КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩЕГОСЯ ПИАНИСТА

Автор: Романова Наталья Михайловна

                 ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ, В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ?

Что   такое творчество?

Творчество  есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового,  рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию —  это одно из непременных условий формирования креативности.

 Занятия музыкой без проявлений творческого начала противоречат самой природе музыкального искусства.

 

  Задача творческого развития обучаемого  заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное,        образное        мышление,      воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

.Слайд№1  «Творческое начало на музыкальных занятиях, по мнению Б. В. Асафьева, необходимо, так как тот, «кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает…».

 

 В ребенке, надо обязательно поддерживать любое его стремление. Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления учащегося  найти решение самостоятельно.

Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление поднимется на творческий уровень.

       Многие педагоги-музыканты считают, что работа над музыкальным произведением — творчество в самом прямом смысле. «Как можно достойно озвучить музыкальное произведение вне творческой работы над ним? Ведь в каждое исполнение вкладывается частичка души, то личное, индивидуальное, что является существенным элементом творчества. Педагог  должен помочь учащемуся  понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.  Подлинная творческая работа над музыкальным произведением требует много внимания, инициативы,  фантазии, большого эмоционального напряжения и творческой свободы.

.Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность обучаемого на уроке специальности, почти полностью  должна быть творчеством.

Слайд№2.  «Все формы музыкальных занятий в школе» — подчеркивает Д.Б. Кабалевский, должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее»

Одним из показателей творческого развития ребенка, является  креативность, развивающаяся, в  процессе общения с музыкой.

 Что такое креативность?

В настоящее время это очень популярное слово. Креативность просто необходима в современном мире. Но как ее измерить, наверное, не знает никто, хотя и существует масса тестов так же, как и огромное количество определений, что такое креативность?

 

Слайд№3 Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.

 Слово креативность (от латинского Сreatio – сотворение)   и обозначает творческие способности, возможности человека.  Креативность – это одаренность,   восприимчивость к новым идеям, способность к нестандартному, смелому  решению задач.

   Понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.. Можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность  вторична. Творчество и креативность тесно, переплетены  между собой.

Какие же креативные  методы работы  можно  использовать  в подготовке учащегося,  в процессе его общения с музыкой?

Метод обучения  (буквально «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность преподавателя и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам.

 

Для достижения оптимальных положительных результатов,  организация творческой деятельности должна рассматриваться как целенаправленный, учебный процесс, основанный на органической взаимосвязи традиционных и современных методов обучения. Очень важно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и

дополняли друг друга.

 Целью новых методик становится воспитание личности музыканта, обладающей высоким потенциалом, ярким художественным воображением, креативными качествами.

 

Креативный метод— метод обучения, направленный на освоение обучаемого  всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы обеспечивают   возможность получения объективно нового результата. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой    деятельности учащегося.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным.

Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание преподавателем проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил и активной  самостоятельной  деятельности.  При проблемном обучении учащемуся не даются готовые знания или образцы деятельности, а показываются пути приобретения знаний и навыков, развития мысли, при формировании данного понятия, умения.

Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.

                 Классификация методов проблемного обучения

·      Метод проблемного изложения.  Главная роль принадлежит преподавателю: он сам ставит проблему,  сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Учащийся при этом играет лишь роль наблюдателя.

·       Частично-поисковой, или эвристический метод  Его суть состо­ит в том, что преподаватель сам   формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учащегося  в обсуждение способов и помогает организовать  поиск решения проблемы.         Одним из вариантов частично-поискового метода являет эвристическая      беседа.

          Эвристическая беседа получила своё название от греческого слова       heuriskoя нахожу.. Характерным ее признаком является то, что учащийся, отвечая  на семь ключевых вопросов преподавателя  (кто, что, зачем, где, чем, как, когда)  и благодаря собственным усилиям подводится к приобретению новых знаний.

 Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам  необходимо.

.Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача преподавателя сводится лишь к постановке проблемной ситуации, а найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учащегося.

 

Выделим ряд методов проблемного обучения, используемых на уроках специального фортепиано. Их можно классифицировать по характеру познавательной деятельности и выделить:

 

 Метод наводящих вопросов.

