Автор: Лебедева Светлана Игоревна
Введение
Важной целью современного образования в Российской Федерации и одной из главных задач государства и общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого гражданина России.
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования перечислены «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.»
На выходе из начальной школы и «втекая» уже в более старшую школу, младшие школьники должны выйти с такой минимальной базой, которая обозначена выше.
Формирование познавательной мотивации учащихся можно назвать одной из важнейших проблем современной школы.
Одним из требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы является «готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности». Сформированность учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения, педагога. Актуальность этой проблемы для начального образования вытекает из психологических особенностей детей младшего школьного возраста, для которых ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) направлен на становление у учащихся умения учиться, т.е. освоение ими всех компонентов учебной деятельности, одним из которых являются познавательные и учебные мотивы.
Сегодня мы рассмотрим такую проблему как замотивировать младших школьников при изучении математики на решения текстовых задач.
На начальном этапе, математика является основной платформой для последующего изучения сложных задач, которые являются базовыми для решения функционально — ориентированных задач. Решая их, ученики приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности, к применению смоделированных ситуаций в повседневной жизни. Задачи необходимы для обучения учеников важным повседневным навыкам, связанным с разрешением время от времени возникающих проблемных ситуаций. Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и сформулировать ее устно. Поэтому очень важно научить учеников формулировать проблему. Опыт многих учителей показывает, что эту проблему сложно решить.
В школе большое значение придается решению готовых задач, но практически не ведется работа по их составлению и преобразованию. Следует отметить, что составлении и преобразовании задач в процессе обучения математике занимают особое место. Но каждая задача связана с другими задачами, которые могут быть получены из нее, например, с аналогичными задачами, обратными задачами, задачами, в которых вопрос или условие изменены, и т. д. Эту связь, которую ученики не понимают.
Анализ литературы (М.А. Бантова , М.И. Моро, С.Е. Царева, Л.М.Фридман и др.) показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов. Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (С.Е. Царева , Л.М.Фридман, П.Б.Эрдниев, М.А. Бантова) обращают особое внимание на последний этап — работе с задачей после её решения. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи. Многие авторы (Н.Б.Истомина, М.И. Моро, С.Е.Царева) считают, что в процессе составления задач ученики начинают осознавать не только задачную ситуацию, не только связи между величинами, но и сам процесс решения задачи. В процессе составления задачи ученик приобретает общеобразовательные навыки, необходимые для решения задач. При составлении задач, ученик развивает логическое мышление, воображение, развивает познавательные интересы к математике и развивает свой творческий потенциал.
Задачи на развитие логического мышления младшего школьника составляют обособленную группу задач, в том числе простых. Так как требуют нестандартного принятия решения, и способов достижения результата, имеющего несколько мини- исследований в различных направлениях мысли (принятие, отрицание). Вариативность, оригинальность, нестандартность логических задач позволяют формировать математическую функциональную грамотность. Так как в жизни часто приходится проявлять смекалку, находчивость, практичность, расчётливость.
Большое значение имеет решение текстовых задач и в воспитании личности, поэтому учитель должен иметь глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, уметь решать такие задачи разными способами.
Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, какова их структура, какие математические умения необходимы для решения простых задач, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.
Целью исследования изучение понятия и способов формирования познавательной мотивации младших школьников , выявление оптимальных методов и приёмов формирования умений учащихся начальных классов решения простых задач.
Объект исследования: познавательная мотивация младших школьников.
Предметом исследования методы формирования умений учащихся решать простые задачи.
Задачи исследования:
1. изучить методическую литературу по данной проблеме;
2. определить перечень необходимых умений в процессе обучения решению задач;
3. раскрыть методику работы над простой задачей в начальных классах;
4. изучить классификационные особенностей различных типов задач;
5. систематизировать различные методы и приёмы для работы над простой задачей.
Глава Ⅰ Теоретические основы развития познавательной мотивации младшего школьника
1.1Характеристика познавательной мотивации
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Говоря о мотивах для обучения, возможно, классифицировать их по направленности и содержанию:
· социальные — долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества;
· познавательные — стремление больше знать, стать эрудированным;
· профессионально-ценностные — расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу;
· эстетические – получение от обучения удовольствия, раскрытие своих способностей и талантов;
· коммуникативные — возможность расширения круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств,
· статусно — позиционные — стремление через учение или общественную деятельность утверждаться в обществе;
· традиционно – исторические — установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени;
· утилитарно-познательные — стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться учиться.
Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:
· Отрицательное отношение к обучению: слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.
· Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении мотивации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить о способном, но ленивом ученике.
Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.
Мотив – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Интерес — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Присутствие мотивационного компонента в структуре учебной деятельности говорит о том, что необходимо рассматривать мотивы учения младших школьников в процессе обучения.
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Головаха Е.И. выделил следующие (факторы) мотивации учения:
ü Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
ü Обучение без личных интересов и выгод.
