Работа в группах сотрудничества на уроках музыкальной литературы

Автор: Валерия Евгеньевна Гущина

«Работа в группах сотрудничества

на уроках музыкальной литературы»

 

Гущина В.Е

 

Преподаватель теоретических дисциплин

МКУДО  «Детская школа искусств №1»

г. Артем

 

          Прежде чем представить свой опыт применения данной методики на уроках музыкальной литературы, считаю необходимым ознакомить с основами методики ГС «Работа в группах сотрудничества».

          *Основы методики ГС — «Работа в группах сотрудничества»

          Методику ГС образует философия «педагогики сотрудничества» и множество педагогических техник. Работа в группах сотрудничества использует педагогические техники, обеспечивающие организацию позитивной коммуникации между школьниками на основе и по поводу изучаемого материала.

           1.Три принципа групповой работы

          Техника организации работы учащихся в группах сотрудничества основана на трех принципах: «одновременное взаимодействие», «позитивная взаимозависимость» и «индивидуальная оценка». Учитель должен представлять себе существо этих принципов и уметь творчески применять их в конкретных учебных ситуациях.

*Материалы разработаны в центре «Лучшее в образовании» Индианского университета, США в рамках совместного проекта АСПРЯЛ и МАРИО

         1.1«Одновременное взаимодействие»

          Сотрудничество в учении основано на том, что сразу несколько учащихся в классе общаются друг с другом. Отсюда и все преимущества групповой работы по сравнению с традиционной фронтальной работой. В обычном классе один человек (в основном учитель) говорит, а остальные слушают. Это типичная последовательность структуры общения, когда каждый ученик «выступает» по очереди. Как показывают наблюдения, учитель использует примерно 80% времени урока, учащиеся (если их около10-12 человек) получают возможность занять активную позицию во время занятия в среднем 1.5 минуты каждый на одном уроке. При групповой работе активной позиции учащихся отводится существенно больше времени. Одновременное общение – главный ресурс, который делает групповую работу привлекательной с коммуникативной точки зрения.

         1.2 «Позитивная взаимопомощь»

         Общее дело сплачивает, а невозможность исключения из него никого из участников заставляет искать пути для совместной работы. У  учителя есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой: 1)взаимосвязь по результату, когда у всех есть общая цель – подготовить ответ на вопрос, 2)взаимосвязь по задаче, когда задача поставлена так, что нельзя сделать ее друг без друга, 3)взаимосвязь по успеху, когда оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников группы, 4)взаимосвязь ролевая, когда в группе распределены взаимодополняющие роли «капитана», «секретаря», «хранителя времени», «художника», 5)взаимосвязь по ресурсу, когда пропустивший урок ученик может воспользоваться помощь группы в виде конспекта.

        1.3 «Индивидуальная оценка»

        Для активной позиции мы разбиваем учащихся на группы, устанавливаем в группе позитивную взаимосвязь, чтобы она работала как целое. Для того чтобы гарантировать достижение результатов обучения каждым учащимся, необходима индивидуальная оценка этих результатов. В этом случае возможны разные способы индивидуальной оценки участников групповой работы. Например:

·        После завершения групповой работы каждый учащийся выполняет индивидуальную контрольную работу. Оценки всех участников группы суммируются, а сумма является общей оценкой для всей группы. В этом случае все знают, каков вклад каждого из участников в работу группы.

·        Учитель выделяет в общей работе группы отдельные задачи, которые являются индивидуальными задачами участников группы. Каждый ученик получает оценку за свою часть групповой работы.

          Индивидуальная оценка служит инструментом не только для определения академической успеваемости, но и для овладения техникой коллективной работой.

         2. Взаимодействие при совместной работе

         Существует множество способов организовать взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса в классе или в группе. Традиционный способ взаимодействия – это вопрос к классу: 1)учитель задает вопрос, 2)учащиеся, желающие ответить, поднимают руку,3)учитель вызывает одного из учеников,4)ученик пытается дать правильный ответ, 5)учитель реагирует на ответ ученика.

