Автор: Надежда Ивановна Урёкина
Реферат
«Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста».
План.
1. Введение.
2. Глава 1.Что такое детская игра?
а) теория детской игры К.Д. Ушинского;
б) Д.Б. Эльконин о психологии детской игры;
3. Глава 2. Значение игры для ребёнка.
4. Глава 3. Характеристика взаимоотношений детей в играх.
5. Глава 4. Технология театрально-игровой деятельности — средство развития положительных взаимоотношений в детском коллективе.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение.
С первых дней жизни ребёнок вовлечен в общение, взаимодействие с близкими людьми. Человек — существо социальное, поэтому он формируется под воздействием общественных законов. Дошкольный возраст — это время активного становления детской индивидуальности, активного познания окружающей действительности.
В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство все больше рассматривалось, как пероид подготовки к школе, и пребывание детей в детском саду было нацелено на подготовку ребенка к поступлению в первый класс школы.
Эту ситуацию призван изменить Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. №1155 ). Закон ориентирует воспитателей на гуманистический взгляд на современного ребёнка как на личность, которая развивается и нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав. Детям недостаточно общения только со взрослыми; для полноценного развития им необходимы активные, позитивные контакты со сверстниками.
Во ФГОС ДО главным становится индивидуальный подход к ребёнку и игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководсто взрослого, а партнерская деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественное существование ребёнка в детском саду.
Принадлежность к коллективу очень важна для формирования личности каждого ребёнка. В коллективе удовлетворяются потребности детей в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где они могут обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений.
В коллективе ребёнок способен измениться: поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребёнок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Современные дети — это дети информационной социализации: резко изменилось их приобщение к миру. Детский сад и школа уже не являются единственными источниками информации. Теперь это — и СМИ, и культура, и религия. И сегодня педагогическая наука либо находится в сотрудничестве с семьей, телевидением, с интернетом, либо мы, педагоги, с ними конкурируем.
Новый документ ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.
Глава 1.
Что такое детская игра?
Ответ на этот вопрос пытались дать многие педагоги и ученые.
К.Д Ушинский (1824 — 1870).
Огромное воспитательно-образовательное значение К.Д. Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление.
К.Д. Ушинский указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому.
«Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уж никак не могучий полет орла». Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры.
«В игре ребенок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность. К.Д.Ушинский говорил: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений».
К.Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Большое воспитательное значение,- указывал К.Д.Ушинский,- имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии. Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом».
«Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось».
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре.
Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.
Д. Б. Эльконин — ( 1904-1984 ).
Фундаментальное исследование Д.Б.Эльконина психологии детской игры позволяет нам понять важность, ценность этого явления для развития ребёнка, его социализации в обществе.
«Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности», — пишет Д. Б. Эльконин [21].
«При рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством . Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства».
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.
Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития.
«Усложнение орудий труда с неизбежностью приводило к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвигается во времени. Детство удлиняется.
Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобожденные от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра» [23].
Д. Б. Эльконин пишет о том, что в игре проявляются реальные отношения детей друг с другом, являющиеся практикой их коллективных действий.
«Хорошо известно, что уже в относительно раннем возрасте дети достаточно четко дифференцируют отношение к ним взрослых. Даже простые акты поведения, связанные с уходом (кормление, укладывание спать, одевание и т. п.), проходят совершенно по-разному с матерью и с отцом, с бабушкой или дедом.
Здесь, где каждый взрослый говорит с ребенком на другом языке, ребенок общается с каждым из них на этом языке. С каждым членом семьи ребенок устанавливает дифференцированные отношения. Вот эти-то отношения, с того момента как появляется ролевая игра, ребенок и воссоздает в игре.
Ребёнку игра может позволить играть господствующую роль, запрещенную жизнью, и стать хорошим примером эффективной компенсации, возможностью проявления самоутверждения.» [125].
Многие опытные педагоги используют наблюдения как за коллективными, так и за индивидуальными играми детей для их изучения. Можно указать на несколько планов использования данных наблюдений за игрой.
Во-первых, ролевая игра, являющаяся воспроизведением отношений и деятельности взрослых, помогает выяснению того, как ребенок представляет себе взрослых, смысл их деятельности и отношения с другими людьми, в том числе и с ребенком.
С этой стороны игра служит средством выяснения тех объективных отношений, в которых реально живет ребенок.
Во-вторых, так как в ролевой игре ребенок вступает в реальные отношения со своими партнерами по игре, то именно в этих реальных отношениях он проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания.