ü Обучение для социальной идентификации.
ü Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
ü Обучение по принуждению или под давлением.
ü Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
ü Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
ü Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями .
В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. Учителя, «который учит», как правило, любят больше, чем учителя физкультуры, пения, так как эти занятия напоминают им занятия дошкольного типа. Требования учителя для младших школьников – закон.
В.А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Исследования мотивации учения, проводимые плеядой отечественных психологов (Л.И.Божович, А.К.Марковой, М.В.Матюхиной) показывают, что основным мотивом учебной деятельности у большинства школьников является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохие отметки, оказаться несостоятельными в глазах более успешных одноклассников. Собственно познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания и определяющие эффективность учебного процесса и развития личности в целом, занимают очень небольшое место.
Общий смысл развития учебной и познавательной видов мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:
– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);
– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);
– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);
– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);
– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации c произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, c намерением реализовать мотивацию;
— формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в контекст трудовой деятельности.
Мы рассмотрели все стороны мотивации, причины отсутствия у школьников мотивации к обучению. С точки зрения Головахи Е.И. можно выделить такие факторы мотивации учения как обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету, обучение без личных интересов и выгод, обучение для социальной идентификации, обучение ради успеха или из-за боязни неудач, обучение по принуждению или под давление, обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах, обучение для достижения цели в обыденной жизни, обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
1.2 Способы развития познавательной мотивации у младших школьников.
Для формирования положительной мотивации учения необходима целая система работы учителя. Рассмотрим некоторые способы, позволяющие повысить мотивацию младших школьников к обучению.
Методы развития познавательного интереса:
1.Формирование готовности восприятия учебного материала.
Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.
2.Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.
3.Метод стимулирования занимательным содержанием.
Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.
Рассмотрим некоторые приемы мотивации к обучению и познанию.
Приемы: введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей с помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Методы иллюстрации предполагают показ ученикам иллюстрированных пособий плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Общие пути формирования и развития мотивации учения
Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится педагогом как итог обсуждения проблемной ситуации.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для ученика как явно видимая система, иерархия учебных задач.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, раздела, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Рассмотрим возможности внеурочной деятельности для формирования познавательной мотивации школьников.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.
В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ,могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия. В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке. В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате мотивации к продолжению обучения. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако, желание и способность учиться могут быть стимулированы.
В методы стимулирования мотивации можно включить следующие:
ü Постановка перед учащимся точной цели;
ü Мотивация учащихся к активности на других местах движения информации: конкурсы, олимпиады, фестивали, соревнования и др.;
Предоставление возможности общаться между собой: конференции, посещения театров, концертных залов, учреждений дополнительного образования и др.
В повышении познавательной мотивации большую роль играет содержание и форма организации деятельности. Рассмотрим некоторые интересные формы. В которых могут быть организованы занятия и которые предполагают специальную работу над содержанием.
Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Функции:
ü расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
ü приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
ü расширения коммуникативного опыта;
ü организации детского досуга и отдыха.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности — наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Секция — форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).
Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат — проявление у ребенка техники спортивного мастерства.
Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия ). Цели деятельности студий — развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.
Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская — форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Как говорится в Конвенции о правах ребенка: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». В рассмотренных формах организации внеурочной деятельности, можно сказать, что каждая форма важна и интересна по-своему. Например, клуб интересен тем, что он не только объединяет детей по интересам, но и также дети учатся общаться между собой, стремятся к общению, у них происходит совместная деятельность и они также учатся работать в группах, парах, что важно. Благодаря театру, дети раскрывают свои таланты , учатся выступать, проявлять себя и свое творчество; в проекте можно охватить сразу все направления внеурочной деятельности и методы( работа с литературой, разными источниками, игровая деятельность и тд.). В секции ребенок развивает свои спортивные навыки, умения, ведет здоровый образ жизни, что очень важно для здоровья; в студии дети также развивают свои творческие способности.
Данные формы будут интересны и полезны не только одаренным и активным детям, но также и детям у которых что-то не получается, замкнутым и неуверенными в себе.
В качестве основных путей формирования положительной мотивации учения можно рассматривать содержание занятий, организационные методы, формы и средства, проблемность обучения, оценочную деятельность учителя.
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
2. Сборник программ внеурочной деятельности начальная школа 2100.
3. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование ученой мотивации младших школьников// Начальная школа. – 2007. — № 2 – с.20-21
4. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М, 1996. С.81
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 426-427
6. Бурчик Татьяна Васильевна Направления внеурочной деятельности Режим доступа: https://infourok.ru/napravleniya_vneurochnoy_deyatelnosti_vystuplenie-455238.htm
7. Внеурочная деятельность школьников Агафонова Елена Вячеславовна учитель начальной школы МБОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» Белгородская области
8. Лебедева Л.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/761/3843
9. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 289 с
10. Контент-платформа Pandia.ru Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/284/71632.php