         Структура взаимодействия «вопрос к классу» может служить примером взаимодействия, порождающего конкуренцию. Ученики, подняв руки, соревнуются за внимание и поощрение со стороны учителя. Услышав неверный ответ одного ученика, остальные вновь тянут руки. Провал одноклассника повышает «шансы на победу» у остальных учеников.

         Способ взаимодействия  в группе «по номерам»

1.     Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый школьник получает номер (листок с цифрой или этикетку определенного цвета)

2.     Учитель дает задание группам (ответить на вопросы, количество которых желательно формировать по количеству учащихся в группе)

3.     Учитель дает определенное время на обсуждение.

4.     Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

5.     Учитель реагирует на ответы учеников

        Легко видеть, что способ взаимодействия «по номерам» отвечает всем требованиям «учебного сотрудничества». Данный способ взаимодействия обеспечивает одновременное взаимодействие учеников. Позитивную взаимозависимость и индивидуальную оценку. Если кто-то из членов группы знает ответ, возможности остальных членов группы возрастают. Сильный ученик – желанный член в группе. Вместо одного ответа одного ученика здесь каждый школьник имеет возможность высказать то, что он знает, в своей группе. Лучше подготовленные ученики отвечают на вопрос потому, что они знают ответ и хотят, чтобы их группа получила хорошую оценку, а слабо подготовленные школьники внимательно слушают и запоминают материал, потому что не хотят подвести ни себя, ни группу.

         3.И так…

         На современном уроке фронтальная работа в классе может быть существенно дополнена и обогащена работой школьников в группах сотрудничества. Отличие групп сотрудничества от обычных форм групповой работы состоит в: 1)осознанном выборе состава группы, 2)установлении в группе позитивной взаимозависимости между ее участниками, 3)индивидуальной оценке результатов работы каждого, 4)обучении школьников навыкам коллективной работы.

         В сегодняшней школе доминирует работа в условиях соперничества. Обучение в условиях сотрудничества существенно более эффективно. Работа в группах сотрудничества особенно полезна для слабых школьников. Сильные и средние ученики также существенно выигрывают от участия в группах сотрудничества. Использование техники «обучение в сотрудничестве» позволяет по-другому  поставить и решать в школе воспитательные задачи.

 

         Работа в группах сотрудничества на уроках музыкальной литературы

         Руководствуясь методикой «Работа в группах сотрудничества» представляю свой опыт применения данной методики на уроках музыкальной литературы.

         Личная практика показала, что эту методику можно успешно использовать  на каждом уроке музыкальной литературы в первый год обучения, в темах «Музыкальные инструменты», «Музыкальная форма», «Музыкальные жанры» (программа Е.Лисянской).  Часть урока отводится знакомству с материалом, когда учитель дает сведения учащимся по теме,  часть  — на работу в командах по пройденному материалу (Е.М.легче называть группу сотрудничества командой). Такой тип  урока можно назвать «лекция–игра», где «лекция»  является традиционной формой проведения урока, а «игра»- работа в командах. В конце четверти необходимо провести  контрольный урок, где происходит индивидуальная проверка знаний и навыков  каждого ученика. Помимо этого индивидуальные оценки ученики получают за письменные домашние задания (составление схем, таблиц и т.д.). За работу в команде ученики также получают оценку, которая в конце четверти суммируется с индивидуальной оценкой. Командная оценка выставляется в виде баллов (о системе баллов см. ниже в разделе «Критерии оценки»). Тем не менее, при выставлении четвертной оценки  «последнее слово» все же остается за индивидуальной оценкой по контрольной работе.

         Изучение музыкально-исторического наследия композиторов (2, 3, 4, год обучения, по программе музыкальной литературы) может проходить в виде чередования традиционной и командной форм проведения уроков. По типу формы уроки можно  разделить таким образом:

         — урок — «лекция», как правило, связанный с изучением биографии композитора, проводится в традиционной форме. Учитель рассказывает – дети фиксируют тезисы.

