8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Воспитание подрастающего поколения в медиапространстве и сети Интернет

Автор: Водолазская Людмила Викторовна, Трохименко Татьяна Богдановна

Муниципальное  бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Шахтёрская станция юных техников»

                                                  

                                                

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

«ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ                                                                          В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                 Водолазская Людмила Викторовна, 

                                                 директор, педагог дополнительного образования,

                                                 Трохименко Татьяна Богдановна,

                                                 методист, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

г. Шахтёрск, 2022

ВВЕДЕНИЕ

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся тенденциями  глобальной информатизации, остро стоит проблема воспитания детей и подростков. [1.С.5]. В связи с этим  в системе образования происходит трансформация принципов, методов, приёмов, форм воспитания, разрабатываются новые подходы, основанные на использовании средств массовой коммуникации и информационных технологий, являющихся неотъемлемой частью жизни подростков. Поэтому актуальность организации  процесса воспитания детей в медиапространстве не вызывает сомнений. Исследование, разработка и поиск путей решения данной проблемы позволит более эффективно осуществлять аналитические и  организационно-управленческие функции.

Методическое описание «Воспитание подрастающего поколения в медиапространстве и сети интернет» актуализирует вопросы воспитания детей и молодёжи в медиапространстве и сети интернет на современном этапе развития информационного общества. Главной целью данного методического продукта является освещение опыта работы МБУДО «Шахтёрская СЮТ» по данному вопросу. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы в учреждении дополнительного образования.

Вопрос медиаобразования изучали профессора разных стран мира. Так, деятели российского образования Г. А. Поличко, А. В. Спичкин, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др. изучали последние несколько лет вопросы медиаобразования, участвовали в различных международных конференциях, публиковали свои работы в зарубежной прессе. В 2000 году были созданы сайты по медиаобразованию: первый в России – профессором А. В. Федоровым, затем и профессором Л. С. Зазнобиной. В 2004 году был создан сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Разделы по медиаобразованию созданы на сайтах Московского бюро ЮНЕСКО и Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». [2. С.50]

Британские медиапедагоги проводят практические занятия, направленные на обучение школьников созданию своими силами небольшого медиатекста (школьной газеты, передачи для школьного телевидения, короткого видеофильма и т. д.). При этом происходит соответствующее «ролевое» распределение на «режиссеров», «операторов», «актеров»,  «ведущих»,  «репортеров» и т. д.

Согласно результатам исследования Антонова Г.В. и Лактюхиной Е.Г. из Волгоградского государственного университета наиболее сильное воздействие на молодое население оказывают такие социальные факторы, как (по убыванию):

 1. Интернет.

 2. Коллеги по работе, учебе, бизнесу.

 3. Родственники, друзья, знакомые.

 4. Музыкальная продукция.

Как видно, наиболее интенсивным по своему воздействию фактором является Интернет, причем, упомянутые ученые его влияние оценивают как негативное.[3.С.21].

В данном методическом продукте  приведены примеры организационно-управленческих решений по педагогическому сопровождений детей в современном медиапространстве и сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

МБУДО «ШАХТЁРСКАЯ СЮТ»

В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Подрастающее поколение с неустоявшейся жизненной позицией особенно подвержено влиянию медиакультурной среды, которая не всегда оказывает благоприятное влияние на внутренний мир и социализацию детей.  

Молодые люди регулярно находятся в медиапространстве. Интернет превращается в основной канал поиска, восприятия, передачи и анализа информации: TV-каналы осуществляют интернет-вещания, увеличивается объем видеоматериалов, хранящихся в открытом доступе на различных интернет – ресурсах. А бурное развитие новых медиа в формате всевозможных социальных сетей, где пользователи могут активно выступать в качестве создателей и комментаторов публичного контента, превращение блогеров в законодательно оформленные СМИ,  идут опережающим темпом по отношению к законодательному регулированию. Наступило время, когда после публикации своих мыслей в социальной сети, блоге, интернет-дневнике, в комментариях на новостных порталах,  о тебе могут узнать миллионы людей. По сути, происходит трансформация способов взаимодействия ребенка с социальным и предметным окружением,  что влечет за собой возникновение новых феноменов развития детей и подростков [3. С.6].

