8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»

Автор: Шкалдова Елена Юрьевна

Учитель-дефектолог  высшей категории

Шкалдова Елена Юрьевна

 

Проект:
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных
навыков у детей с ОВЗ»

Цель: Формирование социально-коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

— развивать интерес к окружающему миру;

— закреплять представления детей об окружающем мире;

— развивать интерес к игре;

— учить применять   полученные знания на практике;

— учить реализовывать желания, замыслы и стремления на практике.

— учить эмоционально реагировать на процесс игры.

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители

Проблема:  снижение, отсутствие мотивации у детей с ОВЗ к учебному и игровому материалу.

Предварительная работа:

— изучение литературы о роли сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте;

— изучение литературы о специфике формирования сюжетно-ролевой игры у детей с проблемами в развитии;

— изучение литературы,  о специфике развития представлений об окружающем мире у детей с проблемами в развитии;

— изучения уровня сформированности  сюжетно-ролевой игры у детей данной группы с помощью методов:  беседа и наблюдение.

— подбор игр по темам;

— составление картотеки сюжетно-ролевых игр.

 

Ожидаемый результат:

— проявление заинтересованности к учебному и игровому материалу;

— перенос игр в  повседневную практику;

Актуальность темы:

     У детей с нарушением интеллекта игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остается на уровне манипуляции  с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми этой категории, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания.  Целенаправленное систематическое руководство игровой деятельностью детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях специального обучения, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений об окружающем мире, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать речевое общение и повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

 

Специфика развития и формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ОВЗ

     Дошкольники с нарушением интеллекта обычно играют неинтенсивно, не проявляют в играх инициативы и творчества, оказываются не способными действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Наблюдая за  самостоятельными играми детей, можно отметить неустойчивость игрового сюжета. 

Они достаточно быстро уходят от игры и начинают заниматься другой деятельностью.

     В ходе наблюдения за самостоятельными играми детей был выявлен низкий уровень сформированности игровой деятельности, у некоторых детей данного возраста сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться. У детей недостаточное представление об окружающем мире, во время игры выполняют однообразные действия, плохо следуют правилам, не выдерживают сюжетную линию игры,

редко пользуются предметами-заместителями, многие дети ведут себя пассивно, отмечается отсутствие ролевого диалога. В игре не демонстрируют  выраженных эмоциональных  проявлений.

      Прежде чем начать формирование, развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ОВЗ, необходимо сформировать  предметно-игровую деятельность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть осмысленная сюжетно-ролевая игра, которая является большим достижением в развитии игры ребенка с ОВЗ, ее необходимым этапом.

     В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.

     Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые существенные черты игры как деятельности. В них ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует множеством разнообразных игрушек их заместителей. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.

 

Литература:

      Статья: «Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»; автор: Д.С. Алексеева; Сургутский  Государственный Педагогический Университет.

      Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.; НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.

      Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Уч. Пособие/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.; Владос, 2001.

      Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст]: учеб. Метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой – СПб.; ЛОИУУ, 1996.

×
×