Создание условий для адаптации и социализации детей с РАС на уроках трудового обучения

Автор: Семенцов Сергей Владимирович

    Создание условий для адаптации и социализации

         детей с РАС на уроках трудового обучения.

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья требует разработки специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, учитывающих данные ограничения. К сожалению, на федеральном уровне отсутствует диагностический инструментарий, необходимый для профориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. При аутизме нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для детей-аутистов являются трудности установления контактов с другими людьми и стереотипность собственного поведения.

Профессиональная ориентация детей и подростков с РАС предполагает следующие виды работы:

1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с РАС включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Подросток с РАС имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей.

Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с РАС является их желание получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с РАС, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В профессиональной ориентации с РАС необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с РАС.

В работе с подростками с РАСнужно придерживаться определенных принципов:

—  умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;

— терпимости и уважения по отношению к лицам с РАС, их надеждам и опасениям;

-безоценочного принятия суждений подростков с РАС;

— готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Необходимо учитывать, что подростки с РАС очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания.

С результатами профдиагностики подростков с РАС нужно знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.

Методический инструментарий для профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с РАС профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

— из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;

— ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

— составление профпланов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

 

При значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети гораздо менее успешны в моторном — неуклюжи, крайне неловки, у них страдают навыки самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.

 

Общая характеристика общеучебных трудностей обучающегося:

♣ Мотивация к обучению не сформирована.

♣ Школьно-значимые умения на стадии формирования, не усидчив.

 ♣ Дисциплина во время урока на низком уровне.

♣Внимательность, активность, заинтересованность в учебном процессе отсутствует.

 ♣ Работоспособность на уроке низкая.

♣ К оценке своего труда равнодушен.

♣ Инструкции взрослого понимает с трудом и выполняет не всегда правильно.

♣ Этапы учебной деятельности не сформированы.

Проявления аутизма очень разнообразны, но наиболее частые характеристики – невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми, крайняя отгороженность от внешнего мира, слабая реакция на внешние раздражители, стереотипный и достаточно узкий круг интересов

 

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является первым и существенным звеном воспитания человеческой личности. Овладение этими навыками делает ребенка значительно более самостоятельным, менее зависимым от взрослого.

 

Особенно важна роль трудовой деятельности в воспитании детей  РАС. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда детей с РАС связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

 

Ребенок с РАС, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей

Проблема:восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Это актуальная общечеловеческая проблема.

Предмет исследования: трудовое воспитание детей с РАС

Цель: социальная адаптация личности, способной к самообслуживанию и общественно-полезному труду

Задачи: 

1.Учить ориентироваться в социуме.

2. Прививать навыки самообслуживания.

3. Бытовая и социальная адаптация

 

Создание специальных условий для

обучающегося :

 

создание развивающей образовательной среды,

поддерживающей познавательную и учебную

деятельность;

 

организация коррекционного психолого-

педагогического сопровождения;

 

дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и

работоспособности учащегося;

 

индивидуальная оценка образовательных

результатов;

 

определение форм и содержания психолого –

педагогической поддержки семьи.

 

