Автор: Зайцева Олеся Сергеевна
Статья: «Активизация речи у детей раннего возраста посредством нетрадиционных способов развития моторики»
Учитель-логопед: Зайцева О.С.
МБДОУ № 1 «Золотой петушок»
г. Северодвинск
Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию опыт работы на тему: «Активизация речи у детей раннего возраста посредством нетрадиционных способов развития мелкой моторики»
Данная тема выбрана мной не случайно. Всем известно, что формирование речевых умений детей раннего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
Я остановлюсь на нетрадиционных способах развития мелкой моторики рук:
1. «Узоры из ниток»
Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
2. «Колобки»
Сейчас продаются мячики с шипами, использую их для тренировки пальчиков рук. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
3. Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи». Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
4. Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
5. Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
6. Упражнение с карандашом
(лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
7. «Волшебный шарик».
Учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу, не теряя его. Стих-сопровождение:
Покатился колобок,
Колобок -румяный бок,
по дорожке, по тропинке,
Прямо …..(имя ребёнка) в корзинку!
А где колобок? (движение останавливается)
Вот он! (ребёнок берёт шарик в руку и показывает взрослому)
8. «Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов».
9. «Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
10. «Чудесный мешочек» – овощи и фрукты определить на ощупь. Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
11. Игровое упражнение « Укрась дерево».
Добиваться проговаривания движение руки- вверх ,вниз, вправо, влево.
12. Игровое упражнение «Пробковая мозаика»
Процесс работы с пробковой мозаикой требует от ребенка не только физических но и эмоциональных усилий ,а также происходит массаж пальцев ,вследствие ребристой поверхности пробки
13. Упражнение «С круглой щеткой для волос» (или мягкими бигудями)
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
14. Су-джок терапия;
15. Игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждое слово в стихотворении, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд —
Медвежат, волчат, бобрят
16. Комканье платка (берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
У меня живёт проглот — Весь платок он скушал, вот!
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, можно добиться определённых результатов. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Таким образом, включая упражнения на развитие мелкой моторики на занятиях, педагог стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на активизации речи детей. Совершенствуются внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью.
Спасибо за внимание!
Библиографический список:
1.Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. — М.: Просвещение, 2005. — 176с.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. — М.: Медецина 2007. — 304с.
3.Алямовская, В.Г. Ясли — это серьезно / В.Г. Алямовская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 159с.
4.Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999, №6, С.89 — 100.
5.Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236с.
6.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Педобщество, 2003. — 240с.
7.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», — 2003. — 136 с.
8.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с.