ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Автор: Тюлепаева Эльзана Ранисовна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

учитель-логопед МКДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко»

 

Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Показатели функциональной грамотности речевого развития детей дошкольного возраста (в рамках логопедического воздействия) вы можете увидеть на слайде:

 ▪ владение навыками речевой активности;

 ▪ построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

▪ адекватное восприятие устной и письменной речи;

 ▪ точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

▪ соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.

Функциональная грамотность детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой. Ведь практика показывает, что дети, не имеющие речевых аномалий, успешнее овладевают письменной речью, у них правильно формируется и развивается фразовая речь, фонематический слух, не нарушаются пространственные отношения, следовательно, благоприятнее складывается вся учебная деятельность.

В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность как способность ребенка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребенка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими.

В дошкольном возрасте  ребенок переживает очень важный этап своего развития – усвоение разговорного языка, становление и развития всех сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). Именно в этом возрасте происходит полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь ребенку в этот непростой для него период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто кому-то заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Главными задачами в формировании функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста считаю овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Уровень функциональной грамотности – это усложнённый уровень, требующий выработки способности у ребенка речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими. На данном уровне происходит автоматизация поставленных звуков. Для осуществления эффективной работы на этом уровне необходимо комплексное взаимодействие логопеда, ребенка, педагогов и родителей. Сложность работы на данном уровне состоит в том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита произвольность действий, не развит самоконтроль за собственной речью, поэтому и нужна комплексная помощь всех окружающих взрослых, заинтересованных в результате логопедического воздействия.

Цель работы учителя — логопеда — научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. 

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности речевого развития на логопедических занятиях используются:

1.     Богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей дошкольного возраста.

2.     На занятиях: диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами.

3.     На занятиях: вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует (оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.

4.     Компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе. Для логопеда это дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Игры, направленные на развитие речи, памяти, внимания, логики.

5.     Выступления на родительских собраниях с результатами логопедического обследования, знакомство педагогов и родителей с ходом и результатами проведённой логопедической работы. 

6.     Ведется тетрадь с «домашними заданиями» для развития и закрепления у ребенка навыков правильной речи. Где ребенок под руководством родителя повторяют и закрепляют автоматизируемый звук.

7.     Ведется тетрадь взаимодействия с воспитателями логопедической группы, где учитель-логопед дает задание на закрепление пройденного материала в индивидуальной работе с ребенком.

Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с каждым разом всё лучше и лучше.

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать ребенка, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни ребенка.

Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: бумажные бабочки, цветочки, снежинки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки. Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки, массажные мячики, камушки марблс, мягкие шарики. В игровой форме проводятся занятия с шаром су джок и кольцами, где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам (вращение, перекатывание), или нанизывают кольца на пальчики, стимулируя развитие мелкой моторики рук. Одной из интересных методик являются игры с крупой, бусами, песоком, орехами, что развивает помимо функций развития мелкой моторики, развивает и речь, и память, и мышление, и внимание.

   Работу на своих занятиях я направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности речевого развития детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

 

×
×