Повсеместная цифровизация  изменила и сферу образования. На смену книгам, учебникам и произведениям искусства пришли медиа-средства. Они выполняют обучающие, просветительские и воспитательные функции. Это телевизионные программы, Интернет-сайты, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе. Однако воздействие множества информационных потоков на школьников, как правило, никем не регулируется. Поэтому в эпоху современных информационных технологий общество требует от педагога совершенно иного подхода к организации деятельности учащихся.

Медиаобразование – направление в педагогике, изучающее возможность использования средств массовой информации в обучении и воспитании. Медиаобразование позволяет решить целый комплекс проблем, связанных с формированием личности, а именно  — управлять и направлять  нравственное самоощущение и самосознание подрастающего поколения. Использование медиаобразования в процессе воспитания может быть самым разнообразным в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных интересов и вида образовательного учреждения: создание школьниками собственных медиатекстов (видеофильмов, фотофильмов, газет, Интернет-страничек и пр.).

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шахтёрская станция юных техников» эффективно реализует основные задачи медиаобразования путём осуществления воспитательной работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Осветим некоторые из воспитательных мероприятий, организованных и проведённых нашим образовательным учреждением с 2020-2022 годы.

         Одним из главных компонентов информационно – образовательной среды МБУДО «Шахтёрская СЮТ» среды является официальный сайт http://sut-shakh.ru. Он стал основным ресурсом в организации содержательного досуга и воспитательной работы с обучающимися в период действия режима повышенной готовности. Обратная связь и рефлексия осуществлялась с помощью электронной почты. Так, большой отклик получил интернет – квест «СЮТ – территория безопасности», посвящённый необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности. В разделе сайта «Воспитательные мероприятия» предложен маршрутный лист для поиска ключевых слов в виде ссылок по страницам нашего сайта. Пройдя по ним, необходимо найти слова в предложенных материалах. Собрав все необходимые слова, соединить их в предложение. Время прохождения квеста не ограничено. На электронную почту обучающиеся выслали выполненные задания, указав в теме письма составленное предложение. А в самом письме  — названия статей, в которых были на слова. Ниже представлен элемент маршрутного листа.

 

 

1. http://sut-shakh.ru/. Это слово – глагол. Синонимы: выполнять, осуществлять, реализовать, слушаться. 

2 .http://sut-shakh.ru/vospitatelnye-meropriyatiya. Это слово – существительное. Синонимы: девиз, кредо, слоган.

3. http://sut-shakh.ru/stranichka-dlya-roditeley. Это слово – местоимение женского рода в именительном падеже, обозначающее принадлежность кому-то. Его надо поставить в родительный падеж.

Таким образом, квест интегрирует воспитательные, обучающие и развивающие задачи образовательного процесса. Тематика его может быть разнообразной.

            Ещё одним массовым мероприятием с применением ИКТ технологий стал городской онлайн – марафон «Идёт Доброта по земле».

Концептуальная идея онлайн – марафона «Идёт ДОБРОТА по Земле»:

Добрые чувства появляются у детей ещё в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие… Они рождаются в труде, заботах о людях и животных. Проявляются в восхищении красотой окружающего мира и, конечно же, формируются на личном примере взрослых.  

          А ведь, если задуматься и проанализировать факты, – это так и есть. Добро всегда сильнее зла. Стоит только начать делать добро и мыслить по-доброму, и оно бумерангом к тебе возвратится.

В современном мире часто можно слышать о дефиците добра. Дети становятся агрессивными, злыми. Почему? К сожалению, наше телевидение, СМИ, новая литература несет агрессию. Поэтому воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать ее в течение всех лет обучения. Данный онлайн-марафон предназначен для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования от 7 до 18 лет.

Цель: формирование этических норм поведения обучающихся в обществе и общении друг с другом, развитие их эмоционально-ценностной сферы.

Задачи:

        — организовать содержательный досуг обучающихся в период осенних каникул;

         — формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, о роли доброты в жизни каждого человека;

        — воспитывать стремление совершать добрые дела;

         — создать условия для формирования позитивной социализации обучающихся, воспитывать доброжелательность, отзывчивость, человечность, милосердие, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

         — развивать творческие способности обучающихся;

         — формировать информационную культуру путём вовлечения детей и молодежи в информационно-техническое пространство;

         — расширять        кругозор, развивать эстетический вкус, творческий подход к решению поставленных задач.