Так, он может стремиться к выполнению только руководящих ролей, к командованию над другими, проявлять агрессию или заботливость по отношению к партнеру, быть застенчивым и робким, помогать партнерам по игре или мешать, делиться игрушками или забирать себе все лучшие, стараться выполнять свою роль возможно лучше или небрежно и т. п. [126].
Игра есть самоутверждение; ее результат есть известное достижение, овладение новым образцом поведения взрослого. У ребенка нет других способов самоутверждения, кроме игры. А значит, всякая игра есть испытание воли, и тем самым школа волевого поведения, следовательно, школа личности.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.
Глава 2.
Значение игры для ребёнка.
В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения — это отношения по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Змея Горыныча, то он будет утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками: катание машинки, насыпание песка в ведёрко, взамодействие ребёнка со сверстниками носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помогать другому правильно поставить перевернувшуюся машинку, а другой — доброжелательно примет эту помощь.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр.
С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ним связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.
Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра – универсальный способ воспитания подрастающего поколения:
-
познавательные(дидактические ) игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают;
-
подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей;
-
сюжетно-ролевые — упражняют в выстраивании взаимоотношений.
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка; так как психологически игра воспринимается детьми, как удовольствие.
Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.
Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.
Игра – важнейшая потребность детей, которую можно реализовать как в условиях НОД, так и во всех режимных моментах детского сада. Как показывает опыт, занятия, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.
Игра даёт ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений ребёнка с внешним миром, развиваются его психические функции.
Значение игры в том, что при правильном руководстве она становится:
-
способом обучения;
-
деятельностью для реализации творчества;
-
методом терапии;
-
первым шагом к социализации ребёнка в обществе.
Д.Б.Эльконин пишет: — «Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает мотив — стать взрослым. К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы: желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую деятельность. Таково основное значение ролевой игры для развития ребенка.» [323]
Глава 3.
Характеристика взаимоотношений детей в играх.
Возраст от трёх до четырёх лет.
В общении, играх детей превалирует эмоционально-практическое взаимодействие. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью.
Наблюдая за детскими играми во второй младшей группе (3-4-й год жизни) во время свободной деятельности, мы замечаем, что дети сначала выбирают себе игрушку, затем хаотично перемещаются по игровой комнате, пытаятсь найти собеседника; рассказывают ему о своих впечатлениях, игрушках или о новых туфлях. При этом их совсем не интересует ответная реакция товарища — важно в принципе найти слушателя. Говоря друг другу о разных явлениях, событиях, дети считают, что они поиграли.
Дети, имея разный психотип высшей нервной деятельности по И.П. Павлову
— сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
— сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
— сильный, неуравновешенный (холерик);
— слабый (меланхолик), и в игре проявляют эти качества своего характера.
Кто-то предпочитает наблюдать со стороны за шумными играми других, но сам никогда не принимает в них участия и даже не будет пытаться, а только нервно сжимает домашнюю игрушку и ждёт маму.
Кто-то рассмотрит все игры и игрушки в группе, попробует поиграть во всё, спросит у взрослого «а что это такое?», найдет себе партнера и будет играть, довольный собой и жизнью.
Кто-то из детей не интересуется игрушками, а не отходит от помощника воспитателя, будет с ним трудиться: помогать раздавать приборы, бокалы, салфетницы, находя в этой деятельности что-то привлекательное, роднящее его с домом и мамой.
Кто-то будет бегать от одного ребёнка к другому; расталкивать, отнимать игрушки, книжки, отвлекать на себя внимание других детей, мешая всем вместе и каждому в отдельности, создавая вокруг себя хаос; будет кусаться и царапаться, пытаясь всех привести к общему знаменателю; построить всех в одному ему известный порядок.
Вот тут и вступает в руководство детской деятельностью воспитатель. В конце игр, когда убраны игрушки, книжки, карандаши, я рассказываю детям, кто как играл сегодня.
— Кто большой молодец? Илюша Т. придумал игру, принял в неё товарищей, вместе они строили гараж (дом, башню, забор) — им было интересно. Или Злата М. построила замок, у неё там жили зверюшки, куколки. С ней дружно играли девочки и мальчики. Кто-то увлеченно рисовал, раскрашивал (Кристина Ш., Амина А.), но не убрали на место карандаши.
