Автор: Наталья Юрьевна Лесовцева
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Межозерная средняя общеобразовательная школа»
Тема работы: «Методика развития гибкости у обучающихся в возрасте 7-8 лет, с помощью восточных единоборств.»
Вид работы: 6.1.3 Обобщение собственного педагогического опыта
ФИО автора, Лесовцева Наталья Юрьевна
учитель (предмет) Физическая культура
категория Первая Квалификационная категория
2022 г.
Аннотация
к материалам
«Методика развития гибкости у обучающихся в возрасте 7-8 лет, с помощью восточных единоборств.»
Материал подготовлен для проведения уроков и занятий с участием людей с разной физической подготовкой,для повышения мотивации у детей к спортивной деятельности через уроки физической культуры с элементами единоборств, через живое общение с мастерами народного творчества, художниками, архитекторами и т.д.
Такие уроки повышают интерес обучающихся к предмету, способствует развитию ребенка всесторонне , расширяют кругозор, творческие навыки, воспитание духовно-нравственной направленности через философию Тхэквондо.
Я считаю, что наиболее продуктивными являются те уроки, на которых детям интересно, однообразие утомляет детей : а уроки с применением методики преподавания Тхэквондо, очень интересны и разнообразны. Дети должны видеть работу и результаты спортсменов, и сами приобщились к занятиям спорту через живой пример.
Применение элементов восточных единоборств на уроке физической культуры поможет ребенку по — новому взглянуть на уроки в школе, вернуть желание трудиться, творить и еще больше полюбить уроки физической культуры.
Методика включает в себя разработку упражнений для развития гибкости у обучающихся в возрасте 7-8 лет. Воспользоваться могут педагоги, тренеры, спортивные инструкторы и все желающие развить гибкость.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования особенность развития гибкости у обучающихся обусловлена тем, что сейчас ученики ведут малоподвижный образ жизни. Упражнения для развития гибкости помогают: укрепить суставы и связки; укрепить мышечные волокна; сделать мышцы более эластичными; предупредить травмы. Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей. Восточные единоборства-средство воспитания гармоничной личнойсти.
Тхэквондо является Олимпийским видом спорта, предъявляет высокие требования к спортсмену. Чтобы успешно применять свои навыки в экстремальных условиях спортивных соревнований, и учебно-тренировочных сборов свои технико-тактические навыки, необходимо развитие отличной гибкости. Все это послужило основанием выбора данной темы исследования: Методика развития гибкости у обучающихся 7-8 лет с помощью восточных единоборств.
Цель исследования — повышение эффективности развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
Объект исследования – ученики СОУ Межозерной СОШ
Методы исследования:
1.Анализ используемой и цитируемой литературы
2.Педагогическон наблюдение
3.Педагогическое тестирование
4 Математикостатичтическая обработка данных.
Предмет исследования — средства и методы эффективного развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
Гипотеза исследования — методика развития гибкости у обучающихся будет эффективна, если:
1)обеспечит развитие активной и пассивной гибкости обучающихся;
2)будут учтены физиологические и психологические особенности развития гибкости обучающихся 7-8 лет;
3)будет разработан комплекс упражнений
Задачи исследования:
1.Раскрыть теоретические предпосылки эффективного развития гибкости у обучающихся.
2.Разработать методику развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
3.Экспериментально проверить эффективность методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
Теоретико-методологической базой исследования являлись научные труды специалистов в следующих направлениях:
-теория и методика физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, А.А. Горелов, Г.Н. Пономарев);
-теория и методика спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский, Н.Г. Озолин, В.П. Филин);
-научные исследования по проблемам развития и совершенствования двигательных качеств (В. М. Запиорский, В.М. Дьячков, Г.А. Ашмарин, Р.М. Кадыров);
-научные исследования по динамике сенситивных периодов развития и совершенствования двигательных качеств (А.А. Гужаловская, Ж.К. Холодов, Б.В. Сермеев);
— теория и методика преподавания тхэквондо (Е.Ю. Ключников, 2007; Е.И. Глебов, Чой Сунг Мо).