         —  урок — «лекция-игра», когда происходит слушание музыки и учитель дает сведения о музыкальном произведении, а анализ произведения происходит в командной работе класса.

         — урок — «игра», когда материал по теме пройден, это зачетный урок, проходит в командной работе класса (сценарий урока см. ниже  «Урок – игра», тема  «М. Глинка и А. Даргомыжский»).

         — урок — «контрольный» — ученики проходят индивидуальную проверку знаний и навыков.

          1. Формирование команд

          Как организовать работу в командах, чего начать? Начинать надо с формирования команд. Количество игроков в команде должно составлять от 4-х до 6-ти. Состав команды напрямую отражается на результатах взаимодействия в группе. Разнородные команды, в которых есть как сильные, так и слабые учащиеся, создают наилучшие условия для взаимного обучения учеников.

          1.1 Разнородные команды

         Разнородные команды предпочтительны по трем основным причинам: они создают наилучшие условия для взаимообучения учеников; учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных команд, а сильный ученик в каждой  команде может выполнять роль помощника учителя; мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.

         Распределение учащихся по разнородным командам – задача учителя. Часто ученики предлагают распределиться по командам сами. Тогда надо быть готовым к тому, что в классе появится определенная иерархия отношений «наши» и « не наши». Жребий в распределении учеников по командам также не эффективен, поскольку есть риск появления очень слабых команд.

         1.2 Подбор членов команды

          Каждый учитель – вольно или невольно знаток своего класса. Вы не будете объединять в команду учеников, которые абсолютно несовместимы, или напротив – закадычные друзья. Если у вас нет своего собственного отработанного приема, вы можете использовать приведенную ниже процедуру.

         Подбор из упорядоченного списка

1.     Составьте список класса, в котором на первом месте будет стоять самый сильный ученик, на втором — равный ему или чуть слабее, на третьем – равный второму или чуть слабее и т. д. На последнем месте списка будет самый слабый ученик.

2.     Включите в команду первого и последнего ученика, а также двух учеников из средины списка. Проверьте, чтобы количество мальчиков и девочек было в равновесии. Проверьте, нет ли в команде несовместимых по характеру учеников или, напротив, закадычных друзей.

3.     Оставшихся учащихся распределите по  этому же принципу.

         1.3 Название команды и распределение ролей

         После того как сформированы команды, учитель знакомит класс с составом команд и предлагает ученикам к следующему уроку придумать название команды, а также подумать над распределением ролей в команде, кто возьмет на себя роль «Капитана», «Секретаря», «Хранителя времени», «Свободного игрока».

·        «Капитан» — проверяет, что действительно все поняли ответ и согласны с ним, подбадривает и поощряет все высказанные в команде идеи, следит за тем, чтобы все участвовали в работе.

·        «Секретарь» — записывает вопросы и задания для команды, а также записывает высказанные идеи и принятые решения команды.

·        «Хранитель времени» —  руководитель возвращает команду к поставленной задаче, следит за рабочим временем, отведенным на выполнение задания.

·        «Художник» — оформляет эмблему команды, рисует схемы ответов, создает рисунки по  изучаемому материалу.

·        «Свободный игрок» — должен быть готов заменить отсутствующего партнера по команде, принять любую роль на себя.

·        «Докладчик» — переходящая роль при работе команды.  Выступает от имени своей группы перед классом.

         В течение учебного года команды могут быть переформированы.

         2.Управление классом

         Работа по командам естественна для активной природы детей. Учащиеся ориентированы на коммуникацию, активную совместную работу. Звучание многих голосов в классе перестает быть признаком отсутствия должной дисциплины. При хорошо организованной работе в командах учитель говорит в пять раз меньше, чем при обычной фронтальной работе, соответственно, учащиеся получают в пять раз больше времени для «проговаривания» материала.