А вот Ваня Ж. не договорился с детьми, ребята на него обижались. Надо сказать, что Ваня Ж. поступил в группу в марте, т.е. почти в конце учебного года. К этому времени дети адаптировались в своём коллективе, освоились с режимом дня и правилами сюжетно-ролевых игр второй младшей группы. А Ваня бросался от одной деятельности к другой, выхватывал у ребят игрушки с криком: — «Я хочу это!».
В ответ на гневные просьбы детей «выгнать гиперактивного мальчика в другую группу» или поругать, наказать его, я прошу детей потерпеть — ведь мы воспитываем Ваню, и скоро он изменится в лучшую сторону.
Прошу детей рассказать Ване, как надо договариваться с друзьями, чтобы тебя приняли в игру; как надо попросить посмотреть или поиграть в домашнюю игрушку. Ведь мы не можем отнять эту игрушку у ребёнка: он принёс её из дома и унесёт домой. Эту игрушку ему купили или подарили, а значит это личная вещь, и ребёнок распоряжается ей по своему усмотрению. А в «детсадовскую» игрушку можно играть, если она стоит на полочке — значит её ещё не выбрали и можно поиграть, пригласив с собой других детей. Закончив игру, поставьте игрушку на место. Это сигнал всем детям — игрушка свободна, её можно взять, не помешав остальным.
Таким образом, мы вырабатываем систему правил для комфортного пребывания детей в групе детского сада. Усвоив эти правила, дети начинают проявлять творчество в игре.
Тематика сюжетно-ролевых игр в детском саду такова: 1)вторая младшая группа — «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Водитель».
2) средняя группа — те же и новые: «Парикмахерская», «Зоопарк», «Театр, «Цирк». 3)старшая группа — те же и новые: «Библитотека», «Армия», «Почта»,»Правила дорожного движения».
4)подготовительная к школе группа — те же и новые: «Школа», «Ателье», «Космос».
Возраст от четырёх до шести лет.
В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с товарищами. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей, умение договориться о порядке игровых действий, о развитии сюжета. Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника.
Встречаясь в начале учебного года, мы вспоминаем с детьми правила игр в группе и постепенно вводим новые, т.к. дети подросли и усложнилось их психическое поведение.
Правила, облегчающие жизнь детей в группе:
— поиграл — убери игрушку на место;
— если игрушка стоит на полке, её можно взять и поиграть,
— если она лежит на ковре или столе — значит в неё кто-то играет;
— если не ты придумал игру — попроси тебя принять;
— перед началом игры договорись о распределении ролей;
— желание пообщаться с другими детьми выражай не кулаком, а речью,
«волшебными словами» — и тебя обязательно возьмут поиграть.
Наша задача — сдружить детей; научить их играть не рядом, а вместе.
Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию детей формируется самосознание. Самооценка появляется в период 4,5-5 лет на основе начальной эмоциональной самооценки, «я хороший» и разумной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает прежде всего с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников. Прмерно, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
И вот, когда у детей старшей группы появляются навыки бескофликтного общения и мирного разрешения конфликтов, тогда возникают условия для более сложных и длительных по времени сюжетно-ролевых игр.
Детям всегда любопытно, что происходит в неведомых для них краях. Мы можем стать попутчиками детей (в старшей группе) или выступить в роли рассказчика, коментатора (в подготовительной группе).
Самое лучшее подспорье в таких играх — крупный деревянный строитель: из него можно построить и корабль, и мотоциклы, и самолёт, и ракету. Автобус, маршрутное такси, автомобиль, электричку удобнее сторить из стульев: поставил пары стульев друг за другом — вот и транспортное средство!
Сами собой возникают роли водителя, пассажиров с детьми. Как правило, все мальчики хотят стать водителями. Кому не досталась эта роль, начинают строить свои автомобили. Самое время «подкинуть» детям идею, а именно — цель поездки! Это может быть — поликлиника, парикмахерская, магазин, цирк, дельфинарий, парк, берег моря и т.д.
Вовремя подкинуть детям идею, чтобы снизить конфликтность ситуации — это лучшее, что может сделать взрослый в группе детей, где многие хотят быть лидерами!
Надо вовремя предложить детям атрибуты: руль для водителя, штурвал для капитана корабля, сумочки и коляски с куклами для мам.
Когда распределены роли в этих сюжетно-ролевых играх, наступает время творческого общения! Роль воспитателя тут сводится к незаметному руководству.
В нужный момент подсказать тихим голосом термин, который дети недостаточно освоили или не могут без ошибки произнести.
Игра побуждает детей к общению друг с другом, помогает найти единомышленников, сдружиться; способствует развитию познавательных интересов, диалогической речи, расширению словаря, его активизации в речи.