Бытует мнение, что учеба в обычном классе всегда лучше, чем в коррекционном. В этой связи многие родители детей с РАС ставят перед собой цель – бороться за возможность учиться в режиме полной инклюзии. Все эксперты единодушны во мнении: прежде чем бороться, родителям следует спокойно, не спеша рассмотреть все плюсы и минусы каждой формы организации образования – применительно конкретно к их ребенку, к их случаю. В частности, обязательно задайте себе следующие вопросы: Что вам важнее – социальная или образовательная инклюзия? Довольно часто одна и та же форма обучения не даст вам и то, и другое. Например, в коррекционном классе ребенок будет чувствовать себя как рыба в воде, где его все понимают, снисходительны к его особенностям. Но, конечно, в образовательном плане здесь все проще и слабее. А в обычном классе он будет получать больше знаний, но чувствовать себя будет чужим среди сверстников, что, конечно, губительно для его социализации. Стоит ли игра свеч? Точнее, стоит ли учеба в обычном классе затрачиваемых усилий и стрессов. Детям с РАС излишний стресс просто противопоказан. Что именно ваш ребенок может получить от обычного класса? Скажем, возможно сформировать индивидуальный план, по которому основные предметы (русский язык, чтение, математика) ребенок проходит по облегченной программе в коррекционном классе или даже на дому, а в школу в обычный класс приходит на те предметы, которые развивают его физически, связаны с ручным трудом и общим развитием (музыка, технология, физкультура). И, пожалуйста, примите как аксиому: выбор уровня инклюзии и формы обучения – это не тот фактор, по которому справедливо оценивать вашего ребенка или вас как родителей. Вы просто находите наиболее подходящий способ, а не пытаетесь кому-то что-то доказать, обхитрить, «добиться» лучшего и т.д. Пожалуйста, оценивайте ситуацию здраво: иногда и коррекционный класс может дать ребенку гораздо больше, чем инклюзивный.
·  От ребенка невозможно ожидать быстрого результата. Он длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может и через год — два. Помните, что ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто действительно не может ждать обещанного, беспомощен в ситуации выбора.

·  Есть такая, уже ставшая крылатой, фраза Стивена Шора, доктора специальной педагогики, эксперта в области аутизма, который сам болен РАС: «Если вы встретили одного человека с аутизмом, что ж, вы встретили только одного человека с аутизмом». У российских специалистов тоже есть игра слов на эту тему: «РАС на РАС не приходится». Следовательно единого чудесного метода, помогающего каждому ребенку, увы, не существует, ведь проявления этого расстройства развития могут быть очень разными

 

Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (рас):

Что чаще всего срабатывает в общении с особенным ребёнком?

Прямолинейная, спокойная, сквозь все предубеждения протянутая рука, терпение. Это срабатывает!

Первейшая и сложнейшая задача учителя, работающего в таком классе — установление контакта с ребенком-аутистом. Эмоциональный контакт с аутичным ребенком гарантировано устанавливается при условии учета доступных ему параметров организации общения: дистанции, продолжительности, ритма, интенсивности и формы, сенсорной и тактильной модальности. Первые стабильные контакты возникают на основе присоединения учителя к занимающим ребенка приятным впечатлениям, ощущениям, разделения с ним и усиления привычного ему удовольствия, эмоциональной реакции. У ребенка с РАС психическое развитие не просто нарушено, оно искажено и развитие реальных взаимоотношений с окружающими замещается стереотипной аутостимуляцией (2). Правильное понимание Вами специфики проблем такого ребенка поможет вам выстроить правильную стратегию на нормализацию его аффективного развития, т.е. вовлечение ребенка в развитие реальных активных отношений с ближайшим окружением и, в первую очередь, с вами. Одним из эффективных и незаменимых приемов станет включение в урок игры (развивающей, обучающей, творческой, создание игровой ситуации). Точнее, ваше включение

Урок без игровых моментов – не урок. Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает. Именно благодаря игре педагог, учитывая индивидуальные особенности и уровень имеющихся знаний ребенка, сможет сосредоточить внимание ребенка, показать и помочь ему увидеть, объяснить и обучить, сформировать и закрепить умения и навыки. Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на стимулирование у учащихся интереса, самостоятельности, вовлечение в процесс сотрудничества с учителем. Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности стимулирования познавательного интереса ребенка, активного деятельного отношения к учебе, а также для снижения физических перегрузок. Кто работает с учащимися коррекционных классов, хорошо знает, как это нелегко. Дети чрезмерно подвижны или заторможены

Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

— Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

— Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в похожих ситуациях. Не бойтесь пробовать! В случае, если ребенок принял предложенное, старайтесь развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. От вас потребуется определенная гибкость, позволяющая действовать в зависимости от развития событий

