Автор: Романова Наталья Михайловна
ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ, В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ?
Что такое творчество?
Творчество – есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового, рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию — это одно из непременных условий формирования креативности.
Занятия музыкой без проявлений творческого начала противоречат самой природе музыкального искусства.
Задача творческого развития обучаемого заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
.Слайд№1 «Творческое начало на музыкальных занятиях, по мнению Б. В. Асафьева, необходимо, так как тот, «кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает…».
В ребенке, надо обязательно поддерживать любое его стремление. Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления учащегося найти решение самостоятельно.
Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление поднимется на творческий уровень.
Многие педагоги-музыканты считают, что работа над музыкальным произведением — творчество в самом прямом смысле. «Как можно достойно озвучить музыкальное произведение вне творческой работы над ним? Ведь в каждое исполнение вкладывается частичка души, то личное, индивидуальное, что является существенным элементом творчества. Педагог должен помочь учащемуся понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни. Подлинная творческая работа над музыкальным произведением требует много внимания, инициативы, фантазии, большого эмоционального напряжения и творческой свободы.
.Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность обучаемого на уроке специальности, почти полностью должна быть творчеством.
Слайд№2. «Все формы музыкальных занятий в школе» — подчеркивает Д.Б. Кабалевский, должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее»
Одним из показателей творческого развития ребенка, является креативность, развивающаяся, в процессе общения с музыкой.
Что такое креативность?
В настоящее время это очень популярное слово. Креативность просто необходима в современном мире. Но как ее измерить, наверное, не знает никто, хотя и существует масса тестов так же, как и огромное количество определений, что такое креативность?
Слайд№3 Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.
Слово креативность (от латинского Сreatio – сотворение) и обозначает творческие способности, возможности человека. Креативность – это одаренность, восприимчивость к новым идеям, способность к нестандартному, смелому решению задач.
Понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.. Можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Творчество и креативность тесно, переплетены между собой.
Какие же креативные методы работы можно использовать в подготовке учащегося, в процессе его общения с музыкой?
Метод обучения – (буквально «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность преподавателя и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения.
В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам.
Для достижения оптимальных положительных результатов, организация творческой деятельности должна рассматриваться как целенаправленный, учебный процесс, основанный на органической взаимосвязи традиционных и современных методов обучения. Очень важно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и
дополняли друг друга.
Целью новых методик становится воспитание личности музыканта, обладающей высоким потенциалом, ярким художественным воображением, креативными качествами.
Креативный метод— метод обучения, направленный на освоение обучаемого всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы обеспечивают возможность получения объективно нового результата. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности учащегося.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным.
Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание преподавателем проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил и активной самостоятельной деятельности. При проблемном обучении учащемуся не даются готовые знания или образцы деятельности, а показываются пути приобретения знаний и навыков, развития мысли, при формировании данного понятия, умения.
Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.
Классификация методов проблемного обучения
· Метод проблемного изложения. Главная роль принадлежит преподавателю: он сам ставит проблему, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Учащийся при этом играет лишь роль наблюдателя.
· Частично-поисковой, или эвристический метод Его суть состоит в том, что преподаватель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учащегося в обсуждение способов и помогает организовать поиск решения проблемы. Одним из вариантов частично-поискового метода являет эвристическая беседа.
Эвристическая беседа получила своё название от греческого слова heurisko— я нахожу.. Характерным ее признаком является то, что учащийся, отвечая на семь ключевых вопросов преподавателя (кто, что, зачем, где, чем, как, когда) и благодаря собственным усилиям подводится к приобретению новых знаний.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам необходимо.
.Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача преподавателя сводится лишь к постановке проблемной ситуации, а найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учащегося.
Выделим ряд методов проблемного обучения, используемых на уроках специального фортепиано. Их можно классифицировать по характеру познавательной деятельности и выделить:
Метод наводящих вопросов.
Прежде всего, это система вопросов помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Она должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений и развивать осознанное отношение ребёнка к музыке, приучить к самостоятельной работе. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ.