Такие игры-путешествия очень выручают на прогулке в ненастную погоду, когда слякотно на участке. Выбираем водителя автобуса, можно нескольких, или машиниста поезда. Просим кондуктора объявлять остановки: «Детский мир» — купи себе какую хочешь игрушку; «Река» или «Море» — выходи поплавать и привези сувенир; магазин продуктов — выходи купить себе, что захочешь; магазин одежды — назови, что ты купил и т.д. Обязательно побуждаем детей проговаривать их впечатления, водителя или кондуктора — сообщать громко об отправлении автобуса, поезда.
Возраст от шести до семи лет.
В возрасте шести -семи лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности. Общение отходит от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Дети предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении, в доброжелательном внимании и в уважении.
С такими детьми интересно: они много знают, могут придумать увлекательный, приключенческий сюжет (нарисовать карту путешествия; план необитаемого острова, где спрятан клад), рассказать про звезду Бетельгейзе, которая может скоро взорваться.
С детьми подготовительной к школе группы можно играть в развёрнутые игры-путешествия, которые длятся несколько дней, переходят из группы на участок детского сада и опять в группу.
Тематика игр зависит от степени развитости познавательных интересов детей.
Например, в подготовительной группе дети любили играть в космические путешествия. Они с удовольствием уточняли, на какую планету полетят, что возьмут с собой в космический корабль, как будут питаться в пути; что увидят, когда «прилунятся», «привенерятся», «примарсианятся»; какое оружие возьмут с собой (бластеры, лазерные пистолеты).
Для того, чтобы уточнить знания одних детей и поддержать познавательный интерес других, мы приносили в группу энциклопедии о Космосе, рассматривали географические атласы для дошкольников, содержащие карты звёздного неба, планы местности. Дети сами рисовали карты, нужные им для игры.
На участке очень помогала развить игру малая форма — ракета, а в группе расширяла знания о профессиях настольная игра-пазл «Кому что нужно?», где космонавту нужен скафандр, тюбики с пищей, космический корабль, аппараты дальней космической связи с Землёй.
А вот Артём Д., Данил Т., Серёжа Б., Вова Б. больше любили играть в морские путешествия. Нам приходилось строить большой корабль, на котором хотели отправиться в круиз большинство детей.
Каждому хотелось получить роль: Артём Д. и Серёжа Б. боролись за роль капитана. Не договорившись с Артёмом, который не хотел утступать роль, Серёжа Б. организовал команду пиратов. Для экипировки он использовал чёрную бандану из уголка ряжения. Получилось довольно натурально.
Артём Д. надел фуражку, взял бинокль, построил себе капитанский мостик, где поместили штурвал, средства связи — рацию; за бортом прикрепили якорь (вырезали из картона).
Уточняли строение корабля: каюты, палуба, на камбузе готовит пищу «кок», его роль взял на себя Данил Т. Он незамедлительно стал пристраивать дополнительные хранилища для продуктов, несмотря на протесты капитана.
Девочки — Саша А. и Даша М., Ш. Рита и Г. Сона, которые были пассажирами с детьми, помогли Данилу принести посуду, а затем продегустировали вкусные морские блюда.
Вова Басик согласился стать «боцманом», после моего объяснения всей важности этой должности на корабле. Что он такой же командир, как и капитан, но только над матросами и пассажирами; что он должен провести судно по фарватеру среди скал, вывести его на океанскую глубину, не посадив на мель.
Мы обсудили с детьми, какие для этого нужны приборы: компас, эхолот, карта, мобильные телефоны, рации, средства спутниковой связи.
Максим К. согласился продавать и проверять наличие билетов у пассажиров, мальчик их нарисовал.
Для того, чтобы выбрать конечный пункт путешествия, нам приходилось рассматривать глобус; карту полушарий, которая была у нас в группе. В пути объявлялись остановки.
«Пассажиры» сходили на берег, рассказывали, что они увидели:
-
каких животных встретили на суше (сверялись с картой),
-
какие фрукты собрали,
-
фотографировали красивые горы, водопады;
-
а капитан рассказывал, каких морских животных он видит в бинокль.
Затем пассажиры зарисовывали карту местности, кто мог это сделать, например, Вероника В., Олеся В.
Детям хотелось наиграться, поэтому убрав часть экипировки, сам корабль мы оставляли до следующего дня.
Вскоре второй воспитатель научила детей играть в «морской бой». Вот это были сражения! А как обогатился словарь мальчиков: линкор, крейсер, эсминец, подлодка. Да ещё надо уметь ориентироваться на листке бумаги в клетку!
