Автор: Нурлубаева Альфия Ахметяровна
Долгосрочный логопедический проект
«Правильные говоруны»
по использованию здоровьесберегающих технологий в
коррекции нарушений речи у детей-логопатов.
Автор: учитель-логопед А.А. Нурлубаева
Долгосрочный логопедический проект
«Правильные говоруны»
по использованию здоровьесберегающих технологий в
коррекции нарушений речи у дошкольников.
1. Информационная часть проекта.
- Информация об авторе проекта:
Авто Автор проекта |
Нурлубаева А.А. |
Назв Название проекта |
«Сс «Сильный говорун»» |
Дол Должность автора |
УУУу Учитель-логопед |
Конт Контакты |
тел: 89519838122 |
- Участники проекта.
Дети и родители логопедического пункта учреждения.
- Время реализации проекта:
С 1 октября 2021года по 30 апреля 2022 года.
Проведение итогов проекта «Правильные говоруны» — конец апреля 2022 года, оформление документации.
2.
3. Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приемы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Объект проекта – здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования – использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель проекта – создание условий для развития и коррекции речи детей младшего и старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – если применять инновационные и здоровьсберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
Задачи исследования:
· Повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей; внедрить их в этапы проекта и в различные режимные моменты.
· Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
· Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в учреждении, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:
· ухудшение экологической обстановки;
· ухудшение здоровья детей;
· неблагоприятная речевая среда.
Методы исследования:
· изучение и анализ литературы;
· эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
· теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
· диагностические методы.
Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Логопедический проект «Сильные говоруны» осуществляется в несколько этапов.
Этапы проекты «Сильные говоруны»
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для квалификационной работы и данного проекта подбирался в течение 2021-2022 года. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям, были созданы различные картотеки. А также 1-15 сентября 2021 года – было проведено диагностирование моторной и фонематической стороны речи детей, зачисленных на логопункт.
2 этап – экспериментально-практический.
Экспериментальная работа по применению традиционных и современных здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции с младшими и старшими дошкольниками проводилась на базе логопункта с 2021-2022 учебном году – долгосрочный проект «Сильные говоруны».
Основная часть долгосрочного проекта «Сильные говоруны».
В течение года дети занимались по рабочей программе по коррекции и развитию речи, индивидуальной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи с учетом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Работу по развитию просодики, моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетической стороны речи.
Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Сильные говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов
Проект «Правильные говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию
Образовательная область по ФГОС |
Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие |
1.Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю). 2. Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие |
Здоровьесберегающие технологии:
|
Физическое развитие, речевое развитие. |
Здоровьесберегающие технологии:
|
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. |
1.Игры и упражнения на развитие мышления, памяти и внимания. 2. Компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков. 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Игры на развитие слухового внимания. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. |
|
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности;
- системности;
- доступности материала;
- наглядности;
- сознательности и активности;
- прочности обучения;
- индивидуализации.
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
1 этап – подготовительный, направлен нВ формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
2 этап – постановка звука – включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
3 этап – автоматизация звука – предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звука – осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях и в самостоятельной речи.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
- Развитие просодической стороны речи.
· Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
· Формировать навык мягкого голосоведения.
· Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда).
· Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
- Коррекция произносительной стороны речи.
· Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
· Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
· Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
- Работа над слоговой структурой слова.
· Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
· Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
· Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
· Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
- Совершенствование фонематических представлений.
· Сформировать умение различать гласные и согласнее звуки.
· Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
· Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
· Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
· Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]-[н], [п]-[т], [б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
· Научит подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год с детьми, имеющими нарушения речи.
Месяц |
Этап коррекционной работы |
Сенсомоторика |
Сентябрь |
Речевое обследование |
Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Октябрь |
Подготовительный этап |
|
Ноябрь |
Этап постановки |
|
Декабрь |
Этап автоматизации |
|
Январь |
Этап автоматизации звуков |
|
Февраль |
Этап автоматизации звуков |
|
Март |
Этап дифференциации звуков |
|
Март апрель |
Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи |
|
Речевое обследование |
Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Подготовка к постановке звука. |
10 |
2. |
Постановка и автоматизация звука [с]. |
8 |
3. |
Постановка и автоматизация звука [з]. |
3 |
4. |
Постановка и автоматизация звука [ц]. |
4 |
5. |
Дифференциация звуков [с-ц]. |
4 |
6. |
Постановка и автоматизация звука [с’]. |
7 |
7. |
Постановка и автоматизация звука [з’]. |
8 |
8. |
Дифференциация звуков [с’-з’]. |
4 |
9. |
Постановка и автоматизация звука [ш]. |
7 |
10. |
Дифференциация звуков [с-ш]. |
6 |
11. |
Постановка и автоматизация звука [л]. |
16 |
12. |
Постановка и автоматизация звука [л’]. |
14 |
13. |
Постановка и автоматизация звука [ж]. |
4 |
14. |
Дифференциация звуков [ж-ш], [ж-з]. |
3 |
15. |
Постановка и автоматизация звука [р]. |
19 |
16. |
Постановка и автоматизация звука [р’]. |
7 |
17. |
Дифференциация звуков [р-л]. |
2 |
18. |
Постановка и автоматизация звука [ч]. |
8 |
19. |
Дифференциация звуков [ч-с’], [ч-т’]. |
2 |
20. |
Постановка и автоматизация звука [щ]. |
4 |
21. |
Дифференциация звуков [ч-щ-с’-т’]. |
2 |
22. |
Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах. |
8 |
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
Инновационные здоровьсберегающие технологии.
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях логопункта.
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях велась работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я проводила с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
· Развитие сенсорных и моторных функций;
· Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
· Развитие мимической мускулатуры;
· Развитие интеллектуальных функций;
· Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
· Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
- В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально-ритмические упражнения.
- Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.
- В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
- На занятиях использовались инновационные технологии – компьютерные игры, многофункциональные упражнения: «Улитка», «Полянка», «Лабиринт», «Ступеньки».
- Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
- Физминуткка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
· снять усталость и напряжение;
· внести эмоциональный заряд;
· совершенствовать общую моторику;
· вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминуткка проводится и в форме психофизической гимнастики.
- Проводилась работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
- Предлагались задания на словотворчество, на фонематическое представление.
- Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций:
— чтение диалогов по ролям;
— обыгрывание различных ситуаций.
10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
11. Использовались логоритмические упражнения.
12. Значительное место занимали фольклорная терапия, сказка-терапия, куклотерапия.
13. Проводилась гимнастика для глаз.
14. Использовался «Алфавит телодвижений». Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также использовалась игра «Подвижный алфавит». Дети берут и составляют слово, встав друг за другом.
15. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний использовали ароматерапию.
16. Применялась улыбкотерапия.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
17. Также на занятиях использовался инновационный метод – наглядное моделирование, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведение звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции.
3 этап – заключительный.
После проведения экспериментально-практического этапа логопедического проекта «Правильные говоруны» (формирующего эксперимента) с детьми младшего и старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. при применении инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
В результате проведения логопедического проекта у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Динамика обучения показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными.
Литература:
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
- Волошина Л.Г. Организация здоровьсберегающего пространства. Дошкольное воспитание, 2004.
- Косина Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО», 2004.
- Терновская С.А, Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. «Методист», 2010.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
- Чубарова С.А, Козловская Г.М. Новые здоровьсберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности, 2003.