Совершенствование орфоэпических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Автор: Линникова Ирина Владимировна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Совершенствование орфоэпических навыков

старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Линникова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы 

МБОУ «Центр образования № 18

имени Героя Советского Союза

Евгения Фёдоровича Волкова»

города Тулы

 

Грамотное литературное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Бесспорно, изучение правильного литературного произношения важно, как и изучение правильного написания. Порой овладение нормами русского литературного языка может оказаться процессом более сложным, чем овладение орфографией. Результативность в обучении орфоэпии во многом определяется регулярностью работы по формированию орфоэпических умений и навыков, последовательностью введения теоретического и практического материала по орфоэпии в рамках конкретного урока.

Работа над орфоэпическими навыками ведется на протяжении всего школьного курса обучения русскому языку. В школьной программе «Орфоэпия» не изучается как отдельный раздел русского языка, но в учебник каждого курса включены разные упражнения в темы уроков, а также в конце есть приложение «Говори правильно», что предполагает изучение орфоэпии во взаимосвязи с другими разделами русского языка. Такие упражнения и подобные задания, включённые учителем в контроль знаний, способствуют формированию речевой компетенции обучающихся и успешному выполнению одного из заданий ЕГЭ по русскому языку.

Без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись при выполнении задания 4 ЕГЭ по русскому языку, которое является базовым, проверяет знания орфоэпических норм: это правильная постановка ударения. Выпускник должен показать понимание сущности русского словесного ударения, его особенностей. В этом задании ему необходимо найти слово с неверно поставленным ударением. Количество слов, которое может встретиться на экзамене в этом задании, ограниченное. На сайте ФИПИ есть специальный словарик. Он достаточно длинный.  Как помочь обучающимся усвоить этот орфоэпический минимум? Ведь известно, что русское ударение не только нефиксированное, как, например, в татарском или французском языках, но и свободное, то есть способное «перетягиваться» с одного слога на другой в разных формах одного слова или в однокорневых словах (ср.: стОл — столА; нАчал – началА, умерЕть – умЕрший, мозАика — мозаИчный).

В 10-11 классах следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. А основой такого подхода и есть постоянное внимание к звучащей речи, систематическая работа с орфоэпическими словарями.

Система работы по повышению уровня орфоэпической грамотности предполагает:

·         подготовительный этап: знакомство с теоретическими основами;

·         основной: выполнение различных упражнений с целью повышения орфоэпической грамотности;

·         заключительный: проверка уровня усвоения обучающимися материала, выявление орфоэпических ошибок и работа над ними.

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться). Поэтому я ежеурочно провожу орфоэпические пятиминутки, которые включают различные упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.

Упражнения

·         В течение 2-3 минут за учителем или диктором (диск) обучающиеся повторяют слова. Надо обязательно читать слова правильно: неверный вариант ударения может отложиться в памяти и сыграть злую шутку на экзамене.

 

·         Чтение вслух слов из списка орфоэпического минимума ЕГЭ, при этом при хоровом чтении утрируется ударение в слове или отстукивается ударный слог.

·         Расстановка ударения в словах с использованием орфоэпического словаря.

·         Демонстрация написания слов с постановкой ударения в первом столбике, который после прочтения вслух закрывается и при проверке является «ключом», а во втором столбике в этих же словах обучающиеся самостоятельно расставляют ударение, предварительно записав их в тетрадь.

·         Опираясь на теоретический материал, запоминание (т.е. чтение вслух) слов группами, внутри которых есть закономерности постановки ударения, например:

от многих глаголах на -ИТЬ можно образовать причастия с ЁНН -, у которых ударение в краткой форме переходит на окончание в женском и среднем роде. Вот цепочка:

включённый – включён, включенА, включенО. Составляем сами: вручённый, наделённый, ободрённый, укреплённый и др.

запоминание ударения при образовании форм множественного числа: директорА, профессорА, сторожА, фельдшерА, тенорА, сторожА, жемчугА, карерА, паспортА, сортА, отпускА, шелкА.

·         Запоминанию правильной постановки ударения в некоторых словах позволяет заучивание орфостишков:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

 

Не влезешь в шорты,

Если будешь есть одни тОрты.

 

Уважаемый наш сэр,

Посетите диспансЕр.

 

Василиса так красИва

И ещё и прозорлИва.

 

Рынок совсем новый:

Видимо, оптОвый.

 

Моя соседка Фёкла

Вырастила свЁклу.

 

Нам всё видно,

Как тебе завИдно.

 

Вижу старый пень,

Крепкий, как кремЕнь.

 

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договОр.

 

Хороши и вблизи на окне жалюзИ.

 

Тяжела была работа – в теле всём теперь ломОта.

 

Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчИть.

 

Я ужасно утомлЁнный: брат не спит новорождЁнный.

 

Чтоб скорей в библиотЕке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг.

 

На площадке хоровод:

Чистят мусоропровОд.

 

Петя – рАзвитый ребёнок,

Французский знает он с пелёнок.

 

Русский язык – язык развитОй,

Очень богатый,

Как жизнь он живой.

 

Если есть в тебе таланты, завяжи на праздник бАнты!

 

Подарков немало бабушка послАла.

 

Дома я осталась, в комнату прокрАлась.

 

Потолок отличный,

Весь он мозаИчный.

 

Для приземления проси пилота выпустить шассИ.

 

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.

Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.

У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Выглядеть краси́вее, поможет платье синее.

 

Эти правила пишутся Издавна…
Жалко, книжка доныне не издана.