В книжном уголке дети рассматривали иллюстрации книг о кораблях прошлого и современных судах. Олеся Вишневская приносила свои рисунки парусников, которые она рисовала дома, рассказывала, что увидела их в детской энциклопедии. А. Егор и Д. Никита рассказывали о том, какие корабли видели на Волге. Затем мы искали Волгу на карте.
Игры-путешествия помогают по-другому взглянуть на своих товарищей, которые сообщают интересные знания; насыщают детей жизненным опытом. В этих созданных историях дети могут придумывать разные концовки, переигрывать сюжет, если согласятся другие участники игры. Для этого надо будет аргументировать свои новые идеи.
В результате игры получается целый проект, в который могут быть вовлечены воспитатели, дети, родители, помощник воспитателя, физрук и музыкальный руководитель.
Глава 4.
Технология театрально-игровой деятельности — средство развития положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Взяв группу малышей 3-х лет, начиная со второй младшей группы, наши дети принимали участие в праздниках. Чтобы выступить достойно перед публикой, им приходилось заучивать стихи, играть небольшие роли в драматизациях.
Стихи мы заучивали по любому поводу: наблюдая за природой, одеваясь на прогулку, играя, рисуя, умываясь. Наши талантливые дети быстро запоминали, с удовольствием декламировали, играли в настольный театр.
В старших группах, мы решили использовать театрально-игровую технологию, чтобы развить у детей :
-
коммуникативные навыки (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, уверенность в себе);
-
коммуникативные качества (владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
-
общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе).
Реализация этой технологии решает проблему межличностных отношений детей как в группе, так и дома. Дети стали более отзывчивыми и сострадательными, проявляли умения налаживать партнерские отношения.
Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.
Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью.
Во время репетиций, глядя друг на друга, удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
Применение этой технологии позволило нам сплотить детский коллектив.
Наши дети проявляли трогательную заботу о ребёнке с ОВЗ (Гриша Ф.), помогая ему сыграть свою первую бессловесную роль собачки лайки, догнавшей разбойницу-лисицу.
Мы отметили, что дети знали наизусть все роли в любом празднике, могли подменить друг друга в любой момент.
Ульяна И. и Егор М. получили Почетные грамоты за танец «Морячка» (муз., сл. Олега Газманова), победив в конкурсе в Доме отдыха.
Умение наших детей действовать сплоченным коллективом и победить в спортивной игре-соревновании вне детского сада отметили тренеры фитнес-центра Дон-Спорт, где проходил спортивный праздник, посвящённый дню рождения одной из воспитанниц.
На торжественных линейках 1 сентября в школе «Экус», в школе №15, в школе №16, в гимназии № 4 г.о. Подольск наши выпускники выразительно читали стихи!
Заключение.
Значимость игры как средства формирования ребёнка дошкольного возраста, было замечено века назад.
В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.
Становление педагогической науки доказало значимость игры для развития личности ребёнка.
Игра незаменима для развития и сплочения детского коллектива. В процессе развития игры, ребёнок приобретает навыки планирования, развивает воображение.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни ребёнка.
Ученые выяснили, что
-
дети в возрасте от 0 до 3 лет — усваивают 50% всей жизненной информации. В этом возрасте дети чувствуют иначе, чем все остальные — у них существует генетическая память.
-
дети от 3 до 7 лет — усваивают 25% всей информации;
-
дети от 7 лет и до конца жизни — оставшиеся 25%.
На сегодняшний день изменились требования к детям, поступающим в первый класс. От государства поступил заказ на воспитание школьника, способного ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, т.е. — личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
И именно работа по развитию взаимоотношений в детском коллективе очень важна в дошкольный период.
Все пережитые в игре эмоции помогут детям в дальнейшей жизни, где придётся что-то решать, доказывать и отстаивать своё мнение; проявлять умение умение договариваться, находить компромис.
Знания, полученные из игры — будь то исторические данные, данные о городах и разных странах мира, о морях и океанах, железных дорогах, трассах и т.д., намного прочнее запоминаются детьми; они смогут ими воспользоваться, как в других играх, так и во время обучения в школе.
Список используемой литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966.
4. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. — М.: Просвещение, 1988.
5. Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989 г.
6. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991 г.
7. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991г.
8. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1957, т. IV.
9. Менджерицкая Д.В., «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение,1982
10. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987г.
11.Эльконин Д. Б. Психология игры.- 2-е изд. — М.:, Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.