Игра — как средство повышения интереса к учебе у младших школьников (из личного опыта)

Автор: Косарева Елена Ивановна

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным  заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Чтобы возбудить интерес к предмету, нужно стараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс деятельности на уроке являются: игровые технологии, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в группах, проблемное обучение.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является игра. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют  деятельность учеников, обеспечивают развитие произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.

            Учащихся 1-4 классов больше увлекает в игре её результат. У них появляется тяга к играм соревновательного характера. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в целом. Это дисциплинирует и сплачивает учащихся класса. Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи, в которой важна и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету.

         На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Поэтому часто при разработке уроков на закрепление изученного материала я использую информационную игру (проект урока представлен ниже). Информационная игра – этот вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация информационных игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры (например, необходимо пройти какие-либо препятствия); учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (чтобы достичь желаемого результата, можно отправиться в путешествие).Каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность. В таких уроках ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

Такие уроки  невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. На помощь пришли компьютерные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, качественными.  Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

         Компьютерные программы имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способности  решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Применение на уроках ИКТ — сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;  школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля.

На уроках я часто использую коллективную деятельность. Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Для учеников младших классов идеально подходит групповая работа, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика. Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы, самостоятельно изучают тему, обучают товарища. Но, чтобы прийти к эффективной групповой работе, мы регулярно практикуем следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Суть представленного урока – активное вовлечение учеников в учебный процесс. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель на данном уроке выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

 

Основная часть

Конспект урока математики в 1 классе

Игра-путешествие «Повторение и закрепление пройденного материала по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9».

Задачи:

·        Закрепить навыки счета в пределах 9, навыки сравнения.

·        Закрепить умение использовать взаимосвязь между частью и целым.

·        Закрепить знания о задаче и ее структуре; формировать умение обосновывать решение задачи.

·        Закрепить умение составлять выражения по рисункам.

·        Совершенствовать вычислительные навыки.

·        Развивать математические способности.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научатся: выполнять сложение и вычитание в пределах 9; решать задачи обосновывать решение задачи; использовать взаимосвязь между частью и целым; формулировать выводы; оценивать результаты своей работы. Принимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению.

Личностные результаты:

·        создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;

·        формировать положительную мотивацию к обучению.

Метапредметные  ууд:

Регулятивные:

·        формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить;

·        принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

·        планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Познавательные:

·        выбор наиболее эффективных  способов решения;

·        структурирование знаний;

·        умение осуществлять действия по заданному правилу, обозначая информацию моделью;

·        анализ с целью выделения признаков;

·        овладение пооперационным выполнением действий;

Коммуникативные:

·        формировать умение работать в группе;

·        слушать собеседника и вести диалог;

·        излагать и аргументировать свою точку зрения по теме урока;

·        использовать в общении правила вежливости;

·        умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

·        учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник «Математика 1 класс» Петерсон Л.Г., раздаточный материал с заданиями, листы самоконтроля, презентация к уроку.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Поздоровайся глазами»

 

                         (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем всем удачи,

И успешности в придачу!

 

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

 

Ну а теперь, я предлагаю ни терять ни минуты, а сразу приступить к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют инструкцию учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: развивать умения выражать свои эмоции;

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действий

Коммуникативные:

Выстраивает конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

 

Целеполагание.

 

(8 мин.)

Я предлагаю вам начать с математической разминки и расшифровать тему сегодняшнего урока.

 

 

-Что у вас получилось?

 

— Что означает слово повторение?

 

 

— Какие цели мы поставим сегодня для себя на уроке?

 

 

Молодцы! Ну, а чтобы повторить всё, что изучили, мы отправимся в путешествие по стране математики на веселом паровозике.

Вы согласны?

Все любите путешествовать?

 

 

-Ребята, а без чего путешественники не смогут обойтись?

 

-Конечно, без карты (на слайде карта).

 

Посмотрите, ребята, на карту, что бы проехать по стране математики, и попасть на вокзал «Умений» нам предстоит преодолеть много испытаний. Вы готовы?

У  каждой команды будут маршрутные листы, на которых вы будете самостоятельно оценивать свою работу  в группах после каждого испытания.

