Автор: Фаттахова Екатерина Михайловна
Консультация для родителей
На тему: «Медлительный ребенок»
Медлительность — Это особенность психики человека.
Причины медлительности детей:
- Ослабленость, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности ребенка.
- Врожденная патология головного мозга.
- Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте.
- Леворукость ребёнка.
- Особенности темперамента ребенка-флегматика — классический случай ярко выраженной медлительности.
- Любые кризисные моменты в жизни семьи.
- Дисгармоничность отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком.
- Авторитарный стиль воспитания в семье.
Правила общения с медлительными детьми.
Необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь общаться с ним без понуканий и упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать возможность ребенку собраться в том темпе, в котором он может. Торопить и подгонять его не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно, то появляется опасность невротизации.
Научите ребенка следить за временем. В этом вам помогут песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется песок в часах. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите ребенка, если он уложился во времени, не ругайте, если что-то пока не получилось.
Не превращайте свои просьбы в длинный монолог, пожелание должно быть коротким и ясным, например: «Пойди возьми свою куртку, а затем я скажу, что делать дальше». Некоторым детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с ними зрительный и тактильный контакт. Подойдите к ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой. Такой способ обращения будет более действенным и эффективным.
Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы говорите: «Вечно ты копаешься!» или «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Обращайтесь с ребенком так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя.
Любое задание на быстрое или ограниченное во времени выполнение какого-то действия надо давать на позитивном эмоциональном фоне. Хорошее настроение у детей легче всего создается в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка (превратитесь в машинку, которая имеет несколько скоростей; поиграйте в спортсменов, которые соревнуются за победу и т.д.).
Приучите себя (и ребенка) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, он просто такой, какой есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться в детском саду.
Игры с медлительными детьми.
Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившийся уровень агрессии. Необходимо целенаправленное развитие подвижности нервной системы — ежедневные 10—15-минутные занятия. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Тренировка легче всего проходит в игровой форме.
I. Игры со сменой темпа движений.
«Бегу-иду-гуляю», «Хлоп — топ», «Весёлые пальчики», «Открой — сожми»
II. Игры с максимально быстрыми движениями.
«Передай мяч», «Обмоталочки», «Дальше всех», «Мяч словить, не уронить».
III. Игры для развития внутреннего торможения.
Эстафеты «Зеркало», «Запрещенное движение», «Игроки без места», «Замри», «Замена», «Делай наоборот», «Зеваки».