         2.1 Расстановка мебели

         Чтобы эффективно управлять классом, необходимо поместить команды так, чтобы они были все в поле зрения учителя и одновременно не мешали друг другу. Для этого в классе меняется расстановка мебели, столы составляются по два, чтобы образовался квадрат, вокруг которого рассаживается команда.  На стол выставляется эмблема с названием команды и составом команды (это листок с надписью и рисунком, который изготовляет «Художник»).  Часть игроков команды оказываются сидящими спиной к доске и к учителю. В этом случае необходимо принять общее правило: «Спиной к учителю и доске можно сидеть только при  совещании с командой и при  письменной работе. В остальных случаях это запрещено».

         2.2 Правила работы в классе

         При всякой совместной работе ее участники чувствуют себя боле защищенными, когда установлены четкие и ясные правила для всех норм поведения. Ученики должны твердо знать, чего ожидает от них учитель, какое поведение приветствуется, а какое нет. Для этого необходимо выработать правила работы в командах. Хорошо, если ученики сами участвуют в создании этих правил. Основные из этих правил таковы:

         Личная ответственность: просить помощь у одноклассника, оказывать помощь одноклассникам, вежливо обращаться к одноклассникам и выражать им свою благодарность за оказанную помощь, подбадривать партнеров, воодушевлять их.

          Групповая ответственность: Решение задач – мы самостоятельно решаем наши проблемы; Вопросы – мы спрашиваем сначала членов своей команды и только после этого – учителя; Взаимопомощь —  мы помогаем другим командам, одноклассникам, учителю; Соблюдение тишины – мы говорим так, чтобы нас слышали все члены нашей команды, а не соседи.

         Выполнение заданных ролей: «Капитан», «Секретарь», «Хранитель времени», «Художник», «Свободный игрок», «Докладчик».

         2.3 Параллельное выполнение действий

         Одно из главных отличий работы по командам школьников — параллельное выполнение действий. Работа с командами требует от учителя организационных навыков. Научить действовать команды по вашим сигналам – это ваша первоочередная задача.

         2.4 Управляющие сигналы

         Чтобы оптимально организовать командную работу учеников, необходимы управляющие сигналы: «Внимание», «Тишина», «Время на обсуждение пошло», «Время на обсуждение вышло» и  так далее. Эти сигналы каждый учитель может выработать сам для своего класса с помощью условных жестов или музыкального звука, либо хлопка.  Управляющие сигналы помогают сохранить силы и время, необходимые, чтобы отвлечь учеников от их работы в команде, организовать работу команды по времени или переключить внимание  команды на учителя. Умение команды слаженно и оперативно реагировать на сигналы учителя может оцениваться дополнительными баллами за внимание и организованность работы.

         2.5 Задания классу

         При работе команды придерживаются тех же правил, что и  в обычном классе. Разница в том, чтобы обязательно донести ваши указания до каждого ученика.

         Форма заданий

         Как известно, одни школьники лучше воспринимают задания в письменной форме, другие  — в вербальной.  Поэтому желательно одновременно давать указания голосом и демонстрировать текст на доске, либо с помощью письменного указания каждой команде на отдельных листах.  К примеру: «капитаны» тянут листки с вопросами для своей команды, которые заранее приготовлены учителем. Разные по содержанию вопросы  командам составляются с учетом их трудности,  чтобы поиск ответов на вопросы занимал одинаковое количество времени и требовал одинаковых усилий от групп сотрудничества. Самым простым способом отбора равнозначных вопросов может быть отбор «по тематике»:

         Вопрос 1. По биографии композитора

         Вопрос 2. Из истории создания  музыкального произведения

         Вопрос 3. О структуре музыкального произведения

         Вопрос 4. Особенности образного содержания произведения

         Вопрос 5. Характеристика элементов музыкальной речи произведения

          К примеру: задания к уроку-игре по теме «М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский», цель урока заключается в оценке творчества композиторов на примере опер «Иван Сусанин» и «Русалка».

