Автор: Томилина Светлана Николаевна, Олейникова Юлия Павловна
«Лого-стишки».
Развитие детей дошкольного возраста двигается одновременно в нескольких направлениях. Данная статья будет посвящена речевому развитию современных дошкольников старших и подготовительных групп.
Что лучше всего развивает человеческую речь? Первое, что приходит на ум при ответе на данный вопрос – чтение. Процесс чтения стимулирует работу отделов головного мозга, отвечающих за речевое развитие.
Но дошкольники, зачастую, не умеют читать самостоятельно, а ведь на протяжении дошкольного периода, у детей происходит активное формирование речи. Формируются и развиваются такие составляющие речи ребенка, как: фонематическое восприятие, активный и пассивный словарные запасы, грамматический строй, монологическая и диалогическая речь.
Вот тут на помощь детям приходят взрослые. Мы читаем им вслух. Чтение ребенку художественной литературы развивает самые разные стороны подрастающей личности: восприятие, воображение, мышление, память, но для нас в данной статье на первый план выходит развитие речи. А чтение стихотворений развивает ритмическое восприятие. В данной работе мы рассмотрим этот аспект психического развития дошкольников более подробно.
Ритм являет собой способ восприятия, при котором звуки четко распределены во времени, имеют определенную структуру и свое место. Ритм имеет основополагающее значение для создания музыки, стихотворения, танца.
В развитии дошкольников ритмическое восприятие играет значительную роль, и, в целом, является одним из важных элементов логопедических занятий. Например, такое направление, как логоритмика, являясь комплексом упражнений, направленных на помощь в преодолении речевых нарушений, понимании ритма и способности ребенка следовать ему. Такие упражнения, зачастую используют танцевальные движения под музыку, в процессе выполнения которых у детей развивается речь, правильное речевое дыхание, общая и мелкая моторика. Легкость в освоении детьми данного метода заключается в том, что логоритмические движения легко выполняются, быстро запоминаются, и в дальнейшем переходят на уровень автоматизма.
В процессе выполнения логоритмических занятий специалист использует логопедические песенки и стишки, призванные не только сформировать у ребенка ритм, но и скорректировать его звукопроизношение. Логоритмические стихотворения выполняются совместно с действиями, иллюстрирующими происходящее в стихотворении. Своего рода получается небольшое театрализованное представление для одного. Но кроме таких «двигательных» стихотворений, специалистами используются и стихи, лишенные двигательных действий, но сохранившие в себе ритм и несущие функцию коррекции звукопроизношения. В данной статье далее будут представлены авторские стихотворения, разработанные в процессе взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога детского сада.
1. Стихотворение «Бык и волк» (направленное на автоматизацию звука [Б]).
Белозубый волк большой
Ночью выл под луной.
Больно волку в боку
Проиграл он бой быку.
Бык быстрый, рогатый,
Имеет ум богатый.
Боднул волка в бок –
И тот наутек.
Вот серый и воет,
И днем и ночью бродит.
Голодным остался,
Быку на рог попался.
Серый волк не поел
И потом заболел.
Но болел не долго –
Еж принес иголку,
Ему бок уколол
Волка вылечил укол.
2. Стихотворение «Обои» (направленное на автоматизацию звука [ЛЬ]).
Клеил клейкие обои
Папа Толя с сыном Колей.
Клеят, клеят целый день
И работать им не лень.
Пришла мама Алла
И квартиру не узнала.
3. Стихотворение «Путь» (направленное на дифференциацию звуков [Р] — [РЬ]; [Л] — [ЛЬ]).
У дороги большой камень
И на камне три пути.
Ты решаешь и гадаешь,
По какому же идти.
Пойдешь вправо –
Проиграешь.
Пойдешь влево –
Победишь.
Если «прямо» выбираешь,
То секрет большой узнаешь.
А теперь не стой столбом,
По тропинке марш бегом!
4. Стихотворение «Река» (направленное на дифференциацию звуков [Р] — [РЬ]).
Река разливается бурным потоком
И лодка кренится, качает борта.
Рыбак сети тянет из речки глубокой.
Свое отдавать не желает река.
Рыбак отпускает тяжелые сети,
Теряет добычу, но мчится домой.
И воды реки успокоило это.
Свободные рыбы плывут под водой.
5. Стихотворение «Жираф Жора» (направленное на автоматизацию звука [Ж]).
Жираф по имени Жора
Жутко застенчивый был.
В ходе тихого разговора
Вечно глаза отводил.
Жора краснел и смущался,
Путал жирафик слова.
И поскорее прощался,
Чтоб убежать на «раз-два».
6. Стихотворение «Шпиц» (направленное на автоматизацию звука [Ш]).
Шпиц по улице широкой,
Важно голову задрав,
Как хомяк надувши щеки,
Сделал быстрый легкий шаг.
Обошел спокойно лужу,
Посмотрел, что за овраг…
Так вальяжно и неспешно
Шпиц отправился гулять.
7. Стихотворение «Зайчик Женя» (направленное на автоматизацию звуков [З] и [Ж]).
Зайчик Женя – забияка.
Обижает всех вокруг!
И змеятам, и ежатам
Больше заинька не друг.
С ним играть желанья нет,
Или сказки слушать.
Сможет Женя помудреть?
Станет зайка лучше?
Я не знаю, но теперь
Знаю я, что все же,
У зверей и у людей
Малыши похожи.
8. Стихотворение «Цапля и лягушка» (направленное на автоматизацию звука [Ц]).
Цапля клювом щелкает,
Целится, старается,
Но лягушка верткая
В клюв не попадается.
«Цап-цап-цап» —
Обещает птица.
«Нет-нет-нет» —
Лягушка глумится.
Так они и цапаются
День ото дня.
Цапля клювом щелкает,
А ей в ответ: «Ква-ква».
9. Стихотворение «Утро» (направленное на автоматизацию звуков [С] и [З]).
За горизонтом солнце
Встает и ложится спать.
Заботливо светит в оконце,
Тебя заставляя вставать.
Скажи солнцу весело «Здравствуй!»
И улыбнись, не робей!
Зубы почисти и умойся,
И с солнцем найди свой день!
10. Стихотворение «Вечер» (направленное на автоматизацию звука [Ш]).
Слышен шелест за стеклом,
Сторожит собака дом.
Уши слышат любой шорох:
За стеной шуршит мышонок,
И Наташа вышивает,
Ветру тихо подпевает.
Опускается на землю
Ночь. Вокруг все дремлет.
Данные стихотворения используются учителем-логопедом детского сада во время индивидуальной или подгрупповой работы с детьми, если требуется автоматизация определенного звука. В процессе заучивания стихотворения, педагог вместе с ребенком может добавлять яркие звуковые и двигательные элементы: хлопки, топот.
В процессе использования этих стихотворений, у ребенка также развиваются, память, внимание, воображение, творческое мышление, расширяется пассивный словарный запас, который в будущем переходит в активный словарь.
Подводя итог данной работы, мы можем сказать, что всестороннее развитие детей дошкольного возраста является важнейшей частью образовательного процесса, но речевое развитие для будущих школьников, подчас, выделяется в отдельную категорию работы. Это, несомненно, сложная и очень важная работа.
Еще Аристотель говорил: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой». А для того, чтобы сделать речь каждого из детей достойной и ясной, требуется длительная работа всех, кто их окружает.