Автор: Косарева Елена Ивановна
Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Чтобы возбудить интерес к предмету, нужно стараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс деятельности на уроке являются: игровые технологии, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в группах, проблемное обучение.
Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является игра. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность учеников, обеспечивают развитие произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.
Учащихся 1-4 классов больше увлекает в игре её результат. У них появляется тяга к играм соревновательного характера. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в целом. Это дисциплинирует и сплачивает учащихся класса. Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи, в которой важна и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету.
На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Поэтому часто при разработке уроков на закрепление изученного материала я использую информационную игру (проект урока представлен ниже). Информационная игра – этот вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация информационных игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры (например, необходимо пройти какие-либо препятствия); учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (чтобы достичь желаемого результата, можно отправиться в путешествие).Каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность. В таких уроках ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Такие уроки невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. На помощь пришли компьютерные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, качественными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Компьютерные программы имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способности решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Применение на уроках ИКТ — сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля.
На уроках я часто использую коллективную деятельность. Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Для учеников младших классов идеально подходит групповая работа, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика. Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы, самостоятельно изучают тему, обучают товарища. Но, чтобы прийти к эффективной групповой работе, мы регулярно практикуем следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
Суть представленного урока – активное вовлечение учеников в учебный процесс. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель на данном уроке выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основная часть
Конспект урока математики в 1 классе
Игра-путешествие «Повторение и закрепление пройденного материала по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9».
Задачи:
· Закрепить навыки счета в пределах 9, навыки сравнения.
· Закрепить умение использовать взаимосвязь между частью и целым.
· Закрепить знания о задаче и ее структуре; формировать умение обосновывать решение задачи.
· Закрепить умение составлять выражения по рисункам.
· Совершенствовать вычислительные навыки.
· Развивать математические способности.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научатся: выполнять сложение и вычитание в пределах 9; решать задачи обосновывать решение задачи; использовать взаимосвязь между частью и целым; формулировать выводы; оценивать результаты своей работы. Принимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению.
Личностные результаты:
· создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;
· формировать положительную мотивацию к обучению.
Метапредметные ууд:
Регулятивные:
· формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить;
· принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
· планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Познавательные:
· выбор наиболее эффективных способов решения;
· структурирование знаний;
· умение осуществлять действия по заданному правилу, обозначая информацию моделью;
· анализ с целью выделения признаков;
· овладение пооперационным выполнением действий;
Коммуникативные:
· формировать умение работать в группе;
· слушать собеседника и вести диалог;
· излагать и аргументировать свою точку зрения по теме урока;
· использовать в общении правила вежливости;
· умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
· учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 1 класс» Петерсон Л.Г., раздаточный материал с заданиями, листы самоконтроля, презентация к уроку.
Технологическая карта урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
Упражнение «Поздоровайся глазами»
(2 мин.)
|
Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелаем всем удачи, И успешности в придачу!
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Ну а теперь, я предлагаю ни терять ни минуты, а сразу приступить к работе.
|
Выполняют инструкцию учителя
|
Личностные: развивать умения выражать свои эмоции; Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действий Коммуникативные: Выстраивает конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
|
Целеполагание.
(8 мин.) |
Я предлагаю вам начать с математической разминки и расшифровать тему сегодняшнего урока.
-Что у вас получилось?
— Что означает слово повторение?
— Какие цели мы поставим сегодня для себя на уроке?
—Молодцы! Ну, а чтобы повторить всё, что изучили, мы отправимся в путешествие по стране математики на веселом паровозике. Вы согласны? Все любите путешествовать?
-Ребята, а без чего путешественники не смогут обойтись?
-Конечно, без карты (на слайде карта).
Посмотрите, ребята, на карту, что бы проехать по стране математики, и попасть на вокзал «Умений» нам предстоит преодолеть много испытаний. Вы готовы? У каждой команды будут маршрутные листы, на которых вы будете самостоятельно оценивать свою работу в группах после каждого испытания. -Ну что, готовы отправиться в путь? Тогда отправляемся… 10,9,8… пуск!
|
Каждый ученик получает листочек с примерами, решает их, расшифровывает тему урока.
