Автор: Губарева Ирина Евгеньевна Шваева Ольга Александровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Чудесные свойства воды».
Аннотация: в статье представлен конспект непосредственно образовательной деятельности. Занятие направлено на расширение представления детей о воде, развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Ключевые слова: конспект занятия, непосредственно образовательной деятельность.
Цели: расширять представления детей о воде: о свойствах воды, её роли в жизни человека; закреплять правила поведения в природе: предостерегать от опасностей, связанных с катанием на льду и падением сосулек; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Материалы и оборудование: доска, картинки с изображением снега, льда, облака, озера, стакан с простой водой, стакан с молоком, соль, сахар, две одноразовые ложки.
Ход НОД
Все дети становятся полукругом возле доски, на которой прикреплены картинки к загадкам, закрытые листиками с текстами загадок.
— Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Вот сейчас мы и проверим.
После отгадывания каждой загадки открывается картинка с ответом.
1. Белые комарики
В воздухе кружатся
Белые комарики
Под ноги ложатся
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры (снег)
2. Он холодный и блестит,
Стукнешь-сразу захрустит.
Из воды свой род берёт
Ну конечно это-…(лёд)
3.Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывёт (облако)
4.Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная (озеро)
5. Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу (вода)
-Обратите внимание на картинки. Что все эти загадки объединяет? (вода)
-Почему вы так думаете? Разве лёд и облако-это тоже вода?
Правильно, ребята. Она бывает в разных состояниях: и в твёрдом, в виде инея, льда и снега; в газообразно-облако, туман или пар; в жидком-дождь, озеро, река. Вот какие чудеса совершает вода.
-А вы знаете, отчего вода превращается в лёд или снег? (от мороза)
-А от чего вода превращается в пар? (от нагревания)
— Кому и для чего нужна вода? (человеку, животным, растениям; поит, моет, кормит)
Сегодня мы с вами проверим, какими же чудесными свойствами обладает вода.
Дети садятся по двое за столы, на которых стоят приборы для опытов.
1. Опыт «Лёд легче воды».
Предложить детям опустить лёд в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не прольётся.
Вывод: вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.
2. Опыт « У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать простую воду в стакане, а затем добавить соль и сахар. Вода стала солёной и сладкой.
Вывод: вода не имеет вкуса, приобретает вкус того вещества ,в который в неё добавляют.
3. Опыт « Какого цвета вода».
Предложить детям посмотреть на воду в стаканах( не имеет цвета),затем опустить в воду ложку (ложка видна). Затем опустить ложку в стакан с молоком (ложка не видна).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.
Физминутка.
Разминая поясницу,
мы не будем торопиться
Вправо. влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
Раз, два, три, четыре, пять ноги надо нам размять
На последок, всем известно, как всегда ходьба на месте
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Беседа с детьми.
-Так какие же чудесные свойства воды мы с вами выявили?
-Какова же вода в жидком состоянии? ( Ответы детей; вода не имеет цвета, она прозрачна, не имеет вкуса, вода тяжелее льда.)
-Может ли вода быть опасной? Чем? (Рассуждения детей).
-Вода может быть опасна в разных состояниях.
-Например в твёрдом состоянии — сосульки.( нельзя ходить рядом с домами, на крышах которых могут быть сосульки, нельзя скользить по льду, покрывающему озеро или реку).
-Почему вода обладает такими чудесными свойствами? (ответы детей).
-Может ли человек прожить без воды? (ответы детей).
-Какие правила безопасности надо помнить при обращении с водой? (ответы детей).
Итог. Вода наш большой друг и помощник, без воды нельзя прожить.
Её чудесные свойства необходимо знать не только для того, чтобы использовать их, но и для того, чтобы оградить себя от опасности.
Кто знает откуда берётся вода?
Быть может из снега?
Быть может из льда?
А может с подземных ключей она бьёт
И всем она жизнь и цветенье даёт
Чтоб нам о воде всё — при всё разузнать,
Немало учебников нужно читать
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все её тайны открылись нам в миг.
Список литературы
1. 500 загадок для детей /Сост. И.А.Мазнин — М.:ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
2.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста : Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009.-128с.,ил.-(Библиотека программы « ДЕТСТВО».)