-Ну что, готовы отправиться в путь? Тогда отправляемся… 10,9,8… пуск!

 

Каждый ученик получает листочек с примерами, решает их, расшифровывает тему урока.

 

— повторение

 

— что-то будем повторять…

 

-повторить, что узнали на уроках математики.

 

 

 

-да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— без карты, компаса…

 

 

 

 

 

 

 

 

— да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-считают до 1.

Личностные: самостоятельное определение и высказывание ответов.

Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных  способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.

Регулятивные: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач.

Коммуникативные: следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

 

 

 

II. Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Далее ученики на каждом этапе получают задание и выполняют в группе, затем проверяют свою работу по образцу, который дает учитель и оценивают.

 

1.      Мост «Фигурный».

-Как вы думаете, какие задания ждут нас на этом этапе?

— -по каким признакам можно разбить фигуры на группы?

 

 

Задание: Найти признак разбиения фигур. Написать буквенные и числовые равенства.

 

Далее самопроверка по образцу.

-что нужно сделать, чтобы найти целое? Часть?

-оцените свою работу.

 

 

Скажите, какие знания мы закрепили на этом этапе?

 

 

 

 

 

2.      Поле  «Выражений»

Задание: составить выражения по рисункам.

 

 

Далее дети проверяют работу, оценивают.

 

 

— Какие знания мы закрепили на этом этапе?

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

3.      Горы «Геометрические»

 

-Ребята, как вы думаете, какое задание нам приготовили  эти горы?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

 

 

— Ребята, раскрасте геометрические фигуры в заданные цвета.

 

 

-Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу на своих оценочных листах.

 

 

4.      И последнее испытание, которое нас ждет – «Лес ошибок »

-Ребята, чтобы проехать через лес, нужно найти и исправить ошибки допущенные лесными животными.

 

-Сверьте свою работу с образцом и ее оцените.

 

 

 

-Какие знания мы закрепили с вами на этом этапе?

 

 

 

-Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием .

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают раздаточный материал, работают в группах с заданиями.

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность выполнения задания, оценивают свою работу (закрашивают нужным цветом).

 

— Мы закрепили умение находить признак разбиения фигур и составлять равенства.

 

 

Составляют выражения по рисункам.

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

-умение составлять выражения по рисункам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-решить задачи

 

-треугольник, ромб, квадрат, конус, цилиндр и т.д

 

Выполняют задание

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

Исправляют ошибки в примерах.

 

 

 

Проверяют работу по образцу, оценивают свою работу

 

 

-повторили состав числа, а также умение сравнивать числа.

 

 

 

 

 

Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации; овладение способностью нахождения предметной информации, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов использовать информацию межпредметных связей.

Регулятивные: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве, сопровождаемых разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления их связей; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам.

Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с заданием; способность с помощью вопросов и заданий использовать информацию межпредметных связей

III. Итог урока

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV. Рефлексия

Упражнение «Вагончик настроения» 

 

 

 

 

 

-Ребята, вы молодцы,  вы преодолели все препятствия и добрались до вокзала «Знаек».

 

-Давайте подведем итог:

— какая была цель на уроке?

— Каких результатов удалось добиться?

 — Над чем еще нам нужно поработать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну а теперь, оцените свою работу на уроке.

Если вам урок понравился, вам комфортно было работать в группах, все задания для вас были понятны, то я предлагаю вам сесть в поезд над которым ярко светит солнышко. А если вы испытывали тревогу на уроке, задания у вас вызвали трудности, садитесь в паровозик над которым солнышко прикрыло тучкой.!

 

Ребята положите свои ладони на ладони друг друга. Поблагодарите друг друга за работу.

Благодарю всех за работу. Урок окончен

 

 

 

 

 

-Повторить всё, что мы узнали на уроках математики.

Мы повторили состав числа, умение составлять равенства и уравнения,  повторили геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу на уроке и свое впечатление от урока. Если все было понятно и понравилось — приклеивают смайлик на паровозик с солнышком. А если не все было понятно – то приклеивают смайлик на паровозик с тучкой.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Познавательные: освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивные: умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности группы на уроке, определять успешность выполнения задания.

 

 

×
×