Автор: Васюкова Ольга Владимировна
«Чёрно-белый турнир» Спортивный досуг.
(для детей старшего дошкольного возраста).
МДОУ «Црр детский сад № 153» г. Магнитогорск.
Разработка инструктора физвоспитания Васюковой Ольги Владимировны и
рук. кружка «шахматы» Рязановой Татьяны Рафгатовны
Цель: развитие интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты.
Задачи:
— повысить у детей интерес к игре в шахматы;
-развивать физические и волевые качества (ловкость, быстрота реакции, упорство, стремление выполнить задание точно и быстро);
-воспитывать «здоровый» дух соперничества и умение сдерживать свои отрицательные эмоции.
Оборудование и материалы: Бронзовый сосуд (лампа Алладина), костюм старика Хоттабыча (чалма, борода, накидка), «шахматное поле» (ковёр, на котором будет проходить состязание); Шахматные доски, с фигурами (необходимые по кол-ву детей, по 1 д. на 2 реб.), 2 палки с головой коня и 2 шарфика (чёрный и белый), мягкий чёрно- белый куб; мягкий мяч; эмблемы для команд; аудиозапись; видеопроектор, слайды с шахмат. фигурами.
Ход мероприятия:
Ведущий (рук.шахм. кружка): Дети сегодня в стеллаже кубков я нашла необычный. Что вам напоминает этот предмет? (ответы детей, предварительно читали сказку «Волшебная лампа Алладина»). Мне тоже кажется, что это не простой сосуд и если нам его потереть, то может произойти волшебство. Давайте попробуем. (Появляется Хоттабыч).
Хоттабыч: (кланяется) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки!
Перед вами старичок
Милейший, славный, чудачек.
Если очень захочу
В мир чудес вас прокачу.
Старик Хоттабыч, к вашим услугам! (кланяется). Я приготовил для вас необычный ковёр — самолёт, на котором мы отправимся в волшебную, шахматную страну.
- Партия. «Займи своё место» (на экране слайд шахматной доской)
v У каждого игрока есть эмблема шахматной фигуры. Игроки должны занять клетку своего цвета
Хоттабыч: Молодцы, ребята. (Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибидох –…). Отправляемся в полёт.
Ведущий: Что мы видим с вами справа? (ответы детей), а слева…
- Партия. «Выстрой своё войско», (проводит Ведущий)
Ведущий рассказывает детям задание и условия конкурса. Слева от ковра расставлены столы с шахматными досками и фигурами.
v Дети выстраиваются по командам (белая — с одной стороны столов, чёрная — с другой).
v По сигналу, все игроки начинают выставлять фигуры на доски, команда, поставившая первой выигрывает.
v Но, у всех, на досках не хватает «королей».
Перед детьми ставится задача : выполнить все задания Хоттабыча и найти Королей.
За каждый «выигрыш», команда получает одного «Короля» и ставит его свою доску.
3 партия. «Загадки с мячом» (проводит Хоттабыч)
v Надо назвать чёрно-белых животных. Команды выстроены в шеренги, на ковре, друг напротив друга.
v По сигналу, перебрасывают (или прокатывают) мяч друг другу, называя животное, которое может быть чёрно-белого окраса. Команда, назвавшая последнее животное – выигрывает.
4 партия. «Ладья — вперёд» (проводит Хоттабыч)
Команды встроены в колонны, на клеточках ковра. Одна в левом, нижнем, другая – в правом, верхнем углах. У команды «белых», у «Ладьи» мягкий кубик, с чёрно-белыми гранями. Их ход первый.
v «Ладья» бросает куб – если выпадает белая грань, то вся команда делает шаг вперёд на клетку, чёрная – шаг назад.
v Затем ход «чёрных».
5 партия. «Гонка коней» (проводит Хоттабыч)
Ведущий: На одной стоит ноге, Ходит только буквой «Г».
Дети: Это шахматная фигура «конь».
(Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибидох..)
Команды стоят в двух колоннах. Одна в левом, нижнем, другая в правом, нижнем углах. Напротив каждой команды, буквой «Г», расположены фишки. У первого игрока в руке палка с головой лошади.
v Надо проскакать прямым галопом эстафетную «прямую».
v Дойдя до конца, игрок поднимает руку. Возвращается и передаёт «лошадку» следующему игроку.
Выигрывает команда, завершившая первой.
6 партия. «Шахматная шкатулка» (проводят Хоттабыч и Ведущий).
Команды стоят в двух колоннах. Одна в левом, нижнем, другая в правом, нижнем углах. На экране появляются слайды с изображением шахм. фигур. На противоположном конце ковра (поля) расположена магнитная, шахматная доска. На которую надо поставить фигуру, показанную на слайде.
v По сигналу игрок двигается по полю, ходом показанной фигуры.
v Дойдя до доски, находит фигуру и ставит её на нужное место.
За каждое верно выполненное задание команда получает «короля».
7 партия Ведущий: «Важную играет роль, его величество ко…»!
Дети: «Король!»
Хоттабыч: Задание для «королей» (с помощью считалки выбирают 2 королей)
v Игра в «вышибалы»
Команды построены в шеренгу, по краю своего поля. «Короли» в середине. В руках у любого игрока один мяч.
v Игроки перебрасывают мяч через поле друг другу (чёрные – белым).
v Бросками мяча команда пытается «выбить» чужого «Короля».
Хоттабыч: Ребята, мне очень понравилось в вашем королевстве, потому что вы такие дружные, ловкие и умеете играть в шахматы.
(Прощается с ребятами, дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибидох… и исчезает).
Ведущий вместе с детьми подводит итог мероприятия.