Изучение внимания как процесса у детей дошкольного возраста.

Автор: Малышева Ксения Алексеевна и Шиманова Татьяна Владимировна

Изучение внимания как процесса  у детей дошкольного возраста.

Малышева К.А., Шиманова Т.В

 МБДОУ Детский  сад №184 «Калейдоскоп» г.Чебоксары

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения  внимания  у детей дошкольного возраста. Раскрывается понятие внимания  как процесса и его основные особенности.

Ключевые слова: Внимание, изучение внимания, дети, дошкольники

 

Annotation. The article deals with the problem of studying attention in preschool children. The concept of attention as a process and its main features are revealed.

Keywords: Attention, attention study, children, preschoolers

       

               В современном мире внимание является одним из главных процессов в жизни человека. Оно необходимо для получения информации, для ее отбора. То, что человеку необходимо, он обязательно запомнит, благодаря этому процессу, а то что является менее необходимым забудет.

              Изучением внимания как процесса занимались такие ученые как Л.С. Выготский, Н.П. Диева, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн и др. Так же свое мнение по этой теме  изложили в своих трудах В.А. Крутетский, А.Р.  Лурия, Н.Н. Поддъяков, И.В.Страхов.

             По многим  источникам, внимание – это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности опору или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предусматривающий повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

            Оно является свойством человеческой психики и не может существовать самостоятельно.  Данный процесс имеет избирательную направленность на выполнение определенной деятельности. Мышление, восприятие, ощущения человека и  внимание тесно связанные между собой понятия.

      П. Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.

     Немов Р.С. же утверждает,  что внимание можно определить как «психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени».

      Таким образом, вниманием является процессом сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. 

            Внимание играет особую роль именно в дошкольном возрасте. Оно затрагивает все виды деятельности ребенка и помогает ему в них развиваться. Нарушение же внимания ведет к ухудшению организации умственного, физического и психического развития ребенка. Это происходит потому, что новые знания, накладываются на уже полученные, и если ребенок не запомнил их вовремя, он начинает отставать от своих сверстников.

           Внимание связано и с другими психическими процессами, оно не определяет человека как личность, но всегда включается в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством чего выражаются интересы, направленность личности.  Другими словами можно сказать, что человек обращает внимание в основном на то, что ему самому интересно, если он растет художником, то и внимание он будет обращать на те вещи, которые необходимы ему для развития в этой сфере.

          Изучение внимания у дошкольников интересно тем, что именно в этом возрасте (6-7лет) формируются новые характеристики внимания, так же как и у других процессов.  Всегда быть внимательным не получается ни у кого, сделать это довольно сложно, ведь некоторые вещи мы привыкли делать неосознанно, будто на автомате. Внимание проявляется в конкретных случаях: когда мы пишем, слушаем, читаем, принюхиваемся. В этот момент человек сосредоточен на одном действии и все его внимание направлено на решение конкретной задачи. Внимание мы можем проявить и к чему-то не интересующему нас, например, в том случае, когда нас к нему призывают, особенно это работает в дошкольном возрасте «Ребята, слушайте внимательно!».

  Устойчивость внимания детей происходит в старшем дошкольном возрасте. Главенствующим вниманием становиться непроизвольное внимание. Оно  имеет пассивный характер, умело формируется  взрослыми. Выражается неусидчивостью, быстрой отвлекаемостью. Отвлечение внимания определяется ресурсными возможностями детского организма, но зависят и от вида деятельности.

  Развитие внимания проходит поэтапно:

·       В 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание по инструкции взрослого, как это было сказано ранее

·       В 5-6 лет ребенок может сам  сосредоточиться, по своему желанию

·       В 7 лет внимание совершенствуется

 

         Иногда произвольное внимание может стать, по мнению Н. Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это может реализоваться в том случае, если цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия.

          Внимание имеет множество свойств, они прогрессируют в разной степени, создавая свои, неповторимые варианты.

          У одного ребёнка внимание может быть долгим, но он медленно переключается с одного действия на другое. Второй  же легко переключается на другую цель, однако постоянно отвлекается на посторонние вещи. Идеальным вариантом будет, если ребенок сосредоточен во время выполнения задания и быстро может переключиться на выполнение другого, когда это станет необходимо. В таком случае можно будет с уверенностью сказать, что он сможет стать успешным в учёбе, т.к. сможет запомнить всю необходимую ему информацию, полученную им за день.

 

 Таким образом, внимание играет важную роль в жизнедеятельности человека. Помогает отбору информации в соответствии с его потребностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольным формам. Происходят множество изменений, в социальном и психологическом развитии детей. Что проявляется в улучшении познавательной активности, улучшении речевых способностей, восприятия, памяти и внимания. Поэтому в дошкольных организациях педагоги стараются развить внимание у детей как можно лучше и при поддержке родителей это обязательно получится.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.    Выготский, Л. С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста : учебник / Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин. – Москва : Издательский центр «Просвещение», 2016. – 323 с.

2.    Гальперин, П. Я. К проблеме внимания : хрестоматия по вниманию / П. Я. Гальперин. – Москва : МГУ, 1976. – 415 с.

3.    Немов, Р. С. Общие основы психологии : учебник / Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 693 с.

4.    Крутецкий В.А. Психология. Москва : Просвещение, 1986. 336 с.

 

×
×