        Марафон проводился в трёх номинациях (возрастных категориях) в преддверии  Дня доброты (13.11.2020). Обучающиеся выполняют творческие задания на тему «Доброта» в соответствии с возрастом согласно графика, принимая эстафету друг у друга:

         —  коллажи (младшие школьники: 7 — 10 лет). Срок проведения с 13.10.2020 по 17.10.2020. Обучающиеся выполняют творческое задание – создают коллажи в различных техниках: фотоколлажи, компьютерные – с применением специальных графических программ, в жанре декоративно – прикладного искусства и др., по тематике Марафона и в этот же термин высылают фото выполненного коллажа на адрес электронной почты Шахтёрской СЮТ.

        — презентации (средняя школа: 11 – 15 лет). Срок проведения с 17.10.2020 по 21.10.2020. Обучающиеся создают компьютерные презентации и высылают их также в организационный комитет мероприятия.

        — видеоролики (старшие классы: 16 – 18 лет). Срок проведения с 21.10.2020 по 25.10.2020. Выполненные видеоролики на тему добра старшеклассники также высылают на указанный адрес электронной почты.

Победители и призёры определены в каждой из трёх номинаций. Актуальная информация о ходе и итогах Марафона, а также первые три творческие работы в каждой из трёх номинаций (возрастных категориях) опубликованы и размещены на официальном сайте Шахтёрской СЮТ, Управления образования администрации г. Шахтёрска и страницах газеты «Знамя Победы».

Участие обучающихся в онлайн – марафоне в дни каникул в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции способствовало организации содержательного досуга, формированию навыков и совершенствованию умений работы с информационно-коммуникационными технологиями с опорой на личный опыт, знания и творческие способности детей. Тематика онлайн-марафона может быть разнообразной в зависимости от поставленной цели и воспитательных задач.

Городской онлайн — челлендж «Мой  Шахтёрск»

Английское слово «челлендж» в прямом переводе на русский язык означает «вызов», «совершить какое-либо действие на спор, бросить или принять вызов», «возможность почувствовать себя причастным к чему-то глобальному».  По мнению Петренко М.С., челлендж — эффективный инструмент манипулирования людьми, а старший преподаватель Уральского федерального университета  Новоселова О.В. и Курбанова О.В. считают его одним из наиболее активно развивающихся инструментов международных массовых коммуникаций. Изначально челлендж был популярным развлечением в сети интернет, но сейчас активно входит в педагогику как средство мотивации и активизации педагогов,  воспитанников и родителей. Челлендж — это реальность, облаченная в игровую форму. Ведь сегодня  из деятельности детей фактически исчезает сюжетно-ролевая игра, трансформируется детская субкультура. Данная форма воспитательного мероприятия позволяет формировать гражданскую активность, это яркое молодёжное увлечение, позволяющее участникам получать масштабное признание за проявленные творческие способности, неординарность мышления и оригинальность деятельности. учтены такие позитивные особенности выбранной формы, как привлекательность для молодёжи, интерактивность деятельности, разнообразие ролей для потенциальных участников. А целенаправленный отбор контента и механизмов реализации позволят избежать отрицательных эффектов. Челлендж предполагает выполнение заданий-вызовов в городской среде, что даёт возможность участникам организованно и с пользой посещать многочисленные достопримечательные места города.

Городской онлайн — фоточеллендж «Мой Шахтёрск» посвящен истории города Шахтёрска, его историческим и культурным достопримечательностям и традициям; людям, прославившим город своими боевыми и трудовыми подвигами; современной общественной, культурной, образовательной, молодёжной жизни города и проектированию его будущего.

Целью проведения челленджа является создание виртуального познавательного пространства о прошлом, настоящем и будущем города Шахтёрска в специально созданном сообществе «Городской онлайн — фоточеллендж «Мой Шахтёрск»  социальной сети ВКонтакте https://vk.com/syut_ru под обязательным хештегом #Мойшахтерск.

