ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Минейкина Надежда Александровна, Малышева Ксения Алексеевна Шиманова Татьяна Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Минейкина Н.В., Малышева К. А., Шиманова Т.В.

МБДОУ Детский сад №184 «Калейдоскоп» г.Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: счет; количественные представления; счетная деятельность; дошкольный возраст.

 

Одним из наиболее сложных знаний, навыков и способностей, которые можно найти в содержании общественного опыта, приобретаемого подрастающими поколениями, является математические. Они носят отвлеченный характер, и работа с ними требует выполнения системы сложных мыслительных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает сталкиваться с ситуациями, требующими элементарного, но математического решения (накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знание таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», возможность определить количество объектов во множестве, выбрать соответствующее количество предметов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем дети самостоятельно решают возникающие задачи. Таким образом, дети знакомятся с математическим содержанием в детском саду и приобретают элементарные вычислительные навыки, а развитие у них элементарных математических представлений является важным направлением работы в дошкольных учреждениях.

Счет это действие, характеристики которого являются частью всех действий, т. е. наличием цели, средств, способов ее реализации и результат в виде конечного числа как показатель мощности множества. Сущность деятельности счета заключается в том, что элементы конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, которые образуют соответствие.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как компоненты игровой технологии — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. Поэтому они должны включаться в процесс обучения дошкольников вычислительной деятельности как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала [
REF _Ref67474464 \r \h 2
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F00520065006600360037003400370034003400360034000000
].

Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена в старшей группе МБДОУ «Детский сад «Колосок» деревни Чувашские Тимяши Чувашской  Республики с детьми 5-6 лет в количестве 20 человек. Были задействованы две равные группы – экспериментальная и контрольная по 10 детей. Цель констатирующего этапа исследования: изучение уровня сформированности представлений о числе и счете у детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного этапа свидетельствуют о том, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп недостаточно сформированы представления о числе и счете.

Целью нашей дальнейшей работы стала экспериментальная апробация дидактических игр для формирования представлений о числе и счете у детей экспериментальной группы, которые реализовывались в три этапа.  Целью подготовительного этапа являлось знакомство детей с числами и счетом в виде игры. Основной этап был направлен на формирование представлений о числе и счете у детей старшего дошкольного возраста по средствам игр с математическим содержанием. Заключительный этап был направлен на закрепление представлен6ий о числе и счете у дошкольников в игровой деятельности.

В ходе проведенного исследования было установлено, что дети экспериментальной группы стали успешнее узнавать числа и используют счетн6ую деятельность в своих играх, хорошо справляются с упражнениями насчет, опираясь, на личный опыт.

Результаты проведенного нами исследование имеют прикладное значение, поскольку апробированный материал явился основной для разработки программы по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, которая может быть использована работниками дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, без дидактических игр невозможно обучение детей дошкольного возраста математике. Очень важна первоначальная математическая подготовка в ДОО, так как она способствует: развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, учебных умений.

 

Список использованной литературы:

1.              Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. 2002. — № 8. — С. 56-59.

2.              Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – Москва : Ассоциация XXI век, 2015. – 48 с.

 

 

×
×