Прежде всего, это система вопросов  помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Она должна представлять  собой, по сути, диалог и рождать у детей  варианты творческих прочтений музыкальных сочинений и развивать  осознанное отношение ребёнка к музыке, приучить к самостоятельной работе. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ.

 

Следующая типология методов проблемного обучения относится к характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:

аМетод адидактических ситуации – это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни учащегося. Объяснение нового материала или приёма игры происходит посредством решения житейских задач.

б) метод «учение через обучение» суть, которого заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;

 

Третья группа методов проблемного обучения основана на изменении точки зрения познавательной деятельности.

 Метод рецензий – это анализ  содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных точек зрения и возможность их понимания и принятия. В процессе публичных выступлений учащиеся могут слышать выступления своих товарищей, подмечать удачные и неудачные моменты, а затем обсуждать их с преподавателем или с товарищем.

 

Четвёртая группа методов проблемного обучения основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом.

а)Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в изменении, дополнении нотного текста. В качестве вспомогательного приема здесь помогают словесные определения и обобщения. Проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры, для обозначения динамических оттенков, для определения кульминации произведения.

б) Частью проблемного обучения является и интеграция различных видов искусств. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств, в других видах искусства, которые помогли бы ему осознать содержание музыкальных образов.

 

 

Метод создания художественного контекста  направлен на развитие музыкальной культуры учащихся через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусств.  Метод позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка и определить общие средства выразительности в разных видах искусства — музыке, литературе, живописи.

«Метод проектного обучения» — Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащийся самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников; учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации.  Для подготовки презентации учащийся должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, чтобы  превратить работу в продукт индивидуального творчества.

 В процессе демонстрации презентации учащийся приобретает опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в его дальнейшей жизни.

 

Широко используется на уроках специальности  наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в «живом» звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями.

 

Еще одним из способов, которым часто пользуемся на уроке – это запись собственной игры. Видеозапись выступления учащегося,  позволяет ему  со стороны прослушать и проанализировать свое собственное выступление, сделать выводы, выявить свои ошибки и  неточности, и, при помощи педагога, находить  пути их  решения.

 

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации.

Речевые импровизации –

К ним  относятся:  поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п.,

 

На уроках         специального фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения — ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики.

 

Метод «пластического  интонирования» —  направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Пластическое интонирование — это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающий ее образ.

Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Дети чаще ждут готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намёками и подсказками, способными помочь ребёнку. Важно – свобода творчества.

Метод общения,  представляет собой способ взаимодействия одного человека с другим. Поэтому, говоря об особенностях общения ребенка с музыкой, мы всегда подразумеваем общение ребенка с другим человеком. Кто же может быть этим «другим»? Это может быть человек, который сочинил музыкальное произведение, или тот, кто его исполнил, возможно, это человек, чьи чувства, действия и мысли были изображены  композитором посредством музыкальной интонации. Таким образом, людьми, с которыми ребенок вступает в диалог в процессе восприятия музыкального произведения, являются композитор, исполнитель, «лирический герой».

Креативность ребенка при восприятии музыки как раз и проявляется в том, чтобы увидеть или, правильнее, услышать в музыке кого-то другого. Узнавая в музыке другого человека, творчески представляя его особенности, ребёнок тем самым узнает мир, в котором он живет, и людей, которые, быть может, живут или жили когда-то на Земле.

                             Метод музыкального мышления

Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности.

Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:   избегать в стиле преподавания  монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка,     не допускать переутомления и учебных перегрузок; стимулировать познавательные интересы.

«Декламационный метод обучения» — заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха.

Стихи помогают в объединении текста,  дают почувствовать форму, законченность эпизодов.

Метод контрастного сопоставления произведений- 

предполагает выбор педагогом произведений для сравнений с учетом педагогических целей, уровня музыкального развития детей.

Метод позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, побуждает ребёнка к осознанию своих впечатлений.

      .Метод «погружения» – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Чтобы полнее и глубже понять содержание музыкального произведения, необходимо не только  их слушать, но и знакомиться с жизнью композитора, с его высказываниями о содержании произведения, иметь понятие об эпохе, в которую создавалось это произведение.    

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Существуют ещё не мало интересных и эффективных методов и приёмов, помогающих развитию креативности у учащихся. Главное, чтобы, используя их, преподаватель всеми средствами поддерживал проявления детского творчества, ценил их собственные мысли.

