Автор: Линникова Ирина Владимировна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Совершенствование орфоэпических навыков
старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Линникова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Центр образования № 18
имени Героя Советского Союза
Евгения Фёдоровича Волкова»
города Тулы
Грамотное литературное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Бесспорно, изучение правильного литературного произношения важно, как и изучение правильного написания. Порой овладение нормами русского литературного языка может оказаться процессом более сложным, чем овладение орфографией. Результативность в обучении орфоэпии во многом определяется регулярностью работы по формированию орфоэпических умений и навыков, последовательностью введения теоретического и практического материала по орфоэпии в рамках конкретного урока.
Работа над орфоэпическими навыками ведется на протяжении всего школьного курса обучения русскому языку. В школьной программе «Орфоэпия» не изучается как отдельный раздел русского языка, но в учебник каждого курса включены разные упражнения в темы уроков, а также в конце есть приложение «Говори правильно», что предполагает изучение орфоэпии во взаимосвязи с другими разделами русского языка. Такие упражнения и подобные задания, включённые учителем в контроль знаний, способствуют формированию речевой компетенции обучающихся и успешному выполнению одного из заданий ЕГЭ по русскому языку.
Без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись при выполнении задания 4 ЕГЭ по русскому языку, которое является базовым, проверяет знания орфоэпических норм: это правильная постановка ударения. Выпускник должен показать понимание сущности русского словесного ударения, его особенностей. В этом задании ему необходимо найти слово с неверно поставленным ударением. Количество слов, которое может встретиться на экзамене в этом задании, ограниченное. На сайте ФИПИ есть специальный словарик. Он достаточно длинный. Как помочь обучающимся усвоить этот орфоэпический минимум? Ведь известно, что русское ударение не только нефиксированное, как, например, в татарском или французском языках, но и свободное, то есть способное «перетягиваться» с одного слога на другой в разных формах одного слова или в однокорневых словах (ср.: стОл — столА; нАчал – началА, умерЕть – умЕрший, мозАика — мозаИчный).
В 10-11 классах следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. А основой такого подхода и есть постоянное внимание к звучащей речи, систематическая работа с орфоэпическими словарями.
Система работы по повышению уровня орфоэпической грамотности предполагает:
· подготовительный этап: знакомство с теоретическими основами;
· основной: выполнение различных упражнений с целью повышения орфоэпической грамотности;
· заключительный: проверка уровня усвоения обучающимися материала, выявление орфоэпических ошибок и работа над ними.
Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться). Поэтому я ежеурочно провожу орфоэпические пятиминутки, которые включают различные упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.
Упражнения
· В течение 2-3 минут за учителем или диктором (диск) обучающиеся повторяют слова. Надо обязательно читать слова правильно: неверный вариант ударения может отложиться в памяти и сыграть злую шутку на экзамене.
· Чтение вслух слов из списка орфоэпического минимума ЕГЭ, при этом при хоровом чтении утрируется ударение в слове или отстукивается ударный слог.
· Расстановка ударения в словах с использованием орфоэпического словаря.
· Демонстрация написания слов с постановкой ударения в первом столбике, который после прочтения вслух закрывается и при проверке является «ключом», а во втором столбике в этих же словах обучающиеся самостоятельно расставляют ударение, предварительно записав их в тетрадь.
· Опираясь на теоретический материал, запоминание (т.е. чтение вслух) слов группами, внутри которых есть закономерности постановки ударения, например:
от многих глаголах на -ИТЬ можно образовать причастия с — ЁНН -, у которых ударение в краткой форме переходит на окончание в женском и среднем роде. Вот цепочка:
включённый – включён, включенА, включенО. Составляем сами: вручённый, наделённый, ободрённый, укреплённый и др.
запоминание ударения при образовании форм множественного числа: директорА, профессорА, сторожА, фельдшерА, тенорА, сторожА, жемчугА, карерА, паспортА, сортА, отпускА, шелкА.
· Запоминанию правильной постановки ударения в некоторых словах позволяет заучивание орфостишков:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.
Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.
Василиса так красИва
И ещё и прозорлИва.
Рынок совсем новый:
Видимо, оптОвый.
Моя соседка Фёкла
Вырастила свЁклу.
Нам всё видно,
Как тебе завИдно.
Вижу старый пень,
Крепкий, как кремЕнь.
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договОр.
Хороши и вблизи на окне жалюзИ.
Тяжела была работа – в теле всём теперь ломОта.
Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчИть.
Я ужасно утомлЁнный: брат не спит новорождЁнный.
Чтоб скорей в библиотЕке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На площадке хоровод:
Чистят мусоропровОд.
Петя – рАзвитый ребёнок,
Французский знает он с пелёнок.
Русский язык – язык развитОй,
Очень богатый,
Как жизнь он живой.
Если есть в тебе таланты, завяжи на праздник бАнты!
Подарков немало бабушка послАла.
Дома я осталась, в комнату прокрАлась.
Потолок отличный,
Весь он мозаИчный.
Для приземления проси пилота выпустить шассИ.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Выглядеть краси́вее, поможет платье синее.
Эти правила пишутся Издавна…
Жалко, книжка доныне не издана.