Исследования проводились в течение 2017-2020 учебного года на базе: МОУ Межозерной СОШ п. Межозерный, Верхнеуральского района, в ходе исследования на разных этапах педагогического эксперимента приняли участие дети 7-8 лет
В педагогическом эксперементе учавствовали 2 группы:
1)Контрольная (10 чел)
2)Эксперементальная (10 чел)
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ.
Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, способствует достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни.
Все повторные упражнения делаются строго в каждую сторону каждой ногой или рукой по 15 раз. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений.
Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности.
Если же развитие гибкости является одной из основных задач учебного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным «блоком».
Специальные упражнения на развитие гибкости обязательно включаются в подготовительную часть любого урока, в утреннюю зарядку и другие занятия. Активную гибкость тхэквондистов мы развивали следующими средствами:
— упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
— упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Для этого использовались: махи ногами, махи ногами с сменой направления.
Занятия по развитию гибкости у обучающихся применялись на каждой тренировке 5 раз в неделю в течение 6 месяцев, и состояло из следующих методических блоков:
1. Разминка — 15 минут. Разминка направлена на тщательный разогрев и проработку суставно-связочного аппарата мышц всего тела.
2. Упражнения без предметов с постепенно увеличивающейся ампли-тудой. Махи ногами по 15 раз каждой ногой в каждом направлении (рисунок 1).
3.Упражнения на растягивание; повторные пружинящие движения (наклоны вперед, в сторону, прогибы и различные приседания)
(рисунок 2).
4. Упражнения, имитирующие приемы тхэквондо но по возможности с большей амплитудой по 15 раз каждой ногой в каждом направлении (рисунок 3).
5. Упражнения с использованием активной и пассивной гибкости (с помощью партнера и т. п.)
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились в течение 2017-2020 учебного года на базе: МОУ Межозерной СОШ, в ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие дети 7-8 лет, занимающиеся тхэквондо 1-2 лет, в количестве 20 человек, которые имели примерно равный уровень спортивной подготовки до начала эксперимента (10 человек — контрольная группа, 10 — экспериментальная).
Для реализации цели исследования нами была составлена диагностическая программа изучения показателей гибкости у обучающихся 7-8 лет, при помощи которой мы экспериментально проверили эффективность разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся.
1. 2017-2018г. — выбор темы исследования, теоретическое изучение различных методик развития гибкости юных спортсменов: анализ и обобщение научно-методической литературы, изучение особенностей развития гибкости у юных спортсменов и, в итоге — разработка методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования.
2. 2018-2019г. — экспериментальное доказательство методики: внедрение методики по развитию гибкости в тренировочную деятельность экспериментальной группы обучающихся, а также измерение уровня развития гибкости в контрольной и экспериментальной группе на начальном этапе и по окончании исследования.
3. 2019-2020 г. — подведение итогов: анализ полученных результатов, обобщение, систематизирование, формулирование выводов, практические рекомендации, литературное оформление квалификационной работы.
Контрольная группа тренировалась по традиционной учебно-тренировочной программе, предложенной для МУ КДО Меридиан по Тхэквондо.
В экспериментальной группе мы дополнительно использовали методы развития гибкости:, динамическое растягивание, активное растягивание, пассивное растягивание, метод многократного растягивания, метод статического растягивания, пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног и т.д., которые применяли во время и после занятий в течение 30 минут на протяжении 9 месяцев.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Целью педагогических наблюдений являлось обеспечение правильного и безошибочного выполнения предложенных в работе средств и методов специальной физической подготовки.
В связи с этим пристальное внимание уделялось экспериментальным тренировочным занятиям и особенно тогда, когда ученики начинали испытывать утомление или проявлять его признаки. Педагогическое тестирование
В процессе исследований обучающиеся подвергались тестированиям с использованием сантиметровой ленты и гониометра (рисунок 5):
— определение статически- активной гибкости пояса нижних конечностей обучающихся (рисунок 6). Выполняется удержание прямой ноги вперед, в сторону и назад, измеряется угол между бедрами.
— определение гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок (рисунок 7). Данный прибор состоит из двух реек (основной и измерительной), скрепленных между собой крестообразно соединительным болтом. Основная рейка (в нее ученик упирается пятками) имеет длину 700 мм, ширину 50 мм и толщину 30 мм. На нижнем крае основной рейки — нулевая отметка, а на измерительной линейке — сантиметровая шкала.
