Автор: Инга Мухажировна Шилова
Большинство людей необъективны, в основе их мыслей и слов — предубеждение, гордыня, подозрительность и страхи. Даже самые умные люди нередко принимают важные для них решения абсолютно нелогично.
Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. А логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.
Когда человек мыслит логически, он:
· отделяет существенное от второстепенного;
· оперирует четкими понятиями и конструкциями;
· осмысливает и оценивает известные ему предпосылки, проверяет их достоверность;
· исследует причинно-следственные связи между ними — рассуждает последовательно;
· нацелен выстроить умозаключение и суметь обосновать его себе и окружающим.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.
Пик познавательной активности (5-10 лет) — лучшее время, чтобы развивать логику и научить ребёнка думать!
Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы.
Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения — вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками, но ограничены во времени и стандартах.
Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Специально для дошкольников и младших школьников создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками. На основе платформы ЛогикЛайк разработала программу внеурочной деятельности « В царстве логики».