Автор: Анафиева Алия Асылбековна
Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей»
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, но и как знакомство дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ранняя детская профориентация носит информационный, характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей и осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.
В рамках годового проекта «Мир профессий» мною была проведена работа по ознакомлению детей с профессиями их родителей. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Мною были поставлены цели: расширить и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определенный социальный опыт.
Также были поставлены задачи: обогащение словаря путем введения новых понятий, названий профессий; расширение общего кругозора; пробуждение у детей любознательности и интереса к деятельности своих родителей; развитие коммуникативных навыков; создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей; обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Реализация проекта началась с октября 2021 года, за это время воспитанники познакомились с такими профессиями, как: психолог, балерина, музыкант, кондитер. В течение четырех месяцев детей посещали родители и знакомили со своими профессиями. Ими были проведены беседы по ознакомлению с данной профессией, показаны презентации, мастер-классы, созданы игровые ситуации.
Мама-психолог рассказала о значимости своей профессии в детских учреждениях, больницах, МЧС. Провела игру «Настроение». Также мы совершили экскурсию в кабинет психолога нашего ДОУ, где познакомились с её работой.
Мама-балерина рассказала о великих танцорах, показала презентацию о танцах народов мира и провела мастер-класс, продемонстрировав небольшие этюды бальных, современных и народных танцев.
Мама-музыкант познакомила нас с виолончелью и сыграла несколько небольших партий на этом инструменте – «Прелюдия из 3-й виолончельной сюиты» И.С. Баха и «Русский танец» П.И. Чайковского. Также рассказала о консерватории, в которой будущие музыканты получают образование.
Мама-кондитер помогла детям понять, чем повар отличается от кондитера, свой рассказ она сопровождала показом картинок и провела игру «Повар или кондитер». Также она дала возможность детям почувствовать себя настоящими кондитерами и провела мастер-класс. Ею были приготовлены кексы, которые каждый ребенок украсил на свой вкус.
В результате проведённой работы достигнуты следующие результаты:
1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями.
2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
3. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.
(активизация детско-родительских отношений)
Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Реализация проекта «Мир профессий» не заканчивается, в перспективе я планирую познакомить детей ещё с несколькими профессиями их родителей: ветеринарный врач, археолог, хирург, реставратор