Задачи Челленджа:

         1. Активизация и развитие у молодёжи интереса к истории родного города и его героям.
        2. Воспитание у подрастающего поколения уважения к историческому прошлому и настоящему своей малой родины.

       3. Формирование активной гражданской позиции,  чувства сопричастности к событиям, происходящим в общественной, культурной, образовательной, молодёжной жизни города.

        4.  Создание условий для совершенствования и развития творческих способностей молодёжи и умений выражать чувства и эмоции посредством искусства фотографии и информационно – коммуникационных технологий.

Суть челленджа: бросить или принять вызов, опубликовав новую запись с текстом и фото на своей страничке ВКонтакте по предложенной тематике:

 — «История Шахтёрска» (фото и краткая история установления памятников, мемориальных досок на зданиях города, улиц и краткое описание людей, в честь которых они названы);

— «Современный Шахтёрск» (фото и краткое описание интересного события в жизни города, учреждения, класса, кружка, семьи, дома, улицы; фото и краткое описание интересного события в личной жизни участника (сделал кормушку, накормил птиц, помог пожилому человеку, завоевал медаль на соревнованиях и т.д.);

— «Будущее Шахтёрска» (фото определённого места в городе и пожелания, что бы хотел видеть участник на нём в будущем. Например, новый сквер,   спортплощадка и прочее).

Мероприятие  проведено в дни весенних каникул. Можно с уверенностью сказать, что челлендж – перспективная форма организации воспитательного процесса в медиапространстве и сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

Скриншоты обучающихся общеобразовательных учреждений и МБУДО «Шахтёрская СЮТ», принявших участие

в городском онлайн — фоточеллендже «Мой Шахтёрск»

 

«История Шахтёрска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Современный Шахтёрск»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Будущее Шахтерска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Городской онлайн — квест «Эврика»,

посвящённый Дню детских изобретений

17 января во всём мире отмечается День детских изобретений. Многие открытия и находки детей совершенно изменили наш мир и ускорили прогресс человечества. Ежегодно юные гении конструируют различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику.
В завершении традиционных Дней науки и техники 18.01.2022 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шахтёрская станция юных техников» провела городской онлайн-квест «Эврика!» на образовательной платформе https://www.learnis.ru, с целью популяризации научно-технического творчества, мотивации подрастающего поколения к изобретательству, развития познавательной активности и интеллектуальных способностей средствами ИКТ.
         В срок с 14.01.2022 по 17.01.2022 участники проходят онлайн-квест, перейдя по ссылкам согласно возрастным категориям и проходит регистрацию, указав фамилию, имя и класс (название кружка):

— 5 классы: https://www.learnis.ru/608289/

          — 6-7 классы:  https://www.learnis.ru/608300/

          — 8-9 классы: https://www.learnis.ru/606031/

Нажав кнопку «Начать», участники попадают в локацию (комнату) и проходят квест.

Предлагаемый квест относятся к подвиду жанра “выход из комнаты”. При прохождении перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы в комнате, находя подсказки (в правом нижнем углу) и решая логические задачи. Некоторые предметы можно двигать с помощью мыши, собирать и использовать их для нахождения и решения заданий в локации.

Перед прохождением квеста необходимо подготовить алфавит с пронумерованными буквами. Его можно найти в интернете либо сделать самому. В каждом квесте 5 заданий. Порядковый номер в алфавите первой буквы слова, правильного ответа на задание, будет являться частью кода от двери. Код состоит из пяти цифр согласно количеству заданий. После решения всех пяти заданий необходимо нажать на имеющуюся в комнате дверь, ввести код и выйти. Правильный порядок расположения полученных цифр в коде нужно подобрать, чтобы выйти из локации.

При выходе из комнаты на экране появится картинка. Необходимо сделать скриншот данной картинки. Именно она и будет означать то, что квест успешно пройден.

 

 

После прохождения квеста необходимо направить  на адрес электронной почты Шахтёрской СЮТ данный скриншот.

По итогам онлайн – квеста создан видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=L1PS8XJlE0U&t=1s

 

Городской онлайн — баттл «Шахтёрский край — земля»,

посвящённый Дню города и Дню шахтёра

Английское слово «баттл» чаще всего употребляется в качестве синонима слов «конкурс» или «состязание». Имеет также значения: «добиваться, отстаивать, преодолевать, противостоять».

