Беседа с младшими школьниками о коррупции

Автор: Додонова Екатерина Анатольевна

Беседа «Детям о коррупции»

Цель: создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения

Задачи:

1.     Дать понятие «коррупция».

2.      Уточнить знания детей о честности и порядочности.

3.     Учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои.

4.     Воспитывать честность, правдивость.

 

Ход беседы:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о коррупции. Поймем, почему все взрослые говорят, что коррупция — это очень плохо. За это наказывают, и это противозаконно. Вы слышали это слово? (ответы детей). Нет? Тогда я вам расскажу сказку, и вам все станет ясно… (авторская сказка Карповой Т.И.)

 

-Жили — были Дед и баба. И была у них Коза, очень добрая и ласковая.

Паслась она на лугу и приносила молоко для стариков. Однажды Коза гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за кустик, шла-шла и заблудилась. День проходит, второй – не найдет коза дороги домой. Бродит по лесу-устала, вдруг видит на поляне теремок. «Как хорошо, что в теремке можно передохнуть» — подумала коза и постучала. Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у неё разрешения отдохнуть в теремке, набраться сил. А мышка и отвечает «Заплати мне 100 рублей, тогда и пущу». А коза и говорит: «Мышка, откуда у тебя деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой.. Да и в сказке «Теремок» все звери жили бесплатно. Мышка отвечает: «Это было раньше… А теперь, я здесь начальник! Плати или уходи». Заплакала Коза и пошла дальше….

 

Ведущий (обращаясь к ребятам): Ребята, вам понравился ответ Мышки? (ответы ребят)

А Козу вам жалко? (ответы ребят).

Мышка пользуется тем. Что она первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащий моральным установкам, т.е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги. Это и есть коррупция.

Коррупция — это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т.е. Закону. Мышка поступает противозаконно, требуя с Козы деньги за отдых в теремке.

Ведущий: Слушайте сказку дальше.

Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила. Вдруг видит – домик… «Лесная больница» написано. А работала там Лисичка-медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса и говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней. Тогда помогу и вылечу!» А Коза говорит: «Где же я возьму тебе кусочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно болит, ходить не могу!» А Лиса как закричит: «Уходи тогда!» и прогнала Козу. Опять заплакала Коза и пошла дальше.

Что опять случилось? (Ответы детей).

Ведущий: да, опять бедная Коза столкнулась с коррупцией. Вам понравилось поведение Лисы? (Ответы детей).

-нет. Лиса не хочет лечить Козу, пока та ей не принесет курочек. Это тоже коррупция, взятка. Это противозаконно!

И что же случилось дальше?

Идет Коза дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано: «Хозяин леса- медведь». Лиса и подумала «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, следит за порядком в лесу. Зашла Коза к Медведю, поведала о своем горе, пожаловалась. А Медведь говорит: «Не печалься, Коза! Я тебе помогу. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах – тогда и сразу помогу!». «Эх» — подумала Коза. «И ты, медведь ищешь выгоду! Не помощник мне медведь» и тихонько ушла.

— Ребята, оцените поступок Медведя. (Ответы детей).

Да, поступок медведя – это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды.

— а что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (Ответы детей)

— Быть добрым, честным, справедливым, помогать добрыми делами.

Скоро нашей сказочке конец.

Идет дальше Коза, а навстречу ей Заяц. Узнал он о беде Козы, нашел он листик подорожника, приложил к ранке на ножке Козы, обвязал осиновой веточкой. Стало Козе получше. Пошли вместе, навстречу Ежик. Узнал о беде Козы, угостил её лесным яблочком. А тут Сорока мимо пролетала, рассказали ей все про беды Козы. А Сорока и говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной». Сорока полетела, а Коза, Заяц и Ежик поспешили за ней. Так она указала путь Козе в деревню к Бабе и Деду. Они обрадовались, увидев свою любимицу, а помощников отблагодарили подарками. Тут и сказке конец, кто слушал – молодец.

— Ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки.

— А как бы вы поступили на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя, зайца, ежика, сороки? (Ответы детей)

— Скажите, подарки деда и Бабы для друзей Козы – это коррупция? (Ответы детей).

Ведущий: а теперь сыграем с вами в игру «Что такое хорошо и что такое плохо»

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснениями:

— соблюдать законы

— соблюдать права и обязанности

— нарушать законы

— говорить правду

-быть всегда честным

— брать взятки

— обманывать людей

— подкупать избирателей

— совершать добрые поступки, дела

— требовать или вымогать деньги, игрушки

— добросовестно учиться

 

Ведущий: с детства люди должны быть всегда справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила, тех наказывают специальные органы.

Вы тоже делайте много добрых дел, растите честными, справедливыми. Давайте расскажем об этом всему свету.

Акция «Чистые ладошки».

Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки, вырезают их. С помощью взрослого пишут, какие честные и добрые поступки они совершали. Приклеивают вырезанные ладошки к подготовленному солнышку.

Ребята, теперь вы узнали, что такое коррупция, и как не надо поступать в тех или иных ситуациях.

Спасибо за внимание!

×
×