— определение подвижность суставов тела (общую гибкость) можно с помощью выполнения гимнастического моста (рисунок 8). Измерялось расстояние от крестцовой точки до опорной поверхности, так же от руки до пятки.
-определение пассивной гибкости (измерение угла между бедрами в положении «шпагата» (поперечный и продольный).(Рисунок 8)
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определения характера и эффективности педагогических воздействий использовавшихся в процессе проведения исследований.
Первый этап педагогического эксперимента (поисковый эксперимент) был проведен для определения характера влияния внешних отягощений на характеристики гибкости обучающихся.
Необходимость его проведения была продиктована тем фактом, что имеющиеся в литературе рекомендации по применению внешних отягощений в виде грузов для развития гибкости в тхэквондо, до сих пор не подтверждены никакими экспериментальными исследованиями. Махи ногами по 10 раз каждой ногой вперед, назад, снаружи вовнутрь и изнутри наружу выполнялись систематически на тренировках.
Тхэквондисты контрольной группы тренировались по традиционной программе, тогда как тхэквондисты экспериментальной группы выполняли тренировочные программы специально разработанные с целью сопряженного развития гибкости.
Для выявления достоверности полученных результатов использовались общепринятые методы математической статистики, описанные в специальной литературе (В. В. Иванов, 1987). Результаты проведенных обследований обрабатывали общепринятыми методами математической статистики, а также с помощью компьютерных программ («Microsoft Excel» и алгоритмических компьютерных программ подсчета статистических критериев — «Statgraphics-3.0»). Математико-статистические формулы для определения достоверности изменений в группах испытуемых (связанные и несвязанные выборки Т-критерия Стьюдента) (Г. А. Ашмарин, 1995):
H0(Xj = x2), приР < 0,05 — уровень значимости, достоверности различий, если Т-расчетное будет больше Т-табличного;
ⅆi
-разница результатов тестирования;
xd
— среднее значение результатов тестирования ;
σd=Σⅆi—xd2n-1
1) стандартное отклонение среднего значения разницы результатов тестирования в одной группе испытуемых (связанные выборки);
Sxd=σd√n
2) стандартная ошибка среднего значения разницы результатов тестирования в одной на начало и конец исследования;
σ=Σx1×xa2+Σx1×xδNa+Nb-2
3) стандартное отклонение среднего значения разницы результатов тестирования в разных группах испытуемых (несвязанные выборки испытуемых)
S=δ×√Na+NbNa×Nb
4) стандартная ошибка среднего значения разницы результатов тестирования в разных группах;
Tp=xdSxd
5) Т-критерий Стьюдента для определения достоверности различий результатов тестирования;
Tp=xa-xbS
6) в разных группах начало и конец исследования;
V=Na+Nb-2
7) степень свободы для нахождения Т- табличного по Стьюденту для связанных выборок ;
V=2×n×2
8) степень свободы для нахождения Т-табличного по Стьюденту для связанных выборок.
2.3 Анализ результатов
В таблице 1 представлены результаты тестирования гибкости позвоночного столба у тхэквондистов 10-12 лет в динамике проведенного нами эксперимента по определению эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся.
Таблица №1
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой (В.И. Лях, 1999, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002), одно из важнейших двигательных качеств спортсмена (Б.В. Сермеев, 1970). Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.
На (рисунке 5) наглядно представлена динамика результатов тестирования гибкости позвоночника и подколенных связок по упражнению «наклон вперед из положения сидя» в контрольной и экспериментальной группах испытуемых в процессе исследования.
Результаты в тесте наклон вперед сидя на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах.