. А учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и снисходительным. Не нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть. Нужно стараться его выслушивать, пытаться понять и помочь и постепенно и доброжелательно научить его соблюдать и выполнять школьные правила

Следует понимать, что его нежелательное поведение – не результат злого умысла, а невозможность себя контролировать, неумение адекватно взаимодействовать и понимать эмоциональное состояние как свое, так и чужое. Попытка понять и принять такого ученика – вот лучшая стратегия учителя при взаимодействии с ребенком с РА

Дети с РАС гораздо комфортней ощущают себя в условиях организованной деятельности,

 

Важно понимать, что это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных успехов в своей профессиональной деятельности. Этому способствует особенности самого расстройства, т.е. фокусировка на определенной задаче, склонность к выполнению монотонных действий и усидчивость.

 

К примеру, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Авраам Линкольн, Стенли Кубрик, Робин Уильямс, Альберт Эйнштейн, Энди Уорхол, Билл Гейтс – все эти гениальные известные люди в той или иной мере имели РАС.

Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

 

Мифы о РАС

Не способны чувствовать

Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.

На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.

Не смотрят в глаза

Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно. 

На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза. Они просто не концентрируют внимание.

Гениальны

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.

На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.

Проявления аутизма называют расстройствами аутистического спектра, потому что есть признаки, одинаковые для всех, но они могут проявляться в разной степени. Это и есть спектр — разнообразие в однообразии.

Типичные проявления:

  • трудности в социальной коммуникации;
  • сложности с обработкой сенсорной информации;
  • повторяющееся, стереотипное поведение;
  • ригидность, то есть отсутствие реакций на стимулы: например, не одёрнет руку, если его щипать.

На что стоит делать акцент в обучении

Социализация, общение со сверстниками и взрослыми
У ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.

Бытовые навыки
Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.

Коррекция нежелательного поведения
Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени

 

Родители и педагоги, работающие с детьми с РАС, знают их сильные стороны, многие из которых помогают добиваться успехов. Это:

  • способность хорошо воспринимать конкретные понятия, правила и последовательности;
  • наличие развитой долговременной памяти;
  • математические способности;
  • навыки работы с компьютерной техникой;
  • навыки визуального мышления;
  • чтение, начиная с раннего возраста;
  • честность (иногда чрезмерная);
  • предельная концентрация (при выполнении нравящейся ребенку работы);
  • навыки ориентации в пространстве

У людей с РАС могут проявляться разные интересы и способности. Это помогает им в учебе, дальнейшем трудоустройстве и выборе хобби

Мотивация является важнейшей составляющей обучения для любого ребенка. Всем детям ставят оценки и хвалят за успехи. Но для многих детей с расстройствами аутистического спектра социальная похвала или абстрактное поощрение не всегда являются эффективными.

Социальное взаимодействие

Трудности с развитием социальных навыков относятся к области ключевых дефицитов у детей и взрослых с РАС. Несмотря на имеющиеся трудности, дети с РАС так же, как и их сверстники, нуждаются в друзьях и общении. Поэтому программа работы должна быть направлена на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры с сверстниками. Нужно обучать тому, как вступать в диалог, играть с соблюдением определенных правил, отказываться от того, что неприятно, и т.д.

Коммуникация – основа развития ребенка

Одним из важнейших ключевых дефицитов человека с РАС, с которым часто приходиться работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.

Особенности восприятия и обработки информации

Многим детям с РАС свойственны особенности восприятия и обработки информации. К ним относятся трудности с выделением сигнала из шума, с переключением от одной активности к другой, с исполнительными функциями и планированием. Они также лучше усваивают информацию при наличии визуальной поддержки и поддержании высокого темпа занятий для удержания внимания.

Наиболее эффективно включать в общекомандный план работы с ребенком элементы сенсорной программы, поведенческие стратегии, поиск адекватных способов коммуникации и социального взаимодействия.

Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать его инициативу. Лучше избегать использования слишком длинных фраз и идиом.

 

×
×