8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Психологическое здоровье современных школьников»

Автор: Баишева Декабрина Ильинична

«Психологическое здоровье современных школьников»

Введение

Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается. [3, С. 201]

Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности

и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни

педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования

Понятие «Психологическое здоровье» введено в наш обиход всего несколько десятилетий назад и означает состояние душевного комфорта в жизни и социуме. Сейчас человечество переживает кризис нравственности, смысл жизни требует переоценки, как мы относимся друг другу на всей  планете в современном мире. Люди по-разному переживают этот кризис. Зачастую, проблемы, вызванные психологическим кризисом, по-разному переживаются различными людьми. У одних они приводят к ухудшению физического здоровья. Современные врачи говорят, что 50% заболеваний имеет психологическую основу, психосоматику. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку, и, в особенности детям и подросткам сохранить душевный комфорт, баланс и равновесие, то есть свое психологическое здоровье.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека — это его физическое, душевное и социальное комфортное существование. Это определение подтверждает, известную с древних времен фразу, которое гласит: «В здоровом теле здоровый дух!».

Как правило, раньше принято было акцентировать внимание только на сохранении физического здоровья. В поликлинике ребенку заводят медицинскую карту при рождении, где он регулярно наблюдается в этом медицинском учреждении. О душевном же здоровье детей думают гораздо меньше. Особенно, если, кажется, что никаких душевных проблем ребенок, внешне, не имеет.

Сейчас пришли те времена, когда психологическому здоровью ребенка, его душевному состоянию стало уделяться все больше внимания. Становится ясно, что дети испытывают сложности во взаимоотношениях с родителями и учителями, трудностях в учебе, имеют стресс и депрессию. Но от того, насколько психологически здоров будет ребенок в детстве, будет зависеть, настолько здоровая сформируется, личность взрослая. Зачастую, родителям, и в школе совершенно неизвестно какое психологическое состояние у их детей и подростков? Какова она, группа риска психологического нездоровья, и, как следствия формирования не здоровой психологически личности, которая может иметь в будущем проблемы не только психологического, но и физического характера.

В нашей школе, забота о психологической безопасности и здоровье

школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого.

Переход к подростковому возрасту школьника характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в

известных и ярко выраженных в трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах с взрослыми, стремлении

всегда настоять на своем.

Не секрет, что состояние психического здоровья школьника, которое

может отклоняться в силу различных причин в течение всего учебного года:

начало и окончание года, увеличение учебной нагрузки, смена школьного

коллектива, враждебное отношение к учителю и др. Школьные неврозы

увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Существует проблема, как сохранить психическое здоровье школьников? Именно поэтому выбранная мною тема является актуальной.

Целью исследования является решение проблемы сохранения психологического здоровья на этапе формирования личности у подростков.

Изучение психологического здоровья современных школьников в

образовательной среде

Объектом исследования  учащихся МОБУ «Намской СОШ №2». В

исследовании приняли участие 27 человек.

Предмет исследования — процесс формирования психологически здоровой личности. Психологическое здоровье современных школьников в учебном процессе

Задачи исследования следующие:

1. Рассмотреть принципы формирования психологического здоровья у подростков

2. Описать структуру и критерии психологического здоровья подростков.

3. Изучить специфику психологического здоровья учащихся.

4. Провести и проверить тестирование психологического здоровья подростков.

5. Опираясь на результаты исследования, описать рекомендации по профилактике сохранения психологического здоровья подростков на этапе формирования личности.

Задачи:

1 Теоретический анализ психологической безопасности

школьников;

2  тестирование среди школьников, для определения уровня

психологического здоровья.

Гипотеза:

Образовательная среда положительно влияет на психологическое здоровье учащихся

Методы исследования: наблюдения, тестирование.

Продукт исследования: практические советы родителям, учителям,

школьникам.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследованиятеоретические, где был изучен имеющийся материал в статьях и психологической литературе. И практические исследования – проведены тестирования для моих одноклассников с использованием «методики САН».