  Атмосфера сотрудничества, сотворчества, возникающая в результате совместной деятельности преподавателя  и обучаемого, раскрепощает учащихся на уроке, развивает личностные качества, позволяет экспериментировать, творить, решать художественные задачи самостоятельно.

Ожидаемый результат должен привести к следующим итогам.    

·       Рост педагогической оснащенности в обучении учащихся в современных условиях  

·       Рост исполнительского уровня учащихся,  что соответствуют  выполнению задач ДШИ  в реализации предпрофильных программ.

·       Осознанного отношения к произведениям различных стилей и направлений классической и современной музыки;

·       развитию коммуникативной культуры, умению представлять результаты своей деятельности;

 

   С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций,  изобретать что-то новое, фантастическое, мыслить нестандартно по творчески,  умению увидеть и услышать необычное в  обычном.                            

  Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. И тут, мы,  преподаватели ДШИ  должны доказать, что наши занятия дают не только творческое  развитие, но и формируют такие качества, которые будут необходимы ученику в его дальнейшей жизни.

 

  Использованные источники

1.   Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001

2.  Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978

3.  Милич Б. Воспитание ученика — пианиста. К., 1979

4.   Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

5.Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.2006г.

  6.   Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. -М.: Классика — XXI,2002

7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. — М.: Советский композитор,1089

8. Попов В. В. Креативная педагогика. В энциклопедическом словаре «Техническое творчество: теория, методология, практика». (Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова). — М.: Изд-во «Логос», 1995, с. 165—167

9.10 Florida, R. (2003). The Rise of the Creative Class, North Melbourne, Australia:    

 

10.Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Музыка, 1977.

19. Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.

Алейников А. (1992). Креативная мета-педагогика. Время «Ч». Alma Mater/Вестник высшей школы. № 1, 1992, 34-39

Хуторской А.В. Эвристические методы обучения [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. втор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_problemnogo_obucheniya/ .
Электронные ресурсы:

·        https://muzofond.org/search/мусоргский%20избушка

·        http://fb.ru/article/100153/sredstvamuzyikalnoyvyirazitelnostiilikakrojdaetsyamuzyika Источник: http://www.litdic.ru/serenada/ 

. Источникhttp://music-education.ru/harakter-muzykalnogo-

proizvedeniya/

http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rabota_ http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rabota_na_pesami_quot_detskogo_alboma_quot_chajkovskogo/1-1-0-334

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами. У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность  вторична. Творчество и креативность тесно переплетены, между собой.

Правильное использование методов обучения на уроках специальности способствует более полному и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков и подготовке их к самостоятельному приобретению знаний.

                 Классификация методов проблемного обучения

·      Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творчеcтву. Главная роль принадлежит преподавателю: он сам ставит проблему,  сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Учащийся при этом играет лишь роль наблюдателя.

·       Частично-поисковой, или эвристический метод  Его суть состо­ит в том, что преподаватель сам   формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учащегося  в обсуждение способов и помогает организовать  поиск решения проблемы.         Одним из вариантов частично-поискового метода являет эвристическая      беседа.

          Эвристическая беседа получила своё название от греческого слова       heuriskoя нахожу.. Характерным ее признаком является то, что учащийся, отвечая  на семь ключевых вопросов преподавателя  (кто, что, зачем, где, чем, как, когда)  и благодаря собственным усилиям подводится к приобретению новых знаний.

 Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам  необходимо.

.Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача преподавателя сводится лишь к постановке проблемной ситуации, а найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учащегося.

Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить обучаемого,  видеть проблемы. Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагога и учащегося.

Выделим ряд методов проблемного обучения, используемых на уроках специального фортепиано. Их можно классифицировать по характеру познавательной деятельности и выделить:

На уроках         специального фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения — ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.

а)Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в изменении, дополнении нотного текста. В качестве вспомогательного приема здесь помогают словесные определения и обобщения. Проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры, для обозначения динамических оттенков, для определения кульминации произведения.

б) Частью проблемного обучения является и интеграция различных видов искусств. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств, в других видах искусства, которые помогли бы ему осознать содержание музыкальных образов.

 

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунки о музыке и под музыку, рисунками на сюжеты музыкальных произведений,  оформлением программ и афиш концертов. Использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям,  цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека.

 

 

 

×
×