Мнемотехника как приём обучения связной речи

Автор: Рябикова Ирина Александровна

Мнемотехника как приём обучения связной речи

 

 

Речь – основное средство регуляции деятельности человека, его общения с людьми, передачи своих мыслей, чувств и намерений. Ещё К. Д. Ушинский – великий русский педагог говорил, что «родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Речь – основа человеческого мышления. Именно она формирует и организует процессы памяти и восприятия. Такие мыслительные операции как синтез и анализ, сравнение и обобщение развиваются и совершенствуются в зависимости от того, как человек обладает речью. «Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будет его речь в целом» – писала М. Ф. Фомина. Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно среди своих сверстников и в обществе, необходимо обладать правильной связной речью, четко произносить звуки родного языка, грамматически правильно строить предложения. На сегодняшний день у детей дошкольного и даже младшего школьного возраста образная речь, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, очень редкое явление. Заметно, что в речи детей существует множество проблем. Необходимо научить их говорить связно и грамматически правильно излагать свои мысли. Чтобы помочь им в этом необходимо создавать ситуации, которые мотивировали бы ребёнка, побуждали интерес и желание к общению с окружающими. Человек всю сознательную жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Но самые важные ступени в овладении речью приходят на дошкольный возраст. Учёными доказано, что важную роль в развитии речи оказывает память. Методов для эффективного использования памяти много, но самым результативным является метод под названием мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, которые помогают   запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. 

Метод использования мнемотехники преследует развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, описанных в том или ином произведении, который ребёнок должен пересказать, помогает развитию творческих способностей, таких как фантазия и воображение, помогает развитию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Плюс ко всему мнемотехника помогает развитию мелкой моторики рук и освоению методов и приёмов запоминания, их осознанного применения.

Особенностью мнемотехники является то, что в этом приёме используют не изображения предметов, а изображения символов, так как символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. При обучении детей связной речи используют такие приемы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, коллаж, пиктограммы и другие. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация текста.

На первых этапах обучения связной речи рекомендуют использовать мнемоквадраты, потом постепенно переходить к мнемодорожке, которая представляет дорожку из нескольких мнемоквадратов, соединённых линейно и по смыслу. Она представляет схему, несущую в себе информацию в небольшом количестве, на которой герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении, изображены графически. Но изображать героев сказки или каких-то природных явлений, действий надо так, чтобы изображённое было понятно детям. Мнемотаблица – это тоже схема, помогающая детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа или рассказа.

Суть мнемотаблиц заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается символ и, таким образом, весь текст схематично зарисовывается. Ребёнок смотрит на неё и легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Дети на занятиях по развитию связной речи, пользуясь мнемотаблицами, эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, перекодируют, сохраняют и воспроизводят её в соответствии с поставленными учебными задачами. В формировании связной речи именно пересказу принадлежит особая роль. Поэтому на этапе обучения составлению пересказа, детей надо учить не только тому, как рассказывать по картинному плану, но научить обозначать его графически. С помощью взрослого каждый ребёнок в ходе занятия должен заполнить свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он составит рассказ о том или ином предмете, действии или явлении.

Дошкольный возраст, как доказали учёные, – возраст формирования образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства. Это прежде всего сенсорные эталоны, различные знаки и символы (модели, схемы, таблицы). Психологи, такие как Л.Венгер, А.Запорожец, Ж.Пиаже и другие, доказали, что ребенок дошкольного возраста способен к пространственному моделированию и замещению. Способность к замещению –  фундаментальная особенность человеческого ума. Поэтому каждого ребенка необходимо научить читать графическую аналогию.  Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Наглядная схема, построенная ребёнком, будет выступает в качестве плана речевого высказывания. Глядя на неё, ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Зрительный образ, что сохраняется у ребенка после просмотра рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить и пересказать текст, что облегчает ему овладение связной речью.

Использование метода мнемотаблиц позволит детям значительно легче воспринимать, перерабатывать, сохранять, а потом воспроизводить информацию. Это, конечно, облегчает работу по формированию и овладению связной речью. Ведь наличие мнемотаблицы делает любую сказку или рассказ чётким, последовательным и связным.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием текста, его структурой и связностью. Таким образом, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи у дошкольников.

 

×
×