Автор: Екатерина Леонидовна Кольцова
Аннотация. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития ребенка. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Дошкольный возраст представляет с собой решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач для нашего детского сада. Поскольку игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является для нас ведущей, то и реализация данных направлений происходит через игру. Мы играя — оздоравливаемся. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главным приоритетом таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», мною была изучена программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н.Н.Авдеевой и Р.Б. Стёркиной, «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Кроме программ были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Наиболее интересными считаю пособия, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. Это работы Ю.Ф. Змановского, методические рекомендации А.И.Баркан, Л.И.Латохиной, Б.В. Шеврыгина. Интересные публикации найдены в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч». Проанализировав содержание программ для дошкольных учреждений позволяет сделать вывод что, несмотря на различия в подходах, методах, и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, проблема сохранения здоровья детей считается приоритетной и ей необходимо уделять первостепенное значение.
В дошкольном учреждении ежедневно мной предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:
Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
Рациональная, не перегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, я широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:
-Бег и ходьба
-Прыжки
-Метание, бросание и ловля мяча
-Упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Мной собрана картотека подвижных игр на прогулках и в помещении.
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Бодрящая гимнастика после сна –
Корригирующая гимнастика –
Психогимнастика по методике М. Чистяковой –
Релаксация –
Оздоровительные игры А. С. Галанова –
Игровой массаж А. Уманской –
Обширное умывание –.
Звукотерапия
Цветотерапия