Как научить дошкольника составлять загадки.

Автор: Гусейнова Ольга Семёновна

Как научить дошкольника составлять загадки.

(развитие творческого воображения ребенка)

А.Нестеренко «Страна загадок», Ростов-на-Дону 1993г. с.4-19.

 

 Серия занятий с дошкольниками.

Занятие 1. Пропуск в страну сказок.

Ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5 летним детям.

Давайте ненадолго станем детьми. И попробуем сочинить загадку. Сначала сами, а потом с ребятами.Перед нами таблица, назовем ее опорой.

Предположим мы решили составить загадку о настольном маленьком волчке.

На что похоже?

Чем отличается?

на балерину

на зонтик

на гриб

не живой

от дождя не укроет

не съедобный

Получилась загадка:  Как балерина, но не живой;

                                     Как зонтик, но от дождя не укроет;

                                     Как гриб, но съесть его нельзя. Что это?

Составим загадку про шарик для пинг-понга.

На что похоже?

Чем отличается?

жемчуг

бисер

яйцо

дешевый

крупный

не бьется

Получается: Как жемчуг, но дешевый;

                     Как бисер, но крупный;

                     Как яйцо, но не разобьешь. Что это?

Можно чуть улучшить: Сказал бы «жемчуг», но дешев;

                                         Сказал бы «бисер», да крупный;

                                          Сказал бы «яйцо», да не бьется.

Бывают и другие опоры. Например,

Какой?

Что такое же?

круглый

легкий

белый

мяч

пух

снег

Получим:    Круглый, как мяч;

          Легкий, как пух;

          Белый, как снег.

Или

Что делает?

Что такое же?

летает

скачет

стучит

птица

заяц

сердце

Получим:    Летает, но не птица;

          Скачет, но не заяц;

                    Стучит, но не сердце.

У нас получилось 3 загадки про один шарик.

А теперь придумаем загадку про свечу.

Что делает?

Что такое же?

светит

тает

капает

лампа

снег

дождь

Получим:  Светит, но не лампа;

          Тает, но не снег;

                    Капает, но не дождь.

Какие же формы работы могут быть использованы? Самые разные. Можно просто общаться, можно играть. А если представиться играть «командами» будет просто здорово. Смешанные команды взрослых и детей – это то, что нужно. Папы, мамы, бабушки, дедушки, друзья – все сгодятся для такого дела. И, конечно, придумайте призы.

Понятно, что задания, описанные выше умение читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками.

 

Занятие 2. Город загадочных частей.

«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» Это известная загадка К.И.Чуковского. С нее мы открываем вход в Город загадочных частей, где все предметы загадывают, указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят «разобраться» на части, другие просто высунут наружу нос или хвост ли какую-нибудь загогулину (не поймешь – то ли это руль, то ли кран водопроводный), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте какой-нибудь след – вот и изволь разгадать их по следу …

 

 А теперь поиграем. Сделаем из картона домик с прорезным окошком. Из домика по очереди выглядывают его «жильцы» — загадочные предметы. Покажем предмет в окошке так, чтобы узнать его было непросто. От ножниц покажем только кольцо или половинку кольца, знакомую игрушку перевернем вверх ногами.

Задача детей – угадать, кто (или что) прячется в домике.

Следующий шаг: дети сами показывают вам предметы или рисунки через окошки домиков. А теперь научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.Например: «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом – там нет кабины м колес меньше). Вот такие загадки живут на улице разобранных предметов.

Опора:

Количество частей

Название частей

Несмотря на свою примитивность, эта схема очень полезна, т.к. позволяет сравнить, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.д.).

Как составить загадку про стул, указывая на его части?

«Четыре ножки, спинка, сиденье».

Но это будет слишком простая загадка. А если снять ножку у стула и показать ее отдельно, что получится? (просто палочка).

И тогда загадку про стул можно составить так: «Четыре палочки, две доски».

А про неваляшку: «Четыре мячика и колокольчик».

В этом случае опора остается та же, но части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.Наиболее подходящие предметы для этой опоры: шторы, лампочка, расческа, вилка и др.

Название частей

Сколько?

На что похоже?

дужки

стекла

оправа

2

2

1

   рыболовные крючки

лужи

буква «В»

Теперь первый столбик убираем (например, стираем резинкой). Получаем: «Две лужи на двух крючках, одна буква «В» (очки).

Еще один пример:

Название частей

Сколько?

На что похоже?

?

?

?

1

1

1

панцирь

болотце

солнце

Получилась загадка: «В панцире болотце, а в болотце-солнце» (яйцо).

 

Занятие 3. Молчаливые загадки.

Как нарисовать кота, не рисуя кота? Можно изобразить хвост, торчащий из-за калитки, или лапу, или усы. Можно оставленный котом след. Наконец – высший пилотаж – нарисованный маленький кот становится частью маленькой мышки. Есть кот и нет его.

Вам уже ясно, почему именно молчаливые загадки: их загадывают без помощи слов, молча, одним рисунком.

 

Занятие 4. Город загадочных мест.

Предметы здесь тоже прячутся, но они оставляют нам сведения о своем окружении, подсказывая тем самым, где их можно отыскать.

Для разминки сочиним простую загадку об иголке. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголка? Получаем загадку: «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки?». Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпку. В схеме такой загадки только один вопрос: «Куда входит?» или «Где встречается?» или «У кого есть?».

Составим аналогичные загадки, только не будем называть окружение прямо, а зашифруем его. Можно вместо прямого названия поставить метафору (не ежик, а живой клубок), можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть…), можно по функциям и т.д.

В опорах возможны такие вопросы:

Где живет?

На что похоже жилище?

на небе

на озере

на черный плащ

на зеркало

или

Где живет?

Каково жилище?

на небе

в озере

воздушное

мокрое

Левые столбики опоры в загадке не участвуют. Добавив для благозвучия несколько слов, получаем: «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются» или «В воздушном доме живут, а в мокром видны» (звезды).

Рассмотрим еще один пример с данной опорой

Где живет?

Каково жилище?

в стручке

в банке

зеленое

прозрачное

 

«В зеленом родится, в прозрачном хранится» (горох).

 

Есть и другие варианты составления загадок, например, используя противоречия «Вчера мягкий, сегодня твердый» (хлеб); «Холодное, но не лед, горячее, но не пламя» (сердце). Можно найти и другие варианты. Но если родители или воспитатели поработали с дошкольником по приведенным выше схемам, можно сказать уверенно, что ребенок сделал еще один шаг вперед в своем развитии, его творческий потенциал стал выше.

 

 

×
×