Следующая типология методов проблемного обучения относится к характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:
а) Метод адидактических ситуации – это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни учащегося. Объяснение нового материала или приёма игры происходит посредством решения житейских задач.
б) метод «учение через обучение» суть, которого заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;
Третья группа методов проблемного обучения основана на изменении точки зрения познавательной деятельности.
Метод рецензий – это анализ содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных точек зрения и возможность их понимания и принятия. В процессе публичных выступлений учащиеся могут слышать выступления своих товарищей, подмечать удачные и неудачные моменты, а затем обсуждать их с преподавателем или с товарищем.
Четвёртая группа методов проблемного обучения основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом.
а)Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в изменении, дополнении нотного текста. В качестве вспомогательного приема здесь помогают словесные определения и обобщения. Проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры, для обозначения динамических оттенков, для определения кульминации произведения.
б) Частью проблемного обучения является и интеграция различных видов искусств. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств, в других видах искусства, которые помогли бы ему осознать содержание музыкальных образов.
Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры учащихся через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусств. Метод позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка и определить общие средства выразительности в разных видах искусства — музыке, литературе, живописи.
«Метод проектного обучения» — Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащийся самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников; учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации. Для подготовки презентации учащийся должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, чтобы превратить работу в продукт индивидуального творчества.
В процессе демонстрации презентации учащийся приобретает опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в его дальнейшей жизни.
Широко используется на уроках специальности наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в «живом» звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями.
Еще одним из способов, которым часто пользуемся на уроке – это запись собственной игры. Видеозапись выступления учащегося, позволяет ему со стороны прослушать и проанализировать свое собственное выступление, сделать выводы, выявить свои ошибки и неточности, и, при помощи педагога, находить пути их решения.
Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации.
Речевые импровизации –
К ним относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п.,
На уроках специального фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения — ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики.
Метод «пластического интонирования» — направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Пластическое интонирование — это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающий ее образ.
Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Дети чаще ждут готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намёками и подсказками, способными помочь ребёнку. Важно – свобода творчества.
Метод общения, представляет собой способ взаимодействия одного человека с другим. Поэтому, говоря об особенностях общения ребенка с музыкой, мы всегда подразумеваем общение ребенка с другим человеком. Кто же может быть этим «другим»? Это может быть человек, который сочинил музыкальное произведение, или тот, кто его исполнил, возможно, это человек, чьи чувства, действия и мысли были изображены композитором посредством музыкальной интонации. Таким образом, людьми, с которыми ребенок вступает в диалог в процессе восприятия музыкального произведения, являются композитор, исполнитель, «лирический герой».
Креативность ребенка при восприятии музыки как раз и проявляется в том, чтобы увидеть или, правильнее, услышать в музыке кого-то другого. Узнавая в музыке другого человека, творчески представляя его особенности, ребёнок тем самым узнает мир, в котором он живет, и людей, которые, быть может, живут или жили когда-то на Земле.
Метод музыкального мышления
Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности.
Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий: избегать в стиле преподавания монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка, не допускать переутомления и учебных перегрузок; стимулировать познавательные интересы.
«Декламационный метод обучения» — заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха.
Стихи помогают в объединении текста, дают почувствовать форму, законченность эпизодов.
Метод контрастного сопоставления произведений-
предполагает выбор педагогом произведений для сравнений с учетом педагогических целей, уровня музыкального развития детей.
Метод позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, побуждает ребёнка к осознанию своих впечатлений.
.Метод «погружения» – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Чтобы полнее и глубже понять содержание музыкального произведения, необходимо не только их слушать, но и знакомиться с жизнью композитора, с его высказываниями о содержании произведения, иметь понятие об эпохе, в которую создавалось это произведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют ещё не мало интересных и эффективных методов и приёмов, помогающих развитию креативности у учащихся. Главное, чтобы, используя их, преподаватель всеми средствами поддерживал проявления детского творчества, ценил их собственные мысли.