Городской онлайн — баттл «Шахтёрский край – земля родная!» посвящен празднованию Дня города Шахтёрска, его истории, культурным достопримечательностям и традициям; людям, прославившим город своими боевыми и трудовыми подвигами; современной общественной, культурной, образовательной и молодёжной жизни города.

Целью проведения баттла является создание виртуального пространства для праздничных видеопоздравлений молодёжи ко Дню города и Дню шахтёра.

Задачи:

           1.Активизация и развитие у молодёжи интереса к истории родного города и его героям.
           2. Воспитание у подрастающего поколения уважения к историческому прошлому, настоящему и будущему своей малой родины.

3. Формирование активной гражданской позиции,  чувства сопричастности к событиям, происходящим в общественной, культурной, образовательной, молодёжной жизни города.

            4.  Создание условий для совершенствования и развития творческих способностей молодёжи,  объединение их творческого потенциала для общественно значимой деятельности .

          Онлайн — баттл проводился в сообществе МБУДО «Шахтёрская СЮТ» в  социальной сети ВКонтакте https://vk.com/syut_ru в срок с 01 по 25 августа 2022 года.

Участники онлайн – баттла создавали видеоролики, презентации, видеопоздравления и слайд – шоу, посвящённые   городу и шахтерскому труду. Затем отправляли их на электронную почту Шахтёрской СЮТ.

           Администратор группы разместил  работы участников  в группе в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/syut_ru.

Предмет  баттла  — онлайн-поединок между участниками за наибольшее количество лайков к их видеороликам. Гости и подписчики группы, просматривая творческие проекты, поддерживали лайками лучшие, по их мнению, видеопоздравления. Творческие проекты юных шахтерцев посмотрели 2252 жителя Шахтёрска, Донецка, Москвы и Курска РФ, поставив 245 «лайков».

 

С видеопоздравлениями  можно ознакомиться, перейдя по ссылкам:

https://youtu.be/4k0JxndCr8s

https://youtube.com/shorts/x6BFnWmcYnc?feature=share

https://youtu.be/P_TqYRFHLMA

https://youtu.be/b5LQI_aoX6Q

https://youtu.be/jyGoSXvtQyE

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные реалии требуют от педагогического сообщества особого осмысления процесса воспитания подрастающего поколения в условиях информационного общества. В последнее десятилетие в педагогической науке возникла особая потребность выяснить  сущности и механизмы воспитательного влияния ИКТ на ребенка. Это, вероятно, обусловлено тем, что педагогические находки прошлого века сегодня уже недостаточны для современного изменившегося мира и человека в нем [2. С.197].  

Таким образом, методическое описание опыта работы МБУДО «Шахтёрская СЮТ»  обосновало важность включения в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений медиаобразования с целью формирования творческой активности обучающихся, способности мыслить критически, умений сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, привитие эстетических идеалов, обучение способам современной коммуникации, подготовка к жизни в современных информационных условиях.

 

Список использованных источников:

1.     УДК 37 В. Ю. Бобровницкая Центр детского творчества «Россияне», Ярославль МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.     Рыжих Н. П.  Использование медиаобразования в воспитании детей / под ред. А. В. Федорова – Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2011. – 232 с.  ISBN 978–5–87976–743–8

3.     УДК 316.77: [334 + 659] ББК 65.49 Медиасфера: тенденции и перспективы развития: материалы первой и третьей научно-практических конференций, 27 февраля 2014 г., 17 апреля 2015 г., 19 ноября 2015 г. / Под ред. д-ра соц. наук, доц. А. А. Маркова. – СПб.: ФГБОУВО СПбГЭУ, 2016. – 65 с.

4.     https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25992936

5.     https://cyberleninka.ru/article/n/media-obrazovanie-kak-pedagogicheskiy-fenomen

6.     http://www.dslib.net/obw-pedagogika/osobennosti-ispolzovanija-jelektronnyh-media-v-uchebno-vospitatelnom-processe.html

7.     http://io.nios.ru/articles2/96/40/strit-chellendzh-otkryvaya-gorod-n

×
×