Общеразвивающая программа дополнительного образования «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Автор: Наталья Александровна Зырянова

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение игре на музыкальных инструментах» (далее — Программа) обусловлена социальным заказом на художественно-эстетическое воспитание  и поиск  оптимальных форм работы с подростками по профориентации в дополнительном  образовании. Исходными предпосылками  разработки данной программы  явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: периферийность поселка, удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депривация, неблагополучное влияние окружающей социальной среды.

Направленность программы: художественно-эстетическая.  

Пятилетняя  программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с подростками возраста 12- 17 лет. Программа состоит из 5 основных разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания, методического обеспечения, литературы (как для учащихся, так и для педагога). Количественный состав групп: от 5 до 8 человек. Прием в школьный вокально-инструментальный ансамбль проводится не позднее 7 класса. На индивидуальную программу (индивидуальные занятия на инструментах и индивидуальные занятия радиожурналистикой и светооформлением школьных мероприятий) обучающиеся принимаются на основании личных заявлений сроком на один год обучения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность заключается в том, что программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения содержания образования. В программе предусмотрены часы по радиожурналистике, звуковому  и световому оформлению концертных программ, творческих конкурсов, праздничных и репетиционных выступлений школьного ансамбля. Интерес школьников к деятельности  ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности, нацеленной на профессиональное ориентирование и успешную социализацию в обществе.     

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме. Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат  в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.

Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации программы позволяет выявлять  динамику развития творческих способностей подростков.

Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени школьников; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме; профессиональное ориентирование обучающихся.

Задачи программы: приобщение подростков к  основам мировой  музыкальной культуры; развитие музыкального и эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего  свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма; развитие практических навыков работы со звуковой и световой аппаратурой.

Отличительными особенностями  данной  программы от уже существующих   является то, что в основе программы систематизирован опыт  создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, работе со звуковой и световой аппаратурой, музыкальному оформлению школьных праздников и вечеров, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации своих творческих способностей. В программе отведены разделы краткосрочного освоения: звукооформительская и светооформительская деятельность, работа с виде и звуковой аппаратурой и радиожурналистика. Работой в школьной радио-видео студии, звуковым  и световым оформлением, изучением микшерного пульта занимаются учащиеся от 14 до 17 лет. Набор в группу звукооператоров и журналистов, видеомонтажёров происходит на добровольческой основе. На освоение азов звукооператорской деятельности и радиожурналистики в программе отведен один год обучения. Но при желании обучающихся срок реализации данного направления в программе может быть увеличен до трех лет с целью прочного овладения навыков звукозаписи, светооформительской и видеомонтажной деятельности, развития профессиональных навыков   работы со звуковой аппаратурой и видео и радио-техническими средствами. Способы определения результативности усвоения программного материала по звуковому и световому оформлению, журналистики, составлению и обработке видеороликов являются  выпуски радиогазет, видео журналов, тематических радио-видео программ, самостоятельное оформление школьных мероприятий, концертов и праздников, монтаж школьных программ и мероприятий.

Наличие материально-технической базы школы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать при школе свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентно-способность музыкального коллектива на рынке образовательных услуг, обеспечить дальнейшее развитие творческой  личности подростка, его профессионально ориентировать его в будущем.

Адресат: программа рассчитана на подростков 12-17 лет. В коллектив принимаются все желающие школьники. Первые три года обучения составляют  от 72 до 108 часов (от 1 до 3 часов в неделю). Последующие два года предполагают профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками и составляют 144 часа (не более двух часов два раза неделю). В группы принимаются обучающиеся, не имеющие музыкального образования, из которых формируются подготовительную группу. Обучающиеся, имеющие или продолжающие музыкальное образование, формируются в группу продвинутого уровня. Группы звукооператоров и видеомонтажёров, светооформителей формируются малым составом (от 2 до 6 человек) и рассчитаны на один год обучения. Программа занятий  каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков.

Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими  умениями и навыками владения музыкальными инструментами, развивают навыки работы с аппаратурой,  имеют четкую профориентационную направленность.

В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно-ориентированного  образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.          Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются  практическими занятиями.

Режим занятий включает в себя теоретическую подачу материала и часы практической работы на инструментах или со звуковой и видео аппаратурой. Время проведения занятий составляет: первый час (теория) не более 45 минут с перерывом от 10 до 15 минут и практическую работу на инструментах (второй час- 45 минут).

Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия, работа со звуковой аппаратурой, световым оформлением, основы работы в школьной радиостудии.

Ожидаемые результаты и формы подведения итогов реализации  программы – это участие детей в школьных и профессиональных музыкальных конкурсах и фестивалях. Способы определения результативности – это оценка степени освоенности материала программы (диагностический инструментарий по направлению вида деятельности), опросники, мониторинг вокально-инструментальных навыков, организация радиопередач, звуковое и световое оформление школьных концертных программ, праздников, мероприятий, а также рейтинг участия групп в мероприятиях разного уровня.

Оптимальным вариантом преподавания курса  программы «Обучение игре на музыкальных инструментах» автором видится педагог, имеющий музыкальное образование, владеющий основами звукооформительской деятельности.

Программа имеет внешнюю рецензию кандидата педагогических наук Т.В. Лаздиной (Омский государственный университет, 2007 год), рекомендована как авторская  и опубликована как авторская программа на информационных порталах всероссийских образовательных педагогических сообществ.

Рекомендуется к реализации в общеобразовательных  организациях и учреждениях дополнительного образования.

×
×