной теме осень; — могут согласовывать движения с речью;

— отвечают на вопросы правильно, полным предложением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

– создание педагогом условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата;

– минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение

Игра. «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила  я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч веселый и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Листья осенью (что делаю?)                                      Дождь осенью                         Урожай осенью                                  Птицы осенью                         Деревья осенью .                    Звери осенью                                 За осенью идёт…                            А после зимы…                                  После весны идёт…                              А за летом  наступает…

Воспитатель: Потом всё повторяется в природе.

/дети садятся на          

стульчики/

 

Д/и «С какой ветки детки?»

карточки с изображением  листьев и плодов деревьев и кустарников.

Дети, внимательно посмотрите на доску и назовите листья деревьев и кустарников.

Ваша задача ПРАВИЛЬНО подобрать к каждому листу соответствующий плод.

 

Д/и «Угадай»

Ребята, давайте с вами внимательно посмотрим на экран и когда я скажу действие овощей, вы на доске нажмете на правильный ответ.

Поспевает (что?)

Зреет (что?)

Краснеет (что?)

Зеленеет (что?)

Созревает (что?)

Вырастает (что?)

 

Д/и «Подарки осени»

Из предложенных картинок отнесите в корзинку только те гостиницы, которые относятся к дарам осени

игровой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг. По очереди ловят мяч и отвечают на вопросы ведущего

 Листья осенью желтеют, опадают и т.д.                              Дождь осенью моросит, идет и т.д.                           Урожай осенью убирают.                                       Птицы осенью улетают.  Деревья осенью роняют листья.                                            Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки… Зима                                           Весна                                          Лето                                           осень

 

Дети по желанию работают у доски, выполняя задание

Остальные внимательно смотрят и отвечают правильно выполнено задание, если нет, то почему?

 

 

 

 

 

Дети по очереди работают у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

расширены и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;

умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей),

3.

Заключительный этап

– рефлексия,

– подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности

– Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

– Какие характерные черты золотой осени?

 

Если Вам понравилось занятие возьмите желтые листочки и прикрепите к нашему дереву.

 

Если Вы испытывали  трудности при  выполнении практических заданий возьмите красные лист очки и прикрепите к нашему дереву.

 

Если вам было скучно на занятии возьмите зеленые листочки и прикрепите их внизу у нашего дерева.

 

Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают и прикрепляют листочки к дереву

Расширены представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

               

 

×
×