Для начала я использовала пока одну методику, на следующий год для продолжения и сравнения буду использовать еще 1-2 методики для диагностики психологического здоровья современных школьников.

Далее были подобраны и проведены тестирования для учащихся. Собраны результаты и сделаны выводы. Последним этапом было непосредственное написание работы.

В основу данной исследовательской  работы была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования психологически здоровой личности состоит из формирования врожденных внутри личностных процессов и влияния среды. И этот процесс будет эффективным, если профилактика психологического здоровья, включает в себя индивидуальную и групповую и с детьми и родителями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем результаты создают реальную основу для дальнейшей работы школьного психолога, классных руководителей и администрации в образовательных учреждениях.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического здоровья подростков

1.1 Психологическое здоровье и его основные характеристики

Понятие «психологическое здоровье» – это благополучие и социальный комфорт личности человека, умение справляться со стрессами.

Психологическое здоровье — это необходимое условие для полноценного развитие человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ).

Доказано, что физическое и психологическое здоровье взаимосвязаны друг с другом. Наши мысли и эмоции сказываются и на физическом здоровье. Наши эмоции (страх, гнев, досада, горе) могут быть причиной развития психосоматических заболеваний, особенно, если это вытесняется и не осознается. Несомненно, что психологическое здоровье положительно влияет на нашу жизнь.

Если основываться на определении Всемирной организации здравоохранения, то они выделяют три составляющих здоровья:
1. Физическое здоровье, которое можно и нужно поддерживать здоровым питанием, спортом и экологической средой.
2. Социальное здоровье — способность общаться с другими без конфликтов, брать ответственность за себя и общество, в котором мы живем, работать, ощущать полноту жизни.
3. Психологическое здоровье – благополучие и комфортное гармоничное восприятие себя и мира вокруг.

Тревожность, депрессии, страхи, агрессивность, замкнутость – основные нарушения психологического здоровья детей и подростков в современном мире.

Задачи, которые входят в изучение психологического здоровья детей это:

·         Понятие «Психологическое здоровье»;

·         Исследование аспектов психологического здоровья;

·         Методы диагностики психологического здоровья.

Одним из самых травматичных аспектов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессовая ситуация в системе общеобразовательного образовательного процесса и взаимоотношений с учениками и учителями в школе. Поэтому, у подростков может ухудшаться психологическое здоровье.

Для учащихся стрессогенным фактором является состояние психоэмоционального напряжения по различным причинам и продолжительностью, сопровождается снижением учебной мотивации и постоянным ощущением дискомфортного существования.

Основной чертой эмоционального стресса школьников является повышенная тревожность. Школьную тревожность отмечает ряд психологов-исследователей, как основную причину нарушения психологического здоровья детей. С ней связано большинство трудностей и последствий для личностного развития ребенка. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью выглядят спокойными на вид, готовят уроки, выполняют все задания и требования учителей, как правило, не нарушают дисциплину. А с другой стороны – дети невнимательные, неуправляемые и невоспитанные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Критерии и признаки нарушения психологического здоровья подростков

Психологи выделают главные критерии психологического здоровья:

— Позитивное самоощущение (когда основной эмоциональный фон настроения – позитивный. Позитивное восприятие окружающего мира);

— Высокий уровень развития самоанализа;

— Наличие стремлений к улучшению качества жизни;

— Высокий уровень адаптации к различным видам социума.

Ясно, что вышеперечисленный образ психологического здоровья будет считаться эталонным для человека. В большинстве случаев, подростки имеют те или иные отклонения от него, и это тоже считается нормальным. Но, часто бывают случаи существенных нарушений психологического здоровья, тогда важно и необходимо вмешательство и коррекция на этапе формирования личности.

