Автор: Семенышева Наталья Александровна
Понятие духовно-нравственного развития в психолого-педагогических исследованиях
Для того, чтобы дать определение «духовно – нравственному развитию», необходимо рассмотреть такие понятия, как: «духовность» и «нравственность».
В психологии духовность обусловливается как высочайшая подструктура человека, регулирующая его действия, деятельность и отношения с другими людьми, главными психологическими чертами, которой считаются: ответственность за собственные действия, высоконравственные качества и мотивы поведения, ценности и ценностные ориентации.
Духовность и нравственность – понятия, которые существуют и являют собой неразрывный процесс.
Духовность в психологии обусловливается как высочайшая подструктура человека, регулирующая его действия, деятельность и отношения с другими людьми, главными психологическими чертами которой
считаются: ответственность за собственные действия, высоконравственныекачества и мотивы поведения, ценности и ценностные ориентации.
В своей статье Е.П. Кадырова пишет о том, что наиболее актуальной проблемой в деятельности учителя является организация воспитательной работы с детьми. С нравственной точки зрения, функционально грамотная личность – это человек, который обладает коммуникативными навыками, проявляющий толерантность по отношению к представителям других национальностей и вероисповеданий, воспитанный, культурный, обладающий эмпатией. [4]
В своих исследованиях Д.А. Леонтьев предлагает рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности. [6]
В словаре С.И. Ожегова под нравственностью понимаются внутренние, духовные свойства, какими используется индивид, общепризнанные моральные нормы, характеризуемые данными свойствами [9].
Л.А. Григорович в своих работах определял нравственность, как индивидуальную черту, которая соединяет такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество [2].
О.Н. Васильева в своей статье считает, что нравственность общезначима в свойстве безупречного плана (в желаниях) и произвольна в свойстве настоящего выбора (в действиях) [6].
О.В. Шуляпова выделяет нравственное воспитание как действие, ориентированное на формирование у обучающихся концепции моральных знаний, эмоций и склонностей.
Н.П. Шитякова отмечает, что духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность имеет значение одного из уровней восхождения человека к духовности. [12]
Большая часть теорий нравственность связывают с моралью, более того нравственность определяется как русский вариант латинского термина «мораль». Под моралью понимаются общепризнанные меры и нормы, основы, регламент поведения людей, и в частности сами людские действия (мотивы действий, последствия деятельности), суждения и чувства, в каких проявляется нормативное регулирование взаимоотношений людей между собой и с социальным единым, таким как народ, коллектив, класс и окружающая среда.
В своей статье «О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников» М.А. Дьячкова отмечает, что духовно-нравственное воспитание составляет отдельную концепцию, у которой имеются все без исключения свойства, какие характеризуют концепцию. Данная концепция содержит в себе цели и задачи, сущность, связь участников воспитательной работы, руководство, ресурсы, технологии и способы воспитания [1].
По мнению К.В. Зелинского духовно-нравственное воспитание понимается как отдельная область целой концепции воспитания, направленная на осознание подрастающим поколением прививаемых высоких духовных и моральных ценностей, их принятием и реализацией в практических действиях людей. [8]
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически упорядоченный процесс овладения и принятия обучающимися основных национальных ценностей, постижение концепции общечеловеческих ценностей и моральных, культурных, духовных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Целью духовно — нравственного воспитания является обучение детей любви, показать им образцом, действием и словом высоту, глубину и всесторонность данного действительно духовного чувства. Предметом духовно-нравственного воспитания представляется душа человека, и в данном его различие от интеллектуального воспитания [5].
И.В. Метлик утверждает, что на сегодняшний день многие школы оставила столетиями формируемая концепция духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный резерв, переданный нашими предками, практически исчерпан. В настоящее время происходит потеря ценностей, и у ребёнка иногда отсутствуют нравственные идеалы. Как бы то ни было, неповторимую значимость в нравственном воспитании представляет моральный эталон как абсолютная реализация взглядов о человеке. Добрый образец нужен людям постоянно и в любой деятельности, но в особенности нужен он ребятам в целях взросления души. Эталон предназначается ориентиром ради человеческого существования и поведения, он считается той высшей целью, к каковой устремляется человечество и что управляет их деятельностью [7].
В своей статье о духовно-нравственном воспитании школьников Е.Е. Игнатьева считает основной целью обучения в школе – это формирование нравственной, гармоничной, развитой на физическом уровне и духовно здоровой личности, способной к креативности и самоопределению. Это даёт возможность любому педагогу принимать участие в душевном становлении своих воспитанников [3].
По мнению Н.Н. Трегубовой, ключевыми направлениями деятельности
по развитию духовно-нравственных качеств индивида должны быть:
воспитание любви к Родине, гражданственности и патриотизма;
развитие нравственных качеств, уважения прав человека, ответственности;
формирование ценностного отношения к семье, к окружающим, приобщение к здоровому образу жизни; воспитание гуманного отношения к природе и окружающей среде; формирование ценностного отношения к прекрасному, развитие эстетических взглядов относительно искусства. [10]
Н.Н. Трегубова рассматривает суть развития духовно-нравственных качеств учащегося как педагогически скоординированный процесс, направленный на утверждение духовно-нравственных ценностей, развитиедуховных нужд, моральных мотивов деятельности, формирование социальноважных чувств, выработку привычек нравственного поведения, возможности к самосовершенствованию. [11]
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формировать способности человека оценить и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе другим людям и миру в целом.
Таким образом, духовность понимается, как «человеческое в человеке», то, что отличает человека, то, что свойственно лишь ему. Основной сущностью духовности является нравственность.
Список использованных источников
1. Дьячкова М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Известия Волгоградского педагогического университета. 2008.
2. Иванова В.Д., Чумарная А.Л. Духовно – нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. 2015. №4. С. 45 – 47.
3. Игнатьев Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьника //Воспитание школьника. 2010. №9. С. 8-11.
4. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника // Начальная школа: Плюс до и после. 2010.
5. Курс ОРКСЭ как основа религиозного компонента школьного образования на современном историческом этапе / Т.В. Логинова //электрон. журн. 2017. Режим доступа к журн. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kurs-orkse-kak-osnova-religioznogo-komponenta-shkolnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-istoricheskom-etape
6. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. 2005. №7. С.16-21.
7. Метлик И.В. Духовно – нравственное и гражданское воспитание в школе:особенности и соотношение в учебно–воспитательном процессе // Воспитание школьников. 2016. №2. С. 41.
8. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы / сост. К.В. Зелинский, Т.В. Черникова. Москва, 2010. 280 с.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь. Москва: Изд-во Мир и образование, 2017. 1376 с.
10. Тарасова Г.И. Нравственная значимость современного урока //Начальная школа. 2010. №1. С. 36-39.
11. Тюляева, Т. И. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: справочник для учителя. Москва: Изд-во ВентанаГраф, 2015. 288 с.
12. Шитякова, Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал // Начальная школа. 2006. № 12. С. 16-21.