Автор: Шкалдова Елена Юрьевна
Учитель-дефектолог высшей категории
Проект:
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных
навыков у детей с ОВЗ»
Цель: Формирование социально-коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
— развивать интерес к окружающему миру;
— закреплять представления детей об окружающем мире;
— развивать интерес к игре;
— учить применять полученные знания на практике;
— учить реализовывать желания, замыслы и стремления на практике.
— учить эмоционально реагировать на процесс игры.
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители
Проблема: снижение, отсутствие мотивации у детей с ОВЗ к учебному и игровому материалу.
Предварительная работа:
— изучение литературы о роли сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте;
— изучение литературы о специфике формирования сюжетно-ролевой игры у детей с проблемами в развитии;
— изучение литературы, о специфике развития представлений об окружающем мире у детей с проблемами в развитии;
— изучения уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у детей данной группы с помощью методов: беседа и наблюдение.
— подбор игр по темам;
— составление картотеки сюжетно-ролевых игр.
Ожидаемый результат:
— проявление заинтересованности к учебному и игровому материалу;
— перенос игр в повседневную практику;
Актуальность темы:
У детей с нарушением интеллекта игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остается на уровне манипуляции с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми этой категории, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания. Целенаправленное систематическое руководство игровой деятельностью детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях специального обучения, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений об окружающем мире, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать речевое общение и повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.
Специфика развития и формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ОВЗ
Дошкольники с нарушением интеллекта обычно играют неинтенсивно, не проявляют в играх инициативы и творчества, оказываются не способными действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Наблюдая за самостоятельными играми детей, можно отметить неустойчивость игрового сюжета.
Они достаточно быстро уходят от игры и начинают заниматься другой деятельностью.
В ходе наблюдения за самостоятельными играми детей был выявлен низкий уровень сформированности игровой деятельности, у некоторых детей данного возраста сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться. У детей недостаточное представление об окружающем мире, во время игры выполняют однообразные действия, плохо следуют правилам, не выдерживают сюжетную линию игры,
редко пользуются предметами-заместителями, многие дети ведут себя пассивно, отмечается отсутствие ролевого диалога. В игре не демонстрируют выраженных эмоциональных проявлений.
Прежде чем начать формирование, развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ОВЗ, необходимо сформировать предметно-игровую деятельность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть осмысленная сюжетно-ролевая игра, которая является большим достижением в развитии игры ребенка с ОВЗ, ее необходимым этапом.
В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.
Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые существенные черты игры как деятельности. В них ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует множеством разнообразных игрушек их заместителей. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.
Литература:
• Статья: «Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»; автор: Д.С. Алексеева; Сургутский Государственный Педагогический Университет.
• Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.; НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.
• Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Уч. Пособие/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.; Владос, 2001.
• Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст]: учеб. Метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой – СПб.; ЛОИУУ, 1996.