         Команды  тянут листок-жребий с  именами композиторов, каждая команда будет выступать «от имени» одного композитора.

         Задание командам №1–« Дать общую характеристику оперы» устно. Команды получают листок с тремя вопросами: 1)жанр оперы, 2)музыкальный язык, 3)особенности драматургии (обсуждение 3 минуты, оценка 1 балл).

          Задание командам №2 – « Определить, как вы понимаете героическую и психологическую драму?» устно (обсуждение 30 секунд, оценка 0.5 балла).

         Задание командам №3 «Музыкальная викторина по двум операм» письменно (время написания 15 минут, оценка 1 балл). Команды пишут викторину по обеим операм.

         Задание командам №4 – « Определить общие и  различные черты в приведенных ранее характеристиках  двух опер» письменно (время  написания 10 минут, оценка 1 балл). Каждая команда анализирует обе оперы.

          Задание командам №5  —«Определить значение творчества композитора» (обсуждение 30 секунд, оценка 0,5 балла) Команды вновь выступают каждая от имени своего композитора (подробный сценарий урока см. ниже).

          Непременным условием при отборе вопросов или заданий является то, что  они должны быть  конкретны и должны подразумевать такие же конкретные и однозначные ответы.

         Рекомендуется выдавать за один раз столько указаний, сколько может выполнить каждый ученик класса без дополнительных пояснений и повторений. Нежелательно давать несколько указаний подряд. Получив длинную инструкцию, ученики обязательно начнут переспрашивать вас по мере ее выполнения.

          На начальном этапе работы учащихся в  командах, у них возникает множество вопросов по поводу выполнения заданий. Лучший способ дать указание – продемонстрировать желаемое поведение. Это можно сделать самому учителю, а можно продемонстрировать с одной из команд выполнение предлагаемого задания.

         Необходим большой опыт прежде, чем ученики сами начнут структурировать работу в своих командах, то есть распределять роли во время работы команды, планировать последовательность выполнения действий. Пока этого не произойдет, структуризация их работы – одна из основных задач учителя.   Если команды работают плохо, следует выбрать ту, которая работает лучше остальных и обратить внимание класса на положительные аспекты ее работы. Остальные команды начнут следовать ее примеру. Если все команды работают хорошо, необходимо поощрить каждую и класс в целом.

          3.Анализ результатов работы команд и подведение итогов. Критерии оценки. Когда команды работают, учитель наблюдает и консультирует. На этом этапе следует избегать руководства и оценки. Ученики должны чувствовать ответственность за выполнение работы. Если команда не справляется с заданием, учитель может вмешаться, дать подсказку. Но ответственность за выполнение работы по-прежнему лучше оставить за самими учащимися. Также важен такой момент, как оценка правильности ответа команды. Не следует оценивать работу команды сразу после ее ответа, пока не ответят все команды, особенно когда они выполняют одинаковые задания. В таком случае отвечающая следом команда не сможет воспользоваться «подсказкой», т.е. уже правильно оцененным ответом предыдущего оратора. Очень важно, чтобы до того момента, когда ответят все команды сохранялась интрига правильности  или неправильности ответов.

         Каждая командная работа в конце урока должна быть завершена анализом, обсуждением того, что получилось и оценкой. Обсуждение удач и неудач должно проводиться не только между учителем и командами, но и между партнерами одной команды и также между командами. Это позволит вынести объективную оценку.  Критерием оценки служат: «готовность к уроку», «слаженность действия команды», «владение материалом».