— повторение
— что-то будем повторять…
-повторить, что узнали на уроках математики.
-да!
— без карты, компаса…
— да
-считают до 1. |
Личностные: самостоятельное определение и высказывание ответов. Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью. Регулятивные: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач. Коммуникативные: следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
|
II. Работа по теме урока.
(5 мин.)
(5 мин.)
(10 мин.)
(5 мин.)
|
Далее ученики на каждом этапе получают задание и выполняют в группе, затем проверяют свою работу по образцу, который дает учитель и оценивают.
1. Мост «Фигурный». -Как вы думаете, какие задания ждут нас на этом этапе? — -по каким признакам можно разбить фигуры на группы?
Задание: Найти признак разбиения фигур. Написать буквенные и числовые равенства.
Далее самопроверка по образцу. -что нужно сделать, чтобы найти целое? Часть? -оцените свою работу.
Скажите, какие знания мы закрепили на этом этапе?
2. Поле «Выражений» Задание: составить выражения по рисункам.
Далее дети проверяют работу, оценивают.
— Какие знания мы закрепили на этом этапе?
Физминутка.
3. Горы «Геометрические»
-Ребята, как вы думаете, какое задание нам приготовили эти горы? Какие геометрические фигуры вы знаете?
— Ребята, раскрасте геометрические фигуры в заданные цвета.
-Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу на своих оценочных листах.
4. И последнее испытание, которое нас ждет – «Лес ошибок » -Ребята, чтобы проехать через лес, нужно найти и исправить ошибки допущенные лесными животными.
-Сверьте свою работу с образцом и ее оцените.
-Какие знания мы закрепили с вами на этом этапе?
-Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием . |
Получают раздаточный материал, работают в группах с заданиями.
Проверяют правильность выполнения задания, оценивают свою работу (закрашивают нужным цветом).
— Мы закрепили умение находить признак разбиения фигур и составлять равенства.
Составляют выражения по рисункам.
Оценивают свою работу.
-умение составлять выражения по рисункам.
-решить задачи
-треугольник, ромб, квадрат, конус, цилиндр и т.д
Выполняют задание
Оценивают свою работу.
Исправляют ошибки в примерах.
Проверяют работу по образцу, оценивают свою работу
-повторили состав числа, а также умение сравнивать числа.
|
Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации; овладение способностью нахождения предметной информации, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов использовать информацию межпредметных связей. Регулятивные: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве, сопровождаемых разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления их связей; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам. Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с заданием; способность с помощью вопросов и заданий использовать информацию межпредметных связей |
III. Итог урока
(5 мин.)
IV. Рефлексия Упражнение «Вагончик настроения»
|
-Ребята, вы молодцы, вы преодолели все препятствия и добрались до вокзала «Знаек».
-Давайте подведем итог: — какая была цель на уроке? — Каких результатов удалось добиться? — Над чем еще нам нужно поработать?
Ну а теперь, оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, вам комфортно было работать в группах, все задания для вас были понятны, то я предлагаю вам сесть в поезд над которым ярко светит солнышко. А если вы испытывали тревогу на уроке, задания у вас вызвали трудности, садитесь в паровозик над которым солнышко прикрыло тучкой.!
Ребята положите свои ладони на ладони друг друга. Поблагодарите друг друга за работу. Благодарю всех за работу. Урок окончен
|
-Повторить всё, что мы узнали на уроках математики. Мы повторили состав числа, умение составлять равенства и уравнения, повторили геометрические фигуры.
Дети оценивают свою работу на уроке и свое впечатление от урока. Если все было понятно и понравилось — приклеивают смайлик на паровозик с солнышком. А если не все было понятно – то приклеивают смайлик на паровозик с тучкой.
|
Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. Познавательные: освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные: умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности группы на уроке, определять успешность выполнения задания. |