Автор: Савченко Олеся Валентиновна
УДК 159.9
СТАТЬЯ
Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
Савченко Олеся Валентиновна
Детский сад «Золотой ключик», г. Пыть-ях
музыкальный руководитель
Борисова Елена Альбертовна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
к.п.н., доцент
Аннотация: В статье раскрывается значение музыки в жизни ребенка, дается обоснование музыкотерапии как метода восстановления, укрепления и сохранения психического здоровья ребенка
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, музыка, музыкотерапия
Music therapy in work with preschool children
Savchenko Olesya Valentinovna
Kindergarten «Golden Key», Pyt-yakh
music director
Borisova Elena Albertovna
Sholom Aleichem Priamursky State University
Cаndidate of pedagogical sciences, associate Professor
Abatract: The article reveals the importance of music in the life of a child, gives the rationale for music therapy as a method of restoring, strengthening and maintaining the child’s mental health
Keywords: children, preschool age, music, music therapy
Детская психика является важной составляющей общего здоровья ребенка. Однако она характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. На психику ребенка влияет несколько основных факторов: семья, окружение, интернет и электронные гаджеты. Важно отметить, что многие воздействия окружающего мира могут оказаться для ребенка настолько сильными, что послужат причиной различных нервных реакций и расстройств. Все чаще у детей отмечаются повышенное состояние тревожности, утомление, стрессы, ухудшение детского здоровья в целом. Самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками дошкольники не могут. Поэтому актуальным является поиск наиболее доступных и эффективных методов восстановления, укрепления и сохранения не только физического, но и психического здоровья ребенка.
Одним из таких методов является музыкальная терапия.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет широко применять ее в работе с детьми.
Музыка является источником детской радости. Красота музыки и звуков, их волшебная сила открывается ребенку в раннем возрасте. В различной музыкальной деятельности ребенок раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты: Ворожцова О.А., Иванченко Г.В., Петрушин В.И., Свистунова Е.В., Шипилова Е.В.
Правильно подобранные мелодии и звуки могут оказывать положительное воздействие на организм ребенка, что способствует общему улучшению самочувствия, оздоровлению, повышению работоспособности, поднятию настроения. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Музыкотерапия позволяет снять напряжение, утомление, повысить эмоциональный тонус, способствует коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыка может выступать в качестве метода стимуляции, направленного на пробуждение удивления, любопытства, интереса к излагаемому материалу. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание детей и помогает быстрее запомнить новый материал.
Еще в древности люди знали о влиянии музыки на человеческий организм. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на человека, его чувства и эмоции и использовал лечение музыкой, играя специально составленные композиции.
Во всех древнейших учениях земных цивилизаций содержатся подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что приемами музыкотерапии пользовались многие исторические личности.
Современные исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Так, при слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется игра на клавишных инструментах (детский синтезатор, игрушечное пианино), а для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки и др.). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка уместно прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы).
Ниже представлены рекомендации по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.
1. Для уменьшения нервного возбуждения гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Это могут быть такие произведения знаменитых классиков как «Кантата 2» Баха, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Бетховена.
2. Уменьшению чувства тревоги и неуверенности способствуют мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Ощущение безопасности дает народная и детская музыка. Хорошее воздействие оказывают этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
3. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, «Симфония 6» — часть 2 Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Лунный свет» Дебюсси.
4. Избавиться от мигрени, головная боль помогут следующие классические произведения: «Дон Жуан» и «Симфония № 40» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа.
5. На дыхательную систему благотворное влияние оказывает вокальное пение, которое может избавить даже от бронхиальной астмы.
6. Для поднятия общего жизненного тонуса нужно подбирать ритмичную, бодрящую музыку. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классических произведений «вялым» детям могут быть рекомендованы «Прелюдия 1, опус № 28» Шопена, «Венгерская рапсодия №2» Листа, «Шестая симфония» — часть 3 Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
7. Прослушивание таких произведений классики, как «Итальянский концерт» Баха и «Лунная соната» Бетховена будут способствовать уменьшению агрессивности, непослушания.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, использующих в своей работе музыкотерапию, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряет процесс лечения, а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
В заключение отметим, что применение музыкотерапии в работе с детьми не только целесообразно, но и необходимо. Хорошие результаты может принести как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности при двигательных и речевых расстройствах, психосоматических заболеваниях, отклонениях в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиографический список
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. Изд-во ин-та Психотерапии, 2004.
2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. ДекерФойгт. – СПб.: Питер, 2003.
3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2000.
5. Свистунова Е.В., Гобунова Е.В., Мильке Е.А.. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. – М:. Форум, 2015.
6. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями // Логопед в детском саду, 2008. № 8(33). С. 30-38