8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Программа курса внеурочной деятельности в начальной школе «Азбука права»

Автор: Зоя Владимировна Долганова

Программа  курса  внеурочной деятельности в начальной школе

«Азбука права»   (литературное чтение, правоведение)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Формирование личности человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает  задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

      Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  (2009 г.) приведена система базовых национальных ценностей.

— семейной жизни;

— российской гражданской нации;

— мирового сообщества.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

·      осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

·      готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

·      развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

·      заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

·      осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

·                                               бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

·                                               законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

·                                               духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

·      укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

·      повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

·      повышению эффективности усилий государства, направленных на  модернизацию страны;

·      укреплению национальной безопасности.

Данный интегрированный курс «Азбука права» нацелен на практическое осуществление поставленной  государством задачей.

ТРЕБОВАНИЯ  К  Планируемым  результатаМ  освоения   программы

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

§                            личностные;

§                            метапредметные;

§                            предметные.

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые  направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Личностые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования          —  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

           —  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

           — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

           —  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

            —  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

           —   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

           —  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

           — готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Обществознание (граждановедение, правоведение):

            — понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

            — сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

            — осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде;

            — освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

            — развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Литературное чтение:  — понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

              — осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

              — умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

             — умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов     (1 класс)

Второй уровень результатов

 (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, Результат выражается в понимании детьми сути прав детей, умении распределять права на группы

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества. Результат проявляется в активном использовании школьниками своих прав, приобретении опыта общения в обществе с людьми с уважением и соблюдением прав других.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации своих прав с учетом прав других.

В результате изучения курса   обучающиеся на ступени начального общего образования:

·        получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о социальных объектах и явлениях как компонентах общества, овладеют основами практико-ориентированных знаний о человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

·        обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

·        приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру культуры;

·        получат возможность осознать своё место в мире; 

·        познакомятся с некоторыми способами изучения общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

·        получат возможность приобрести базовые умения поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и минипроекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

·        узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

·        оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

·        использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

         В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала образования, в программе заложено формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

                                        Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения  в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  И  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс «Азбука права» является пропедевтическим, интегриро­ванным и предназначен для дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности военно-патриотического направления ФГОС.

Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более вы­соком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.

Обучение предполагается начать с 1 класса в рамках  внеурочной деятельности 2 раза в месяц.

На первой ступени (1 класс)  материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции  ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается толь­ко с 3 года обучения, где возрастает доля теоретического материала, вводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «лич­ность», «свобода вероисповедания», «социальное положе­ние» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предпо­лагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

В программу включены произведения, входящие  в круг детского чтения учащихся начальной школы (Примерные программы начального общего образования, М. Просвещение, 2009):

— произведения устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки, колыбельные песни и т. д.)

— книги, по которым учились наши предки (В.И. Даль, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. С. Тургенев);

— литературные сказки детских писателей XIX века (А. С. Пушкин, В. М. Гаршин,  Д. Н. Мамин-Сибиряк);

— литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Джанни Родари, О.Уальд, А. Лингрен);

— рассказы и сказки русских писателей XIXXX веков  о детях (А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. Н. Толстой, М. Зощенко, Ю. Олеша);

— стихи российских детских поэтов (К. И. Чуковский, В. Маяковский, А. Л. Барто, С. Я Маршак, С. В. Михалков, В. Берестов, А Костецкий, Р. Рождественский и т. д.);

— рассказы российских писателей  XXXXI веков о детях (А. П. Гайдар, В. Осеева, Н. Н. Носов, Б Заходер, С Козлов,

Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из произведений детской художественной литера­туры, из жизни реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с право вой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих зада­ний позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанно­стей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обя­занностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражда­нам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат со­страданию, терпимости, правилам общения, основанным на уваже­нии и соблюдении прав других людей.

×
×