Автор: Ольга Алексеевна Новикова
«Развитие креативных навыков и творческого мышления у детей с помощью нетрадиционной техники рисования — на пищевой пленке»
Здравствуйте, меня зовут Новикова Ольга Алексеевна! Я старший воспитатель детского сада. Хочу поделиться с вами увлекательной нетрадиционной техникой рисования – рисование на пищевой пленке, которую мы открыли для себя этим летом. Чтобы помочь ребенку, раскрыть творческий потенциал и заинтересовать в рисовании, педагог ищет новые решения, изучает новые техники, использует различные методы. Многие дети боятся рисовать из-за отсутствия знаний и технических навыков. Их-за этого ребенок теряет интерес к творчеству. Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Добиться успеха помогают нестандартные, необычные техники, в которых можно проявить себя с разных сторон, и где нет стандартов «правильно-неправильно», так как там практически нельзя сделать ошибку. Также приоритетной является проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка. Мы живем в эпоху пандемии, военных конфликтов и важно сохранить эмоциональное благополучие детей. На помощь приходит внедрение инновационного метода оздоровления детей с помощью арт-терапии.
Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал.
По мнению Дени Дидро «Страна, в которой учили бы рисовать, так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»
„Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок.“ — говорил Пабло Пикассо.
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Изобразительное творчество детей — это средство, с помощью которого педагог может развивать у детей воображение, фантазию, воспитывать эстетические, нравственные чувства, вести детей к научному, целостному познанию мира
Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире. Каждый ребёнок от природы художник. Именно рисование, по мнению Л. В. Выготского, является «ведущим видом творчества в детстве». Дети обращаются к рисунку как к наглядной живой форме выражения впечатлений и чувств. Подобно игре, рисунок является действенным способом освоения мира и искусства. Для детей рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших способностей:
•координация движения «рука – глаз»;
•сенсорика (чувственное восприятие: цвета, текстуры красок, бумаги);
•мелкая моторика («интеллект на кончиках пальцев») – которая включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе и речевой центр, а следовательно – развивается речь!
•развитие воображения, фантазии.
•если рисовать двумя руками (как обычно и делают дети – и не стоит им в этом мешать) – то это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Так закладываются начало детской одаренности.
Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования. А нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Нетрадиционное рисование — это не означает что это сложно, а наоборот, именно нетрадиционная техника превращает творческую деятельность в простую и веселую забаву. Ребенок передает свое отношение к окружающему миру, делится страхами и отрицательными эмоциями, а может и передавать чувство радости, дает полную свободу к самовыражению. Нетрадиционных техник рисования большое количество, которое мы используем в работе с детьми разных возрастов: отпечатки ладошками, рисование вилками, метод штриховки, ватными палочками и многое другое. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, проявить самостоятельность и инициативу, ребенок выражает свою индивидуальность. Одной из таких нетрадиционных техник мне бы хотелось поделиться — это техника рисования на пищевой пленке.
В летнюю жаркую погоду мы с детьми решили рисовать необычным способом на пищевой пленке. Детям стало интересно. Сначала мы с ребятами из средней группы «Ромашка» попробовали эту технику в помещении. Мы перевернули стол ножками вверх, натянули пенку и начали рисовать. У детей поднялось настроение, они оживились, заинтересовались, на лице появилась улыбка. Кто-то просто закрашивал красками пленку, получилось смешивание красок и определяли какой цвет получится (провели экспериментирование). Другие придумывали свою летнюю картину и потом по ней составили небольшой рассказ. Кто –то рисовал букет для мамы, а кто –то уже составлял рисунок о лете и нарисовал птиц, траву, солнышко и даже дождик. Затем, уже в другой день, из помещения мы пошли рисовать на улицу. Натянули пленку на уличное оборудование и принялись за дело. На пленке начали появляться лучистое солнышко, голубые облака, домик с палисадником, букеты из ромашек, роз и загадочных цветов, рыжий котенок Барсик и много других незатейливых, но, значимых для юных художников вещей. Техника рисование на пищевой пленке просто волшебная, она очень понравилась детям. Помимо рисования кисточками дети попробовали ставить отпечатки листьев, травы и цветов, получились очень интересные силуэты, которые затем при помощи детских пальчиков, ладошек приобретали новые образы. Мы весело и с пользой провели время, и никому не хотелось заканчивать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Поэтому мы показали наш увлекательный эксперимент родителям, которые с радостью подхватили эту забавную идею рисования на нестандартном оборудовании и уже другие группы присоединились к этому летнему марафону по рисованию и пищевая пленка появилась в старших группах «Фиалка» и «Пчелки» и уже на их площадках растянулись пленочные холсты для творческой деятельности.
Творчество рассматривается современными учеными, как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. Стремительные изменения в различных сферах современного общества ставят перед образованием принципиально новый социальный заказ –превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке новых задач. Это говорит об актуальности существующей проблемы, о воспитании творчески мыслящих дошкольников, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития креативного мышления у детей.
А что такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей младшего возраста? Именно в младшем дошкольном возрасте формируется психологическая основа для развития креативного мышления. В.А.Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, а учёба –самый серьёзный и кропотливый труд ребёнка и она должна быть радостным трудом. Развитие креативного мышления, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности. В буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным способом. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления, делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих воспитанниках или учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно добывать знания, и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. И вот как раз рисование — это область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития. Рисование –не только увлекательное, но и очень полезное занятие для детей. Оно помогает всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед ним удивительный мир творчества. Многие годы система обучения строилась преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление материала. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при решении того или иного задания и поисковая деятельность свертывается. А при появлении новых типов заданий поиск строится заново.
Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что позволяют без страха, не боясь последствий, пробовать и рисковать, исследуя собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется умение справляться с чувствами и переживаниями. Новинка открытий – необычные формы рисования, могут стать ключом, отпирающим двери в мир радости, вдохновения, удовольствия.
Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у дошкольников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
И нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь
И в результате:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Вывод
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Использованная литература:
1. Светлана Маликова, Ольга Феофанова «Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать! Пошаговые уроки для маленьких художников. – СПб. Питер, 2013. – 64 с.: ил.
2. Вагнер-Вебер Р. Моя первая школа рисования. Рисую как взрослый! / Пер. с нем. И. Кочневой – СПб. Питер 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
3. Сьюзен Швейк Художественная мастерская для детей (Art Lab). – СПб. Питер, 2014. – 144 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
4. Теплов Б.М. «Психология. Способность и одарённость». М. -1966. -52 с.
5. Неменский Б.М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительный художественный труд»». Лекции 1-4. – М.: «Первое сентября 2007. -124 с.
6. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1967. – 96 с.