График №1
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели гибкости позвоночника в тесте наклон вперед сидя достоверно (р<0,05) повысились в контрольной группе на 20,2% с 5,95 до 7,15 см (рисунок 5), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели гибкости позвоночника в тесте наклон вперед. Также достоверно (р<0,05) повысились но на 78,7% с 5,83 до 10,42 см, что свидетельствует о более значительных перестройках в состоянии суставно-связочного аппарата позвоночного столба испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Кроме того, показатели гибкости позвоночника и эластичности подколенных связок по упражнению «наклон вперед сидя» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
На рисунке 6 наглядно представлена динамика результатов тестирования такого компонента гибкости позвоночного столба обучающихся, как упражнение «гимнастический мост» в контрольной и экспериментальной группах испытуемых тхэквондистов 10-12 лет в процессе исследования.
Показатели гибкости позвоночного столба в упражнении «гимнастический мост» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых.
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели гибкости позвоночного столба в упражнении «гимнастический мост» не достоверно повысились на 4,2% с 51,35 до 53,21 см (рисунок 6), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели в упражнении «гимнастический мост» по окончании исследования достоверно (р<0,05) повысились на 10,1% с 53,12 до 58,44 см. Кроме того, показатели гибкости позвоночника по тесту «гимнастический мост» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) выше показателей контрольной группы тхэквондистов, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет .
График 2
В таблице 2 представлены результаты тестирования статически- активной гибкости пояса нижних конечностей обучающихся 7-8 лет в динамике проведенного нами эксперимента по определению эффективности разработанной нами методики по развитию гибкости у обучающихся в возрасте 7-8 лет.
На рисунке 7 наглядно представлена динамика результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги вперед» в контрольной и экспериментальной группах испытуемых .
Таблица 2
Показатели результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги вперед» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых. На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели активной гибкости пояса нижних конечностей в упражнении «удержание ноги вперед» не достоверно повысились на 4,19% с 91,33 до 95,12 угла (рисунок 10), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели в упражнении «удержание ноги вперед» по окончании исследования достоверно (р≤0,05) повысились на 14,3% с 89,52 до 102,31 угла. График 3
Кроме того, показатели гибкости позвоночника по тесту «удержание ноги вперед» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р≤0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет. На рисунке 8 наглядно представлена динамика результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги вбок» в контрольной и экспериментальной группах испытуемых тхэквондистов 7-8 лет в процессе исследования.
График 4
Показатели результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги вбок» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых.
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели активной гибкости пояса нижних конечностей в упражнении «удержание ноги вбок» не достоверно повысились на 5,9% c 102,23 до 108,26 угла, тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели в упражнении «удержание ноги вбок» по окончании исследования достоверно (р≤0,05) повысились на 11,2% со 104,79 до 116,47 угла. Кроме того, показатели гибкости позвоночника по тесту «удержание ноги вбок» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р≤0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
На графике 5 наглядно представлена динамика результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги назад» в контрольной и экспериментальной группах испытуемых тхэквондистов 7-8 лет в процессе исследования. Показатели результатов тестирования уровня активной гибкости в упражнении «удержание ноги назад» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых.
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели активной гибкости пояса нижних конечностей в упражнении «удержание ноги назад» не достоверно повысились на 5,8% c 84,65 до 89,55 угла (рисунок 10), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели в упражнении «удержание ноги назад» по окончании исследования достоверно (р≤0,05) повысились на 17,1% с 82,71 до 96,82 угла.
Кроме того, показатели гибкости позвоночника по тесту «удержание ноги назад» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р≤0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
В таблице 3 представлены результаты тестирования пассивной гибкости пояса нижних конечностей обучающихся 10-12 лет в динамике проведенного нами эксперимента по определению эффективности разработанной нами методики по развитию гибкости обучающихся.
Пассивная гибкость пояса нижних конечностей обучающихся рассматривалась нами, как способность принятия и удержания растянутого положения за счет усилий собственного веса тела (поперечный и продольный шпагаты).
Показатели результатов тестирования уровня пассивной гибкости в упражнении «продольный шпагат» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых.
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели пассивной гибкости пояса нижних конечностей в упражнении «продольный шпагат» достоверно повысились на 8,9% cо 153,11 до 166,73 угла (рисунок 13), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели пассивной гибкости в упражнении «продольный шпагат» по окончании исследования достоверно (р≤0,05) повысились на 23,1% со 151,23 до 186,16 угла. Кроме того, показатели пассивной гибкости позвоночника по тесту «продольный шпагат» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р≤0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
Показатели результатов тестирования уровня пассивной гибкости в упражнении «поперечный шпагат» на начало исследования достоверно не различалась в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует о грамотно подобранной выборке испытуемых.