Атмосфера сотрудничества, сотворчества, возникающая в результате совместной деятельности преподавателя и обучаемого, раскрепощает учащихся на уроке, развивает личностные качества, позволяет экспериментировать, творить, решать художественные задачи самостоятельно.
Ожидаемый результат должен привести к следующим итогам.
· Рост педагогической оснащенности в обучении учащихся в современных условиях
· Рост исполнительского уровня учащихся, что соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации предпрофильных программ.
· Осознанного отношения к произведениям различных стилей и направлений классической и современной музыки;
· развитию коммуникативной культуры, умению представлять результаты своей деятельности;
С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, изобретать что-то новое, фантастическое, мыслить нестандартно по творчески, умению увидеть и услышать необычное в обычном.
Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. И тут, мы, преподаватели ДШИ должны доказать, что наши занятия дают не только творческое развитие, но и формируют такие качества, которые будут необходимы ученику в его дальнейшей жизни.
Использованные источники
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001
2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
3. Милич Б. Воспитание ученика — пианиста. К., 1979
4. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
5.Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.2006г.
6. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. -М.: Классика — XXI,2002
7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. — М.: Советский композитор,1089
8.↑ Попов В. В. Креативная педагогика. В энциклопедическом словаре «Техническое творчество: теория, методология, практика». (Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова). — М.: Изд-во «Логос», 1995, с. 165—167
9.10 Florida, R. (2003). The Rise of the Creative Class, North Melbourne, Australia:
10.Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Музыка, 1977.
19. Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.
↑Алейников А. (1992). Креативная мета-педагогика. Время «Ч». Alma Mater/Вестник высшей школы. № 1, 1992, 34-39
Хуторской А.В. Эвристические методы обучения [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. втор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_problemnogo_obucheniya/ .
Электронные ресурсы:
· https://muzofond.org/search/мусоргский%20избушка
· http://fb.ru/article/100153/sredstva—muzyikalnoy—vyirazitelnosti—ili—kak— rojdaetsya—muzyika Источник: http://www.litdic.ru/serenada/
. Источник: http://music-education.ru/harakter-muzykalnogo-
proizvedeniya/
http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rabota_ http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rabota_na_pesami_quot_detskogo_alboma_quot_chajkovskogo/1-1-0-334
Понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами. У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Творчество и креативность тесно переплетены, между собой.
Правильное использование методов обучения на уроках специальности способствует более полному и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков и подготовке их к самостоятельному приобретению знаний.
Классификация методов проблемного обучения
· Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творчеcтву. Главная роль принадлежит преподавателю: он сам ставит проблему, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Учащийся при этом играет лишь роль наблюдателя.
· Частично-поисковой, или эвристический метод Его суть состоит в том, что преподаватель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учащегося в обсуждение способов и помогает организовать поиск решения проблемы. Одним из вариантов частично-поискового метода являет эвристическая беседа.
Эвристическая беседа получила своё название от греческого слова heurisko— я нахожу.. Характерным ее признаком является то, что учащийся, отвечая на семь ключевых вопросов преподавателя (кто, что, зачем, где, чем, как, когда) и благодаря собственным усилиям подводится к приобретению новых знаний.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам необходимо.
.Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача преподавателя сводится лишь к постановке проблемной ситуации, а найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учащегося.
Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить обучаемого, видеть проблемы. Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагога и учащегося.
Выделим ряд методов проблемного обучения, используемых на уроках специального фортепиано. Их можно классифицировать по характеру познавательной деятельности и выделить:
На уроках специального фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения — ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.
а)Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в изменении, дополнении нотного текста. В качестве вспомогательного приема здесь помогают словесные определения и обобщения. Проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры, для обозначения динамических оттенков, для определения кульминации произведения.
б) Частью проблемного обучения является и интеграция различных видов искусств. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств, в других видах искусства, которые помогли бы ему осознать содержание музыкальных образов.
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунки о музыке и под музыку, рисунками на сюжеты музыкальных произведений, оформлением программ и афиш концертов. Использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека.