Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Автор: Светлана Николаевна Трубачева

1

Использование разнообразных

форм и методов обучения

при подготовке учащихся к ЕГЭ

по химии

Трубачева Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ №8»

Учитель химии высшей категории

2

«Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю»

Конфуций

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в

основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель

должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную деятельность

ребёнка. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета

важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей

Кимов ЕГЭ.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ЕГЭ

по химии?

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого мною

осуществляется на первом занятии, для каждого учащегося составляется

индивидуальный учебный план, мини-программ для повторения. Потому что

и по времени, которое остается на повторение, и по пробелам в подготовке,

все мои ученики будут отличаться. У каждого ученика свои слабые места,

поэтому и акценты будут расставлены по-разному. Даже повторение с

одними учениками я начинаю с общей химии, с другими – с органической.

Но в каждом разделе химии я выделяю блоки, сгруппировав темы. Например,

строение атома, периодический закон, химическая связь, типы

кристаллических решеток мы повторяем на одном занятии. А такой теме как

«Свойства простых веществ и образованных ими соединений» приходится

уделять большее количество часов, так как это целый блок понятий,

закономерностей и свойств веществ и их соединений.

Мы не зубрим химию, а учимся ее понимать. В химии надо увидеть

закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само

собой. Если ученик знает законы химии, он сможет предсказать и описать

свойства незнакомых ему веществ.

К имеющимся у всех учеников конспектам, где изложены основные

положения теории химии, следует добавить тематические тесты. Я

использую тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 кл.

Доронькин В.Н., пособие для поступающих в ВУЗы И.Г.Хомченко.

Подготовка к ЕГЭ осуществляется мною по индивидуальным

образовательным траекториям учащихся.

1. Химический элемент.

2. Вещество.

3

3. Химическая реакция.

4. Познание и применения веществ и химических реакций.

Исходя из строгой структуры содержания образовательных траекторий,

становится возможной подготовка по трем основным подходам:

— подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем

подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирующим занятия за 1 —

2 года до экзамена);

— подготовка по вопросам ЕГЭ всех трёх частей (для учащихся со средним

уровнем подготовки (30-60%) и планирующим занятия менее чем за год до

экзамена).

— подготовка к частям А и В (для учащихся с низким уровнем подготовки и

большими пробелами в знаниях);

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним

уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия

химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, т.е.

начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

— основные классы неорганических веществ;

— окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

— реакции в растворах электролитов, гидролиз;

— химическая кинетика и химическое равновесие.

Отмечу, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников

слабые знания по разделу «Органическая химия», что вполне может быть

связано с переходом на концентрическую систему построения школьных

программ, т.е. часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а

углубляются знания в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоюсь

этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше

всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и

упражнений по типу «цепочки превращений». «Цепочки превращений»

хороши, на мой взгляд, тем, что с их помощью в короткие сроки можно

изучить довольно большое число химических реакций. И не только изучить,

но и закрепить полученные знания.

Опыт работы позволяет мне выделить основные проблемы у учащихся

при подготовке к ЕГЭ:

1.Количество часов по программе базового уровня (10 кл.-1; 2 часа, 11 кл.-

1;2 часа) недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ.

4

2 Учащиеся, выбравшие химию для сдачи в форме ЕГЭ, имеют разный

уровень подготовки.

4.Технические ошибки при заполнении КИМов.

5. Нерациональное распределение времени при выполнении заданий.

6. Слабые или недостаточные знания по математике и физике.

На самом деле, нет ничего сверхъестественного в том, как готовить к ЕГЭ.

Не надо этого бояться. Я считаю, что если учитель хорошо знает, объясняет

и любит свой предмет, умеет его преподнести, то обязательно сможет

подготовить и к ЕГЭ по своему предмету. Ибо на самом деле нет волшебной

методики подготовки к ЕГЭ.

На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица

Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей

химической информации можно получить из этих таблиц, если умет ь ими

пользоваться. Моя задача научить находить ответы в этих таблицах.

Анализировать их.

Например, на каждом занятии при работе с таблицами, совершенствовать

навыки, отрабатывать теоретические знания на практике, на таблицах делать

пометки, схемы подсказки, которые в дальнейшем будут отработаны до

автоматизма. Работая с ними, учащийся должен уметь ответить на любой

вопрос, используя свои теоретические знания, если ему покорятся «Три

Великие Шпаргалки!»

Если у вас не получаются задачи по химии – возможно, проблема с

математикой?

Задачи на проценты, сплавы, растворы отработайте до совершенства.

Обращаю ваше внимание на ещё один из важных моментов при подготовке

к ЕГЭ по химии, очень результативным оказывается использование

экспериментальных задач, при решении которых происходит

самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение

плана работы, анализ эксперимента, подведение итогов.

Ведь не секрет, что открытие, которое ученик делает сам, гораздо

лучше запомнятся им, а это приведет к повышению положительного

эмоционального настроя и уверенности в своих силах.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.»

Конфуций

В заключение хотелось бы отметить, что самое главное при подготовке к

ЕГЭ, чтобы дети заранее осознали, что это обыкновенная процедура,

почувствовали уверенность в своих силах и по достоинству оценили свой

5

уровень знаний. И мы с вами, коллеги, никогда не должны забывать о

психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. И настраивать своих

учеников на положительный результат, развеивать их страхи, учить

сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях

стресса. Ведь жизнь не заканчивается экзаменом. И будущее в их

собственных руках.

А моя задача как учителя встать на твердый путь знаний. И не забывать, что

главный инструмент — это коллеги мы с вами.

×
×