          «Готовность к уроку» — предполагает наличие у всех  партнеров по команде тетрадей и выполненного домашнего задания (если задание было в письменной форме). Если один участник  группы не сделал задание по неуважительной причине (забыл сделать), команда лишается -0,5 балла. В случае полной готовности команды  — она получает +0.5 балла. Это «бонус» команде. «Слаженность действия команды» — это, прежде всего четкость выполнения указаний учителя, по времени, по  структурированности действий внутри команды.  А также позитивность взаимодействия между участниками в команде, ссоры и распри в команде не поощряются. С этой позиции команда может получить  0,5 балла или может его лишиться в случае не слаженной работы, что также расценивается как «бонус». «Владение материалом» — подразумевает правильность выполнения заданий.  Здесь также оценивается полнота и художественная сторона ответа.  Количество баллов в этой номинации  зависит от количества разного рода заданий, которые команда выполнила во время урока по указанию учителя. К примеру, если течение урока команды отвечали на вопросы, выполняли письменную работу, слушали музыкальную викторину, оценка за каждый тип работы будет 1 балл. В итоге команда может получить в конце урока  3 балла, не считая «бонусов» за «готовность к уроку» и «слаженность действия команды».

         Количество набранных баллов  приравнивается к оценке по следующей схеме:3 балла + 1 балл бонус = 4 балла – оценка 5, 2 балла + 1 балл бонус = 3 балла – оценка 4 и т.д. (вы можете придумать свою схему оценки, это не принципиально).

         Если команда в течение двух уроков получает 1 или 0 баллов, что бывает редко, ее необходимо переформировать. Максимальное количество баллов на разных занятиях может меняться,  это продиктовано тематикой уроков, разным объемом изучаемого материала по разным темам.

         Заключение

         Работа в группах сотрудничества, как мы называем в командах, — это мощное средство активизации работы учащихся. Сама техника управления работой команд – важная составляющая современного содержания образования. Если она освоена учениками, работа учителя меняется: хорош тот учитель, который добился того, что ему не нужно вмешиваться в процесс. В хорошо управляемом классе ученики гордятся, что сами отвечают за свое обучение, активно участвуют в постановке своих учебных задач.

          Через несколько лет работы по методике «Работа в группах сотрудничества» на уроках музыкальной литературы стало понятно, что рамки урока становятся тесными для того, чтобы охватить как можно больше материала, сделать работу команд еще более соревновательной.  Для этого в Детской музыкально-хоровой школе был придуман КВН – Клуб «Всезнаек» и «Невсезнаек».  Он стал общешкольным фестивалем, где соревнуются команды разных педагогов школы.

         Правила и условия проведения игры команд на фестивале остались прежними, как и при командной игре в классе. При этом появилась возможность  расширить и обобщить тематику, например «Русская музыка», «Тайна сонаты», «Русские композиторы рубежа 19-20 веков». А также появилась возможность приурочить работу фестиваля к  знаменательным датам в мировой музыкальной культуре и погрузиться в творчество одного композитора, например «Д.Д.Шостакович» или «Ф.Шопен». С 2010 года школьный фестиваль перерос в городской турнир по музыкальной литературе. Как организовать такой турнир или фестиваль – это отдельная тема для новой статьи.

         Урок — игра

          Тема «М.И.  Глинка и А.С. Даргомыжский»

         Цель урока –  дать оценку творчества композиторов относительно всей русской музыкальной культуры.

         Задачи: Провести сравнительный анализ творчества композиторов, сделать сравнительную характеристику опер «Иван Сусанин» и «Русалка», сравнить музыкальный язык композиторов, жанр опер, их драматургию.

         Сценарий урока.

         Учитель: Мы с вами познакомились с двумя операми. «Иван Сусанин» М. Глинки  и  «Русалка» А.Даргомыжского. По мере того, как мы знакомились оперой «Русалка», мы все время сравнивали ее с оперой М.Глинки «Иван Сусанин». Сегодня настал момент подведения итогов (команды  тянут листок-жребий с  именами композиторов, каждая команда будет выступать «от имени» одного композитора).

          Учитель: Мы попробуем сравнить оперу Глинки с оперой Даргомыжского. Но для начала необходимо дать общую характеристику этих произведений.

