«Инновационные формы и методы взаимодействия учителей-логопедов с семьями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Бубенко Наталья Александровна

«Инновационные формы и методы взаимодействия учителей-логопедов с семьями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время одним из неотъемлемых и признанных условий для их социализации. Учитывая значимость образования для данной категории граждан, федеральным законодательством (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») реализация прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья признаётся одной из наиболее важных задач политики государства.

   Для эффективной помощи в овладении школьной программой учащимся, имеющим ограниченные возможности здоровья, в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка, необходимо выстроить систему организации взаимодействия учителей-логопедов и родителей учащихся с ОВЗ, привлекая все современные инновационные технологии, для повышения качества образовательного процесса в целом. В процессе взаимодействия учителей-логопедов и родителей происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство школы и повышается его социальный статус, координируется деятельность всех участников образовательного процесса.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать, обучать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для ребёнка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении с ним.

В связи с возможностью широкого выбора современных инновационных технологий появилась идея организовать сотрудничество педагогов и родителей и привлечь их к коррекционно-образовательному процессу.

В коррекционном обучении с помощью ИКТ мы практикуем следующие формы работы: аудиопрограммы: «Баба-Яга учится читать», «Игры для Тигры» незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти; мультимедийные презентации, позволяющие наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с учащимися; готовые интерактивные программы «ActivInspire», «Море словесности», которые способствуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

В нашей школе функционирует родительский клуб «По волнам красивой речи», встречи в клубе проводятся с участием родителей, учащихся с ОВЗ, педагогов коррекционной направленности: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. На заседаниях родительского клуба осуществляется взаимодействие с родителями, с применением современных инновационных технологий: создали страничку логопеда на сайте школы для рекомендаций родителям по коррекции устной и письменной речи; на образовательной платформе школы разместили разноуровневые задания для учащихся с ОВЗ; консультируем родителей с применением интернет-портала- mail.ru, через систему- Telegram; онлайн-консультирование с использованием программы-Skype, с помощью программы видеоконференций- Zoom проводим занятия с учащимися дистанционно.  Информацию о проведении школьных, районных, городских мероприятий с участием родителей размещаем в мессенджерах: Telegram-канал.

Инновационные методы и технологии позволяют активизировать родителей на самостоятельное выполнение заданий и упражнений по каждому компоненту речи. Родители с интересом работают на интерактивной доске, с удовольствием включаются в рабочий процесс на интерактивном столе, выполняя творческие упражнения и задания по рекомендациям педагогов. Педагоги, вовлекая родителей в игровую деятельность, проводят мастер-классы по выполнению практических упражнений на формирование всех компонентов речевого и психологического развития, таким образом, родители овладевают практическими навыками коррекционного обучения. Родители вместе с педагогами изготавливают наглядные пособия и дидактические игры для коррекционных занятий с учащимися в школе и дома.

В результате совместной, плодотворной, творческой работы учителей-логопедов и родителей учащихся со статусом ОВЗ, с привлечением инновационных форм и методов в коррекционно-развивающей деятельности добились следующих успехов: увеличилась посещаемость на заседаниях родительского клуба «По волнам красивой речи», повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, родители владеют необходимыми коррекционными знаниями, умениями и навыками для оказания помощи ребёнку при выполнении заданий учителя-логопеда. Родители совместно с учащимися активно принимают участие в методических мероприятиях школы, в образовательных, творческих проектах, конкурсах, олимпиадах. Наблюдается положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся с ОВЗ, повысилось качество знаний по русскому языку и литературе.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий — залог успешной коррекции речи детей.

Создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

 

 

×
×