8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Эффективные формы работы по формированию функционально-грамотной личности младшего школьника.

Автор: Елена Александровна Зайцева

 

В этом году наша гимназия №ё152 г.Казани приступила к реализации инновационного проекта «Реализация модели развития функциональной грамотности как условие повышения качества образования» Первостепенная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы:
— умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

— найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

— основываясь на тексте, сделать простые выводы;

— устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

— интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

— реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Известно, что художественный текст имеет ряд особенностей .отличающих его от других письменных источников информации. Поэтому существуют специфические приёмы работы с таким текстом.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста        определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником» принимают при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведём пример вопросника к тексту А, П. Чехова«Белолобый», который был предложен   с последующим коллективным обсуждением.

Вопросник

1.Что ,по мнению автора является причиной неудачной охоты волчицы?

2.замени слова «ослабеть», «пощада» близкими по значению

3.какие сведения из текста тебе пригодятся в жизни.

4.определи тип текста.

5.к какому виду его можно отнести

6.возьми карандаш, прочитай текст и сделай в нём пометки:

«v»-уже знал

«+»-новое

«-»-думал иначе

«?»-не понял, есть вопросы

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и те, на которые ответить определённо невозможно, проблемные вопросы. Данная работа способствует развитию мышления учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Один из популярных приемов развития смыслового чтения, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот прием называется «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов». Этот приём основан на работе с текстом. Приём является универсальным и может быть использован на разных ступенях обучения.

Главным в работе с текстом является осмысление информации

 

 

Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Приём «Синквейн». В данном случае речь идет о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах

 

Синквейн Пермяковой Лизы

На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проводить такую работу в группах, где каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме. Мы нашли эту форму, соединив приемы создания диафильма с новым приёмом сторителлинга.

Еще одним приемом является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, пропаганда научных экологических знаний и поддержка одаренных детей — творческий проект « Музей для друзей »

 

Термин «сторителлинг» (storytelling англ.) сейчас пользуется огромной популярностью в разных сферах жизни, вплоть до маркетинга. Сторителлинг – это, по сути, сказительство, умение рассказывать истории. Интересные, цепляющие, задевающие за живое, главное – вызывающие эмоции. Именно благодаря эмоциям лучше запоминается информация, закрепляются навыки, формируется адекватная мотивация..

Сторителлинг – это донесение информации в форме истории, вызывающей эмоции. Дети любят истории. О приключениях, о животных, о дружбе, о природе, о себе. Веселые, страшные, смешные, захватывающие, реалистичные, фантастические – любые, главное интересные.

 

Что дает сторителлинг?

  • Формирование адекватной мотивации. В процессе чтения ребенку интересно узнать, что будет дальше, не потому что он получит какой-то приз, энное количество очков или лайков, а потому что им движет здоровое любопытство, пытливость ума. Здесь и просыпается тяга к познанию, без которой мы бы так и зависли на деревьях и до сих пор не распрощались бы с шерстью и хвостами (утрирую, но, думаю, вы поняли, о чем я).

Поддержка познавательной активности. Если ребенок в процессе чтения задает вам вопросы (сто тысяч в минуту, ну или хотя бы несколько), знайте – вы идете верной дорогой. Такое поведение является ориентировочной реакцией: ребенок пытается познать мир разными способами, и через поиск ответов на свои вопросы тоже. Отвечайте на них, ищите ответы вместе, используйте поисковые системы: так вы поддержите зародившееся в ребенке стремление к познанию, без которого любое обучение в будущем – сплошной стресс и мучение. Обсуждайте, спорьте, подвергайте сомнению: это поспособствует развитию критического мышления, которое является одним из важнейших навыков для успешного освоения современного мира.

  • Общение. Хорошая история – это прекрасный повод пообщаться: обсудить, узнать мнение друг друга, сравнить его со своим, принять или отвергнуть (и понять, что это нормально, тоже), выудить нечто полезное из имеющегося опыта. Например, это мы просто поговорили, какие классные звери еноты и что будет, если мы принесем одного такого к себе домой… Кстати, а почему енот-полоскун? Лезем в гугл, не отвлекаемся! Вроде бы посмеялись, а между тем посмотрите, сколько затронули навыков.

  • Комикс – очень современный, живой и эмоциональный материал, который помогает ребенку проникнуть в историю, погрузиться в нее, постичь причинно-следственные связи, стать ее участником . Детям, только начинающим осваивать навык чтения, стоит показывать и рассказывать истории в наглядной, понятной и интересной форме. Постепенно дети сами учатся придумывать истории и рассказывают их в форме комикса.

 

Комиксы учащихся 3а

На уроках литературного чтения необходимо использовать информационные технологии. Такие уроки не только расширяют и закрепляют полученные знания.Но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребёнка научить работать с этой информацией. Поможет в этом метод интеллект-карт, технология Тони Бьюзена. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.

 

          

 С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию;

лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлении.Интеллект-карта способствует перерастанию любопытства в любознательность, помогает не останавливаться на запоминании фактов ,а искать их логику, обусловленность, причинность.

Формы работ по формированию функционально-грамотной личности младшего школьника это сложные, но очень важные виды работ, и их нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупан: «Привить ребёнку вкус к чтению — вот лучший подарок, который мы можем ему сделать.»

Список литературы:

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — СПб издательство “Речь”, 2003 г.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

  3. Чемес О. Е. Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы» — СПб издательство “Речь”, 2013

  4. https://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html

  5. http://fppkdo.ru/mod/folder/view.php?id=26330 Примеры мастер-классов

  6. http://tak-to-ent.net/load/222-1-0-12501

  7. http://xn—-ftbdbbpwuh1ahk6c3d8b.xn--p1ai/2vypusk-2015-4/

  8. Аннет Симмонс .Сторителлинг. Как использовать силу историй

9.Книга. Интеллект-карты Полное руководство по мощному инструменту мышления Тони Бьюзен

 

×
×