Автор: Кирьянова Наталья Алексеевна
Тема занятия: |
« Золотая осень» |
Образовательные области: |
познавательное развитие, речевое развитие, художествено – эстетическое, физическое развитие |
Возрастная группа: |
подготовительная к школе группа |
Цель занятия: |
закрепление представлений об осени |
Задачи: |
обучающие: – расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; – учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»; развивающие: – развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь; – совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением; — совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей в совместной образовательной деятельности; – закрепить навык образования прилагательного от существительного; – продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения воспитательные: – воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
|
Планируемый результат занятия: |
Дети устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей). Расширены и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях Умеют обобщать и систематизировать представления о временах года. Знают о том, что сентябрь – первый осенний месяц; замечают приметы осени (похолодало; опадают листья -листопад, первые заморозки; на земле иней; замерзли лужи, на них появилась корочка льда; земля от заморозков стала твердой, при дыхании изо рта идет пар……). |
Предшествующая работа: |
— экскурсия , целевая прогулка в лес; — наблюдение за осенней природой; — беседы : по картине «Золотая осень»; животные в природе; труд людей: в огороде, в поле…… — рассматривание картин, иллюстраций , мультфильмов (осенние изменения в природе); — разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени, знакомство со стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»;
Предшествующая работа. Работа по картине проводится в конце сентября. Содержание картины. Картина «Золотая осень» Левитана известна каждому русскому человеку. На ней автор изобразил начало осени. С помощью желтовато-золотистых оттенков Левитану удалось изобразить тишину и спокойствие, жизнерадостность и небольшую тоску по уходящему лету. На картине изображена природа. Это березовая роща на берегу реки. Светит солнце. Тишина и спокойствие. Деревья на картине изображены по-разному: на каких-то деревьях уже опали листья, на каких-то еще красноватые листики, на каких-то листья только пожелтели, а на каких-то листья все еще зеленые. Автор картины показывает, что деревья наслаждаются последними лучами солнца. Река, рядом с которой расположились деревья, уходит вглубь. Вдалеке виднеются дома. Левитан показывает близость человека к природе. Люди живут посреди такой красивой местности. Левитан показал переход природы от лета к осени. Такую пору принято называть золотой осенью. Листья деревьев уже пожелтели, хотя трава еще до сих пор зеленая. Левитан использует краски, способные передать разные временные пласты. Преобладает желтый и даже золотистый цвета, которые говорят о том, что осень вступила в свои права. На смену времени года указывает и красный цвет кустарников и листьев деревьев. На заднем плане ярко видны зеленые деревья, которые показывают, что лето ушло еще не до конца. Оттенки желтого и красного цветов перемежаются с оттенками синего. Голубоватое небо уже заволокло облаками, оно отражается в реке синеватого цвета. Все краски, которые использовал Левитан при написании пейзажа, сочетаются между собой и помогают выразить основную идею картины – показать переход от лета к осени. Показывая переходное состояние природы, автор хотел попрощаться с летом. Преобладают нотки грусти, на что указывают опавшие листья на деревьях, которые находятся на первом плане. Однако в целом настроение положительно: автор ностальгирует по прошедшему времени, но ждет наступление новой поры. Для него важным было показать момент смены времени года, когда лето сочетается с осенью, что воспринимается человеком как процесс перехода от одного периода жизни к другому. Золотистые краски, использованные автором, способствуют жизнеутверждающему настроению. Описание картины Левитана «Золотая осень» заставляет задуматься о движении жизни, о переходе одного явления в другое. Автор показал, что и осень, которую часто сравнивают с тоской и унынием, может быть красивой. Главное – увидеть эту красоту и радоваться ей.
И. Левитан «Золотая осень» 1895. Один из самых знаменитых осенних пейзажей принадлежит кисти Исаака Левитана. Написан он в Тверской губернии, на берегу реки Съежа, неподалеку от усадьбы Горка. |
Материалы и оборудование: |
Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация Осень в картинах русских художников https://yandex.ru/video/preview/?text=картины%20про%20осень%20русских%20художников%20для%20дошкольников&path=yandex_search&parent-reqid=1664500853818930-3748178945216290484-sas2-0820-842-sas-l7-balancer-8080-BAL-5006&from_type=vast&filmId=18319128697186925465
https://yandex.ru/video/preview/?text=вивальди%20времена%20года%20осень%20слушать%20онлайн%20бесплатно%20в%20хорошем%20качестве&path=yandex_search&parent-reqid=1664509268299638-4313144641912803308-vla1-1849-vla-l7-balancer-8080-BAL-4617&from_type=vast&filmId=9710405371302294481 Антонио Вивальди « Осень» |
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
|
1. |
Организационно – мотивационный этап |
— создание эмоционального настроя – переключение внимания детей на предстоящую деятельность, – стимуляция интереса к ней |
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Сейчас Наташа прочитает вам стихотворение Ивана Бунина «Листопад».
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение?
Воспитатель. За окном — настоящая золотая осень, солнечная и ласковая. А сколько красок (и погодных сюрпризов) она покажет нам в ближайшие недели! |
Словесный |
Читает стихотворение «Листопад» Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Ответы детей |
Создан эмоциональный настрой. Дети настроены на предстоящую деятельность, проявляют интерес |
|
2. |
Основной этап |
||||||
2.1. |
Этап постановки проблемы |
– создание педагогом условий для самостоятельной умственной и практической деятельности |
Послушайте, какая красивая звучит музыка. Эту мелодию композитор Антонио Вивальди назвал «Осень».
Многие художники старались поймать и запечатлеть красоту русской осени.
Подготовительная беседа: – Какие осенние месяцы вы знаете? – Какой месяц начинает осень? – А после сентября следует? – А после октября?
Игра. «Погода осенью». Я называю вам вариант, а вы называете какая погода? – Когда идет дождь – – Когда дует ветер – Холодно – Пасмурно – Хмуро – хмурая; – Сыро – Ясно Верно, Замечательно, все старались ответить правильно, четко, внятно.
Физкультурная Минутка «Дует ветер нам в лицо» |
Видео клип
Наглядный /показ презентации/
Вопросы
Игровой
|
Слушание
– Осенние месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь – Сентябрь – Октябрь – Ноябрь
– Дождливая – Ветренная – Холодная – Пасмурная – Хмурая – Сырая – Ясная |
формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки
любуются осенними, разнообразными, пейзажами
умеют обобщать и систематизировать представления о временах года; — знают о том, что сентябрь – первый осенний месяц;
— замечают приметы осени (похолодало; земля от заморозков, стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). |
|
2.2. |
Этап ознакомления с материалом |
– создание педагогом условий для выполнения всех поставленных учебных задач |
Ребята, что происходит с наступлением осени?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? – Правильно! Есть две осени: Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.
– Почему осень называют золотой? Удивительная, неповторимая пора – увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени – на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы. Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!
Физкультминутка «Листочки». Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели. |
Словесный
|
Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.
– Осень бывает ранняя и поздняя.
– Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными (желтыми, красными, оранжевыми)
– Листопад!
Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения |
— знания детей об осени и осенних явлениях систематизированы; — активизирован глагольный словарь по данной теме осень; — могут согласовывать движения с речью; — отвечают на вопросы правильно, полным предложением
|
|
2.3. |
Этап практического решения проблемы |
– создание педагогом условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата; – минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение |
Игра. «Подбери действие». Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч веселый и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Листья осенью (что делаю?) Дождь осенью Урожай осенью Птицы осенью Деревья осенью . Звери осенью За осенью идёт… А после зимы… После весны идёт… А за летом наступает… Воспитатель: Потом всё повторяется в природе. /дети садятся на стульчики/
Д/и «С какой ветки детки?» карточки с изображением листьев и плодов деревьев и кустарников. Дети, внимательно посмотрите на доску и назовите листья деревьев и кустарников. Ваша задача ПРАВИЛЬНО подобрать к каждому листу соответствующий плод.
Д/и «Угадай» Ребята, давайте с вами внимательно посмотрим на экран и когда я скажу действие овощей, вы на доске нажмете на правильный ответ. Поспевает (что?) Зреет (что?) Краснеет (что?) Зеленеет (что?) Созревает (что?) Вырастает (что?)
Д/и «Подарки осени» Из предложенных картинок отнесите в корзинку только те гостиницы, которые относятся к дарам осени |
игровой |
Дети встают в круг. По очереди ловят мяч и отвечают на вопросы ведущего Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью убирают. Птицы осенью улетают. Деревья осенью роняют листья. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки… Зима Весна Лето осень
Дети по желанию работают у доски, выполняя задание Остальные внимательно смотрят и отвечают правильно выполнено задание, если нет, то почему?
Дети по очереди работают у доски
Работа в парах |
расширены и уточнены представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей), |
|
3. |
Заключительный этап |
– рефлексия, – подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности |
– Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? – Какие характерные черты золотой осени?
Если Вам понравилось занятие возьмите желтые листочки и прикрепите к нашему дереву.
Если Вы испытывали трудности при выполнении практических заданий возьмите красные лист очки и прикрепите к нашему дереву.
Если вам было скучно на занятии возьмите зеленые листочки и прикрепите их внизу у нашего дерева.
Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. |
Ответы детей
Дети выбирают и прикрепляют листочки к дереву |
Расширены представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. |
||