· Для запоминания слов с правильным ударением можно использовать рисунки, на которых при помощи зрительного образа показывается сходство ударной гласной с каким-то предметом.
· Использование ассоциативного запоминания:
баловАть – воспитАть
свЁкла – блЁклый
срЕдство – дЕтство
столЯр – малЯр
тОрты – бОрты, пОрты, шОрты
новорождЁнный – осуждЁнный, утомлЁнный, наделЁнный, отключЁнный, повторЁнный низведЁнный
углубИть – убыстрИть, укрепИть
нажИвший – налИвший
повторИть – плодоносИть, позвонИть
кровоточИть – исключИть
смазлИва – суетлИва
опломбировАть – премировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, гравировАть
баллотИровать – блокИровать, гарантИровать, кпировать, дискутИровать
клАла – укрАла, послАла
· Использование двусторонних карточек: на одной стороне написано слово без ударения, которое нужно прочитать вслух правильно, а на другой стороне это же слово с ударением. Перевернув карточку, можно себя проверить. Например:
христианин |
христианИн Человек, исповедующий христианство. Пример. Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа.
|
ходатайствовать |
ходАтайствовать Обращаться с просьбой к официальным лицам, учреждениям; просить, хлопотать. Пример. Я ходатайствую об утверждении этого соглашения. Фурманов, Мятеж.
|
красивее |
красИвее Пример. И еще был один совсем молодой человек, который, как ей шутя сказал муж, находил, что она красивее всех сестер. Лев Толстой, Анна Каренина
|
· Расстановка ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением:
раскрыть заговор – заговор от боли
злая острота – острота лезвия
характерный поступок – характерный человек
языковая колбаса – языковая политика
развитые страны – развитые локоны
расцвёл ирис – съел ирис;
· Составление словосочетаний со словами, отличающимися лексическим значением:
совершЕнный – совершЁнный
переноснОй – перенОсный
истЕкший – истЁкший
приблИженный — приближЁнный
слОженный – сложЁнный
Орган – оргАн
гвОздики – гвоздИки
стрЕлки – стрелкИ
призЫвный – призывнОй
отзЫв – Отзыв
бронИровать – бронировАть
вИдение – видЕние
· Составление предложений и текста, включающих слова, вызывающие трудности в произношении, а потом правильное чтение вслух:
1) Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции.
2) Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.
3) В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.
4) Помощник шофера положил телефонную трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, приготовленный женой, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
5) Девочка испачкала гофрированные банты сливовым вареньем.
6) На простыне был красивейший рисунок — вальдшнеп сидит на дереве.
7) У столяра было хорошее намерение — сделать полочки для кладовой.
8) В ближайшем квартале находится онкологический диспансер — стоит только дозвониться и вам назовут адрес.
9) Твой папа по профессии столяр, но работает шофером, а год назад он торговал в бутике.
10) Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы.
· Проведение орфоэпического анализа с точки зрения словообразования:
слИвовый – слИва
кУхонный – кУхня
вероисповЕдание – (веру) исповЕдать
обеспЕчение – обеспЕчить
газопровОд – (газ) провОдит
· Распределение слов на группы в зависимости от ударения, например:
1) Черпать, кашлянуть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, осведомиться, плесневеть, премировать, лиловеть, памятовать.
чЕрпать кАшлянуть плЕсневеть пАмятовать |
закУпорить заплЕсневеть ходАтайствовать освЕдомиться |
баловАть запломбировАть премировАть лиловЕть |
2) Аэропорты, варишь, партер, насорит, статуя, щавель, груба, дефис, цыган, баловать, кашне, диспансер, случай, правы, форзац.
3) Гражданство, порты, исстари, километр, бутик, алфавит, бармен, столяр, каталог, крашение, квартал, вальдшнеп, банты, звонит, принят.
4) Деталь, прибыла, украинский, слаще, добыча, путепровод, намерение, изобретение, плато, средствами, километр, копировать, начал, баловать.
5) Досуг, дремота, тефтели, коклюш, одолжить, опека, перипетия, осуждена, каучук, феномен, эксперт, туфля, цемент, теплиться, ходатайство.
6) Береста, движимый, мельком, нанесена, начатый, ржавея, черпая, красивее, подолгу, понятый, искриться, балуясь, квартал, углубить, расположить.
· Выполнение тематических тестовых заданий, составленных на основе орфоэпического минимума, например:
1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
навЕрх
бАловать
красИвее
тОрты
откУпорить
Ответ: ___________________
2. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
сливОвый
кОклюш
квартАл
завИдно
агЕнт
Ответ: ___________________
3. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
КаталОг;
мОлящий;
бралА;
углубИть
столЯр
Ответ: ___________________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
МЕстностей;
жалюзИ;
нЕдруг;
дОсуг.
укре пИт.
5. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
обеспЕчение
ДиспАнсер;
звонИшь;
созЫв;
прибЫв.
Ответ: ___________________
Таким образом, совершенствование орфоэпических умений и навыков обеспечивается системой разнообразных целенаправленных упражнений, что способствует высокому качеству подготовки обучающихся к государственному экзамену.
Использованная литература
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.
- В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.
- А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.
- С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.
- Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ 2017. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.