Значение лого-стишков для речевого развития дошкольников.

Автор: Томилина Светлана Николаевна, Олейникова Юлия Павловна

«Лого-стишки».

Развитие детей дошкольного возраста двигается одновременно в нескольких направлениях. Данная статья будет посвящена речевому развитию современных дошкольников старших и подготовительных групп.

Что лучше всего развивает человеческую речь? Первое, что приходит на ум при ответе на данный вопрос – чтение. Процесс чтения стимулирует работу отделов головного мозга, отвечающих за речевое развитие.

Но дошкольники, зачастую, не умеют читать самостоятельно, а ведь  на протяжении дошкольного периода, у детей происходит активное формирование речи. Формируются и развиваются такие составляющие речи ребенка, как: фонематическое восприятие, активный и пассивный словарные запасы, грамматический строй, монологическая и диалогическая речь.

Вот тут на помощь детям приходят взрослые. Мы читаем им вслух. Чтение ребенку художественной литературы развивает самые разные стороны подрастающей личности: восприятие, воображение, мышление, память, но для нас в данной статье на первый план выходит развитие речи. А чтение стихотворений развивает ритмическое восприятие. В данной работе мы рассмотрим этот  аспект психического развития дошкольников более подробно.

Ритм являет собой способ восприятия, при котором звуки четко распределены во времени, имеют определенную структуру и свое место. Ритм имеет основополагающее значение для создания музыки, стихотворения, танца.

В развитии дошкольников ритмическое восприятие играет значительную роль, и, в целом, является одним из важных элементов логопедических занятий. Например, такое направление, как логоритмика, являясь комплексом упражнений, направленных на помощь в преодолении речевых нарушений, понимании ритма и способности ребенка следовать ему. Такие упражнения, зачастую используют танцевальные движения под музыку, в процессе выполнения которых у детей развивается речь, правильное речевое дыхание, общая и мелкая моторика. Легкость в освоении детьми данного метода заключается в том, что логоритмические движения легко выполняются, быстро запоминаются, и в дальнейшем переходят на уровень автоматизма.

В процессе выполнения логоритмических занятий специалист использует логопедические песенки и стишки, призванные не только сформировать у ребенка ритм, но и скорректировать его звукопроизношение. Логоритмические стихотворения выполняются совместно с действиями, иллюстрирующими происходящее в стихотворении. Своего рода получается небольшое театрализованное представление для одного. Но кроме таких «двигательных» стихотворений, специалистами используются и стихи, лишенные двигательных действий, но сохранившие в себе ритм и несущие функцию коррекции звукопроизношения. В данной статье далее будут представлены авторские стихотворения, разработанные в процессе взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога детского сада.

1. Стихотворение «Бык и волк» (направленное на автоматизацию звука [Б]).

Белозубый волк большой

Ночью выл под луной.

Больно волку в боку

Проиграл он бой быку.

Бык быстрый, рогатый,

Имеет ум богатый.

Боднул волка в бок –

И тот наутек.

Вот серый и воет,

И днем и ночью бродит.

Голодным остался,

Быку на рог попался.

Серый волк не поел

И потом заболел.

Но болел не долго –

Еж принес иголку,

Ему бок уколол

Волка вылечил укол.

 

2. Стихотворение «Обои» (направленное на автоматизацию звука [ЛЬ]).

Клеил клейкие обои

Папа Толя с сыном Колей.

Клеят, клеят целый день

И работать им не лень.

Пришла мама Алла

И квартиру не узнала.

 

3. Стихотворение «Путь» (направленное на дифференциацию звуков [Р] — [РЬ]; [Л] — [ЛЬ]).

У дороги большой камень

И на камне три пути.

Ты решаешь и гадаешь,

По какому же идти.

Пойдешь вправо –

Проиграешь.

Пойдешь влево –

Победишь.

Если «прямо» выбираешь,

То секрет большой узнаешь.

А теперь не стой столбом,

По тропинке марш бегом!

 

4. Стихотворение «Река» (направленное на дифференциацию звуков [Р] — [РЬ]).

Река разливается бурным потоком

И лодка кренится, качает борта.

Рыбак сети тянет из речки глубокой.

Свое отдавать не желает река.

Рыбак отпускает тяжелые сети,

Теряет добычу, но мчится домой.

И воды реки успокоило это.

Свободные рыбы плывут под водой.

 

 5. Стихотворение «Жираф Жора» (направленное на автоматизацию звука [Ж]).

 

Жираф по имени Жора
Жутко застенчивый был.

В ходе тихого разговора

Вечно глаза отводил.

Жора краснел и смущался,

Путал жирафик слова.

И поскорее прощался,

Чтоб убежать на «раз-два».

 

6. Стихотворение «Шпиц» (направленное на автоматизацию звука [Ш]).

Шпиц по улице широкой,

Важно голову задрав,

Как хомяк надувши щеки,

Сделал быстрый легкий шаг.

Обошел спокойно лужу,

Посмотрел, что за овраг…

Так вальяжно и неспешно

Шпиц отправился гулять.

 

7. Стихотворение «Зайчик Женя» (направленное на автоматизацию звуков [З] и [Ж]).

Зайчик Женя – забияка.

Обижает всех вокруг!

И змеятам, и ежатам

Больше заинька не друг.

С ним играть желанья нет,

Или сказки слушать.

Сможет Женя помудреть?

Станет зайка лучше?

Я не знаю, но теперь

Знаю я, что все же,

У зверей и у людей

Малыши похожи.

 

8. Стихотворение «Цапля и лягушка» (направленное на автоматизацию звука [Ц]).

Цапля клювом щелкает,

Целится, старается,

Но лягушка верткая

В клюв не попадается.

«Цап-цап-цап» —

Обещает птица.

«Нет-нет-нет» —

Лягушка глумится.

Так они и цапаются

День ото дня.

Цапля клювом щелкает,

А ей в ответ: «Ква-ква».

                              

9.  Стихотворение «Утро» (направленное на автоматизацию звуков [С] и [З]).

За горизонтом солнце

Встает и ложится спать.

Заботливо светит в оконце,

Тебя заставляя вставать.

Скажи солнцу весело «Здравствуй!»

И улыбнись, не робей!

Зубы почисти и умойся,

И с солнцем найди свой день!

 

10. Стихотворение «Вечер» (направленное на автоматизацию звука [Ш]).

Слышен шелест за стеклом,

Сторожит собака дом.

Уши слышат любой шорох:

За стеной шуршит мышонок,

И Наташа вышивает,

Ветру тихо подпевает.

Опускается на землю

Ночь. Вокруг все дремлет.

 

Данные стихотворения используются учителем-логопедом детского сада во время индивидуальной или подгрупповой работы с детьми, если требуется автоматизация определенного звука. В процессе заучивания стихотворения, педагог вместе с ребенком может добавлять яркие звуковые и двигательные элементы: хлопки, топот.

В процессе использования этих стихотворений, у ребенка также развиваются, память, внимание, воображение, творческое мышление, расширяется пассивный словарный запас, который в будущем переходит в активный словарь.

Подводя итог данной работы, мы можем сказать, что всестороннее развитие детей дошкольного возраста является важнейшей частью образовательного процесса, но речевое развитие для будущих школьников, подчас, выделяется в отдельную категорию работы. Это, несомненно, сложная и очень важная работа.

Еще Аристотель говорил: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой». А для того, чтобы сделать речь каждого из детей достойной и ясной, требуется длительная работа всех, кто их окружает.

×
×