На конец исследования у обучающихся контрольной группы показатели пассивной гибкости пояса нижних конечностей в упражнении «поперечный шпагат» достоверно повысились на 9,2% cо 157,89 до 167,67 угла (рисунок 12), тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели пассивной гибкости в упражнении «поперечный шпагат» по окончании исследования достоверно (р≤0,05)
Кроме того, показатели пассивной гибкости позвоночника по тесту «поперечный шпагат» у экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р≤0,05) выше показателей контрольной группы обучающихся, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики развития гибкости у обучающихся 7-8 лет.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Результаты всех тестов для определения уровня активной и пассивной гибкости в начале исследования существенно не отличались в контрольной и экспериментальной группах, что указывает на выборку индивидуумов, выбранных правильно.
2. В конце исследования показатели гибкости позвоночника в контрольной группе юного тхэквондо, склонившиеся вперед в положении сидя (р <0,05), увеличились в контрольной группе на 20,2% из 5, От 95 до 7,15 см в контрольной группе, в то время как в экспериментальной группе у юных спортсменов-тхэквондо показатели гибкости позвоночника в тесте наклона вперед в конце исследования также значительно увеличились, но на 78,7% из 5 От 83 до 10,42 см, что указывает на более существенные изменения состояния суставно-связочного аппарата позвоночника у лиц в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
3. У обучающихся контрольной группы показатели гибкости позвоночного столба в упражнении «гимнастический мост» на конец исследования не достоверно повысились на 4,2% c 51,35 до 53,21 см, тогда как в экспериментальной группе обучающихся показатели в упражнении «гимнастический мост» по окончании исследования достоверно повысились на 10,1% с 53,12 до 58,44 см.
4. Показатели активной гибкости пояса нижней конечности в упражнении «держать ноги вперед» в конце исследования в молодых контрольных группах тхэквондо не увеличились значительно на 4,19% с углов 91,33 до 95, 12, в экспериментальной группе юных тхэквондо. Упражнение «держать ноги вперед» в конце исследования значительно увеличилось на 14,3% с 89,52 до 102,31 углов. В упражнении «держи ноги в стороны» в конце исследования у молодой контрольной группы по тхэквондо не было значительного увеличения на 5,9% с 102,23 до 108,26 углов, в то время как в экспериментальной группе юных игроков в тхэквондо показатели в упражнении «держать ноги в стороны» в конце исследования значительно увеличились на 11,2% с 104,79 до 116,47 углов. Причем показатели активной гибкости пояса нижней конечности в упражнении «держать ноги назад» существенно не увеличились на 5,8% с 84,65 до 89,55 углов, тогда как в экспериментальной группе юных игроков в тхэквондо показатели в упражнение «держать ноги назад» в конце исследования значительно увеличилось на 17,1% с 82,71 до 96,82 углов.
5. Показатели пассивной гибкости пояса нижней конечности в упражнении «Продольный шапагат» в конце исследования у молодых контрольных групп по тхэквондо значительно увеличились на 8,9% с 153,11 до 166,73 углов, тогда как в тестовой группе молодых Игроки тхэквондо значительно повысили показатели пассивной гибкости в упражнении «продольный шнур» в конце исследования (p ≤ 0,05) на 23,1% с 151,23 до 186,16 углов. В упражнении «перекрестная пряжа» результаты контрольной группы значительно увеличились на 9,2% с 157,89 до 167,67 углов, в то время как в тестовой группе юных игроков в тхэквондо показатели пассивной гибкости в упражнении «перекрестная пряжа» значительно увеличились на 21 , 3% от 156,44 до 189,76 углов.
