Автор: Зоя Владимировна Долганова
Программа курса внеурочной деятельности в начальной школе
«Азбука права» (литературное чтение, правоведение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование личности человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) приведена система базовых национальных ценностей.
— семейной жизни;
— российской гражданской нации;
— мирового сообщества.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
· укреплению национальной безопасности.
Данный интегрированный курс «Азбука права» нацелен на практическое осуществление поставленной государством задачей.
ТРЕБОВАНИЯ К Планируемым результатаМ освоения программы
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
§ личностные;
§ метапредметные;
§ предметные.
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Личностые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Обществознание (граждановедение, правоведение):
— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде;
— освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Литературное чтение: — понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, Результат выражается в понимании детьми сути прав детей, умении распределять права на группы |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества. Результат проявляется в активном использовании школьниками своих прав, приобретении опыта общения в обществе с людьми с уважением и соблюдением прав других. |
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации своих прав с учетом прав других. |
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
· получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о социальных объектах и явлениях как компонентах общества, овладеют основами практико-ориентированных знаний о человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
· обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
· приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру культуры;
· получат возможность осознать своё место в мире;
· познакомятся с некоторыми способами изучения общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
· получат возможность приобрести базовые умения поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и минипроекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала образования, в программе заложено формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Курс «Азбука права» является пропедевтическим, интегрированным и предназначен для дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности военно-патриотического направления ФГОС.
Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.
Обучение предполагается начать с 1 класса в рамках внеурочной деятельности 2 раза в месяц.
На первой ступени (1 класс) материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только с 3 года обучения, где возрастает доля теоретического материала, вводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
В программу включены произведения, входящие в круг детского чтения учащихся начальной школы (Примерные программы начального общего образования, М. Просвещение, 2009):
— произведения устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки, колыбельные песни и т. д.)
— книги, по которым учились наши предки (В.И. Даль, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. С. Тургенев);
— литературные сказки детских писателей XIX века (А. С. Пушкин, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк);
— литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Джанни Родари, О.Уальд, А. Лингрен);
— рассказы и сказки русских писателей XIX— XX веков о детях (А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. Н. Толстой, М. Зощенко, Ю. Олеша);
— стихи российских детских поэтов (К. И. Чуковский, В. Маяковский, А. Л. Барто, С. Я Маршак, С. В. Михалков, В. Берестов, А Костецкий, Р. Рождественский и т. д.);
— рассказы российских писателей XX — XXI веков о детях (А. П. Гайдар, В. Осеева, Н. Н. Носов, Б Заходер, С Козлов,
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из произведений детской художественной литературы, из жизни реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с право вой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.