         Задание командам №1–« Дать общую характеристику оперы» устно. Команды получают листок с тремя вопросами: 1)жанр оперы, 2)музыкальный язык, 3)особенности драматургии ( обсуждение 3 минуты, оценка 1 балл).

         Команда 1 (от имени М.И.Глинки):

1.     Жанр оперы – героическая музыкальная драма

2.     Музыкальный язык —  соединение европейской и русской музыки

3.     Особенности драматургии  — основана на конфликте русский народ – поляки

         Команда 2 (от имени А.С.Даргомыжского):

1.     Жанр оперы – бытовая психологическая музыкальная драма

2.     Музыкальный язык – музыкальная интонация близка к речи

3.     Особенности драматургии – основана на  конфликте Наташа – князь

          Учитель: В ответах команд  прозвучало слово драма, как вы понимаете это слово с точки зрения вашей оперы?

          Задание командам №2 – « Определить, как вы понимаете героическую и психологическую драму?» устно (обсуждение 30 секунд, оценка 0.5 балла).

          Команда 1: Героическая драма основана на внешнем конфликте (война с поляками), в ней происходит гибель героя.

         Команда 2: Психологическая драма основана на внутреннем конфликте (Князь не может жениться на Наташе), где герой испытывает душевные переживания,  происходит гибель героев.

          Учитель:   Не возможно  сравнивать оперы не  услышав музыки, поэтому команды сейчас пишут  музыкальную викторину.

         Задание командам №3 «Музыкальная викторина по двум операм» письменно (Время написания 15 минут, оценка 1 балл).

         М.И. Глинка «Иван Сусанин»: интродукция  хор ополченцев «Родина моя…», полонез 2 действие, романс Антониды 3 действие, ария Сусанина 4 действие, эпилог хор «Славься…».

         А.С. Даргомыжский «Русалка»: ария Мельника 1 действие, ариозо Наташи терцет 1 действие, сцена и хор девушек «Сватушка…» 2 действие, песня Наташи «По камушкам…», каватина князя 3 действие.

         Учитель:  Что же общего между этими операми, а что различного? Теперь каждая команда будет анализировать обе оперы одновременно

         Задание командам №4 – « Определить общие и  различные черты в приведенных ранее характеристиках  двух опер» письменно (Время  написания 10 минут, оценка 1 балл)

         Ответ команд: Общее между операми:  это оперы-драмы, в них герой – это человек из народа, в них присутствует гибель героя. Различие между операми: «Иван Сусанин» это драма, основанная на внешнем конфликте, «Русалка» — основана на внутреннем конфликте; разный конец, оптимистический  в опере «Иван Сусанин», пессимистический конец в опере «Русалка; отличается музыкальный язык опер.

          Учитель: Подводя итоги нашего сегодняшнего исследования необходимо определить значение творчества Глинки и Даргомыжского в Русской музыке.

          Задание командам №5  —«Определить значение творчества композитора» (обсуждение 30 секунд, оценка 0,5 балла) Команды вновь выступают каждая от имени своего композитора.

         Команда 1: Значение М. Глинки заключается в том, он является первым русским композитором – классиком, который создал первую русскую оперу. Он сумел соединить в своем творчестве европейские музыкальные традиции с русским музыкальным языком.

         Команда 2: Значение А. Даргомыжского заключается в том, что он продолжил традиции М.Глинки и создал новый тип оперы. А также  является создателем нового музыкального языка — речевой интонации.

         Учитель: Действительно, значение музыки М.Глинки и А.Даргомыжского велико в истории русской музыки. Более того, их творчество послужило опорой для будущих русских композиторов, на их творчество будут опираться композиторы могучей кучки, Чайковский, композиторы рубежа 19-20 века и последующее поколение  композиторов.

         Подведение итогов и выставление баллов.

           Список литературы

1.Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. Изд. Просвещение, М.: -1986.

2.Гражданское образование: содержание и активные методы обучения». Раздел «Учебное сотрудничество». М.: ЗАО «Учительская газета», 1997, стр.98-107.

 

×
×