Автор: Нурлубаева Альфия Ахметяровна
Экологическое воспитании дошкольников с ОНР.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский |
С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.
Взаимодействие человека с землей, с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.
Исключительное значение общению ребенка с природой придавали великие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие. Их подходы, базирующиеся на тесном контакте с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях, подразумевали с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умение видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, а с другой – развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.
Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой.
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель..
Он решает задачи экологического воспитания:
— формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;
— воспитание бережного отношения к природе;
— развитие чувства симпатии к объектам природы;
— желания охранять и беречь природу.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи.
Основная задача учителя-логопеда ДОУ — всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего ОНР. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.
При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:
развитие познавательных процессов, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;
формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
В работе используются различные методы:
наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,
словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,
практические (экологические игры).
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм:
«Съедобное – несъедобное»
«Кто где живёт?»
«Узнай на вкус»
«С какого дерева лист?»
«Узнай по голосу животного»
«Угадай, про кого расскажу»
«Что сначала, что потом»
«Угадай, что в мешочке»
«Когда это бывает?»
«Чей хвост?»
«Четвертый лишний»
Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
При подготовке к проведению занятий, бесед намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время беседы неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.
Стараюсь научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений разного типа. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи.
Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:
— описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец», «Собака», «Первоцветы»,
— описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка»)
— описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
— составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный?», «Путешествие на Север»,
— составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу», «Как мы поздравим мам и бабушек»,
— составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова)
— сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»).
Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.
У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)
Чтоб стал красив он и высок,
Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)
Должны работать корешки! (изображают “корни”)
Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.
Особое место нужно уделять совместной деятельности детей и их родителей:
— на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи);
— тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;
— экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года);
— консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
Используемая литература:
Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.
Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М: Гном, 2014.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.