6. Все показатели гибкости позвоночника и нижней конечности для всех тестов активной и пассивной гибкости в экспериментальной группе в конце исследования были значительно выше, чем показатели для контрольной группы юных игроков в тхэквондо, что свидетельствует об эффективности разработанных Способ развития гибкости у обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тхэквондо — это боевое искусство, которое родилось в Корее, и сегодня стало одним из самых распространенных в мире. Сегодня это национальный вид спорта в Корее, и один из видов борьбы, представленных на Олимпийских играх.. В ней, как и в других подобных техниках, сочетаются элементы боя, самообороны, спорта, упражнений, развлечений и философии. Гибкость в тхэквондо является одним из пяти основных физических качеств спортсменов. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способность выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество должно развиваться с раннего детства и систематически. Недостаток гибкости приводит к нарушению осанки, остеохондрозу, отложению соли и изменениям в походке. Отсутствие гибкости у спортсменов приводит к травмам, а также к несовершенным технологиям.
В процессе нашего исследования мы успешно решили следующие исследовательские задачи: выявили теоретические предпосылки для эффективного развития гибкости среди обучающихся ; разработали методику развития гибкости среди обучающихся 7-8 лет; Экспериментально проверена эффективность методики развития гибкости уобучающихся.. В результате мы подтвердили гипотезу исследования: с точки зрения требований соревновательной деятельности методика развития гибкости у обучающихся будет эффективной, если: она обеспечивает развитие активной и пассивной гибкости спортсменов; Будут учтены возрастные особенности развития гибкости, также будет применяться эта методика упражнений с систематическим выполнением. Поэтому мы поняли цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития гибкости у обучающихся в возрасте 7-8 лет с помощью методики преподавания тхэквондо.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 —Динамика результатов тестирования гибкости позвоночника тхэквондистов контрольной и экспериментальной групп.
Тесты на гибкость позвоночника |
Начало эксперимента |
Конец Эксперимента |
||
КГ(п=20) |
ЭГ (п=20) |
КГ (п=20) |
ЭГ (п=20) |
|
Наклон вперед из положения сидя (см) |
5,95 ± 1,41 100% |
5,83 ± 1,63 100% |
7,15 ± 0,37 * 120,2% |
10,42 ± 0,59 *+ 178,7% |
Упражнение «гимнастический мост» (см) |
51,35 ± 2,42 100% |
53,12 ± 2,19 100% |
53,21 ± 1,33 104,2% |
58,44 ± 1,24 *+ 110,1% |
Таблица 2 — Динамика результатов тестирования активной гибкости пояса нижних конечностей у тхэквондистов контрольной и экспериментальной групп в процессе исследования.
Тесты на активную гибкость пояса нижних конечностей |
Начало Эксперимента |
Конец эксперимента |
||
КГ (п=20) |
ЭГ (п=20) |
КГ (п=20) |
ЭГ (п=20) |
|
Удержание ноги вперед (угол между бедрами) |
91,33 ± 5,32° 100% |
89,52 ± 4,43° 100% |
95,12 ± 2,67° 104,2% |
102,31 ± 1,24° *+ 114,3% |
Удержание ноги вбок (угол между бедрами) |
102,23 ± 4,16° 100% |
104,79 ± 3,11° 100% |
108,26 ± 2,89° 105,9% |
116,47 ± 2,13° *+ 111,2% |
Удержание ноги назад (угол между бедрами) |
84,65 ± 3,33° 100% |
82,71 ± 3,23° 100% |
89,55 ± 3,16° 105,8% |
96,82 ± 2,64° *+ 117,1% |
Таблица 3 — Динамика результатов тестирования пассивной гибкости пояса нижних конечностей у тхэквондистов контрольной и экспериментальной групп в процессе исследования
Тесты на пассивную гибкость пояса нижних конечностей |
Начало Эксперимента
|
Конец эксперимента |
||
КГ (п=20) |
ЭГ (п=20) |
КГ (п=20) |
ЭГ (п=20) |
|
Продольный шпагат: среднее значение право-и левостороннего (угол) |
153,11 ± 6,31° 100% |
151,23 ± 5,22° 100% |
166,73 ± 4,78°* 108,9% |
186,16 ± 6,45° *+ 123,1% |
Поперечный шпагат (угол между бедрами) |
157,89 ± 5,24° 100% |
156,44 ± 6,51° 100% |
167,67 ± 5,95°* 109,2% |
189,76 ± 6,38° *+ 121,3% |