·         Для запоминания слов с правильным ударением можно использовать рисунки, на которых при помощи зрительного образа показывается сходство ударной гласной с каким-то предметом.

 

 

 

 
 

 

 

 

       
   
 

 

 

 

·         Использование ассоциативного запоминания:

баловАть – воспитАть

свЁкла – блЁклый

срЕдство – дЕтство

столЯр – малЯр

тОрты – бОрты, пОрты, шОрты

новорождЁнный – осуждЁнный, утомлЁнный, наделЁнный, отключЁнный, повторЁнный низведЁнный

углубИть – убыстрИть, укрепИть

нажИвший – налИвший

повторИть – плодоносИть, позвонИть

кровоточИть – исключИть

смазлИва – суетлИва

опломбировАть – премировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, гравировАть

баллотИровать – блокИровать, гарантИровать, кпировать, дискутИровать

клАла – укрАла, послАла

·         Использование двусторонних карточек: на одной стороне написано слово без ударения, которое нужно прочитать вслух правильно, а на другой стороне это же слово с ударением. Перевернув карточку, можно себя проверить. Например:

 

христианин

 

христианИн

Человек, исповедующий христианство.

Пример. Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа.

 

 

 

ходатайствовать

 

ходАтайствовать

Обращаться с просьбой к официальным лицам, учреждениям; просить, хлопотать.

Пример. Я ходатайствую об утверждении этого соглашения. Фурманов, Мятеж.

 

 

красивее

 

красИвее

Пример. И еще был один совсем молодой человек, который, как ей шутя сказал муж, находил, что она красивее всех сестер. Лев Толстой, Анна Каренина

 

·         Расстановка ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением: 

раскрыть заговор – заговор от боли

злая острота – острота лезвия

характерный поступок – характерный человек

языковая колбаса – языковая политика

развитые страны – развитые локоны

расцвёл ирис – съел ирис;

·         Составление словосочетаний со словами, отличающимися лексическим значением:

совершЕнный – совершЁнный

переноснОй – перенОсный

истЕкший – истЁкший

приблИженный — приближЁнный

слОженный – сложЁнный

Орган – оргАн

гвОздики – гвоздИки

стрЕлки – стрелкИ

призЫвный – призывнОй

отзЫв – Отзыв

бронИровать – бронировАть

вИдение – видЕние

 

·         Составление предложений и текста, включающих слова, вызывающие трудности в произношении, а потом правильное чтение вслух:

 

1)      Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции.

 

2)      Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

3)      В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.

4)      Помощник шофера положил телефонную трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, приготовленный женой, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

5)      Девочка испачкала гофрированные банты сливовым вареньем.

6)      На простыне был красивейший рисунок — вальдшнеп сидит на дереве.

7)      У столяра было хорошее намерение — сделать полочки для кладовой.

8)      В ближайшем квартале находится онкологический диспансер — стоит только дозвониться и вам назовут адрес.

9)      Твой папа по профессии столяр, но работает шофером, а год назад он торговал в бутике.

10)  Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы.

·         Проведение орфоэпического анализа с точки зрения словообразования:

слИвовый – слИва

кУхонный  – кУхня

вероисповЕдание – (веру) исповЕдать

обеспЕчение – обеспЕчить

газопровОд – (газ) провОдит

 

·         Распределение слов на группы в зависимости от ударения, например:

1)      Черпать, кашлянуть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, осведомиться, плесневеть, премировать, лиловеть, памятовать.

чЕрпать

кАшлянуть

плЕсневеть

пАмятовать

закУпорить

заплЕсневеть

ходАтайствовать

освЕдомиться

баловАть

запломбировАть

премировАть

лиловЕть

 

 

2)      Аэропорты, варишь, партер, насорит, статуя, щавель, груба, дефис, цыган, баловать, кашне, диспансер, случай, правы, форзац.

 

3)      Гражданство, порты, исстари, километр, бутик, алфавит, бармен, столяр, каталог, крашение, квартал, вальдшнеп, банты, звонит, принят.

 

4)      Деталь, прибыла, украинский, слаще, добыча, путепровод, намерение, изобретение, плато, средствами, километр, копировать, начал, баловать.

 

5)      Досуг, дремота, тефтели, коклюш, одолжить, опека, перипетия, осуждена, каучук, феномен, эксперт, туфля, цемент, теплиться, ходатайство.

 

6)      Береста, движимый, мельком, нанесена, начатый, ржавея, черпая, красивее, подолгу, понятый, искриться, балуясь, квартал, углубить, расположить.

 

·         Выполнение тематических тестовых заданий, составленных на основе орфоэпического минимума, например:

1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

 навЕрх        

 бАловать      

 красИвее      

 тОрты

откУпорить

Ответ: ___________________

 

2. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в  постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

сливОвый      

кОклюш              

квартАл      

завИдно

агЕнт

Ответ: ___________________

 

3. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

  КаталОг;

  мОлящий;

 бралА;

 углубИть

столЯр

Ответ: ___________________

 

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

МЕстностей;

жалюзИ;

нЕдруг;

дОсуг.

укре пИт.

 

5. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

 обеспЕчение

ДиспАнсер;  

звонИшь;  

созЫв;  

прибЫв.

Ответ: ___________________

Таким образом, совершенствование орфоэпических умений и навыков обеспечивается системой разнообразных целенаправленных упражнений, что способствует высокому качеству подготовки обучающихся к государственному экзамену.

Использованная литература

  1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.
  2. В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.
  3. А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.
  4. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.
  5. Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.
  6. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ 2017. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.
×
×