В случае неблагополучного развития ребенка в младенчестве и закреплении у него чувства небезопасности и страха от окружающего мира, то в детском и подростковом возрасте у него сформируются защиты, возможно агрессивность, тревожность и гиперконтроль. Основная функция агрессии в этом случае будет защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным. У таких детей будет присутствовать страх смерти за себя или родителей, но они его будут, как правило, отрицать.

В случае, если у ребенка отсутствует самостоятельность — к суждениям, оценкам, то в активном варианте у него будет проявляться демонстративная агрессивность, в пассивном – у них есть социальный страх не соответствовать образцам поведения и общепринятым нормам. При этом для обоих вариантов будет характерна проблема выражения гнева, поскольку истоки находятся в раннем возрасте. Детей с социальным страхом узнать довольно легко – они робкие, аккуратные, угождающие, стремятся к поощрению. И их агрессия или депрессия не всегда заметны окружающим. Она проявляется косвенно. Часто это субдепрессии, скрытые депрессии. Невозможность выразить адресный гнев – может сказываться на формировании психологически здоровой взрослой личности в будущем. Велика вероятность формирования невротической взрослой личности.

Формирование чувство одиночества в детстве по тем или иным причинам невозможности поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми также является нарушением развития ребенка. Тогда ребенок может прибегать к демонстративной агрессии – привлечению внимания или в пассивном варианте у него формируется депрессивная личность, неспособная к самовыражению. Ребенок замкнут, отказывается говорить со взрослыми о себе и своих проблемах. Ребенок как будто бы пребывает в защитной маске, в защите от чувств и эмоций. В будущем, может формироваться довольно бесчувственная личность, мало способная к эмпатии.

Если корни психологических проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, может испытывать чувство неполноценности. Тогда он может стремиться компенсировать свою ценность, применяя агрессивность и подавлению тех, кто слабее. Это могут быть сверстники и учителя. Насмешки и издевательства их конек. Ребенок будет стремиться унижать, а негативная реакция только раззадорит его.

Нарушения психологического здоровья, корни которых лежат в подростковом возрасте, связаны с кризисом идентификации — представления о себе, своих возможностях и силе. В случае подросток может переживать чувство тревоги из-за невозможности пока ощутить свое «Я». Тогда подросток будет сопротивляться- отказываться учиться, будет нарушать дисциплину на уроках, не слушаться родителей. Подросток надевает на себя маску «У меня все окей», но часто эта маска от самого себя и несет под собой часто депрессию и глубокое чувство тревоги. Подросток теряет ориентир на будущее, его личность формируется с нарушениями. В будущем, эти тревоги и депрессии могут принять форму страха самоопределения, выбора профессии, боязни принимать самостоятельные решения.

1.3 Выводы по итогам анализа проблемы психологического здоровья подростков на этапе формирования развития их личности

Сохранение физического и психологического здоровья детей и подростков становится одной из главных задач для родителей и в работе образовательных учреждений. Это целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье является связанными общими целями и потребностями человека.

Первичной и важнейшей ступенью в формировании личности является младенчество и раннее детство человека, ребенка, где основное влияние на психологическое здоровье человека оказывают родители, значимые взрослые. Факт рождения, первый год жизни, близость с матерью оказывает основное влияние на психическое и физическое развитие ребенка.

Влияние семейной структуры на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями и семейной атмосферой. Дисгармония и проблемы в семейные отношения дает ребенку образец агрессивности, асоциального поведения. Что даст основу формирования различных невротических расстройств в будущем у ребенка.

И наоборот, комфортные условия в семье, хорошие отношения между родителями дают хорошую базу для формирования крепкого «Я» у ребенка.

В дальнейшем, задача психологического здоровья детей переходит и на дошкольное и, затем, школьное образовательное учреждение.

Поэтому, роль среды обитания детей — школы, одноклассников, классного руководителя и других учителей оказывает в формировании взрослой личности.

Теоретический вывод – среда обитания ребенка имеет одно из ведущих влияний на психологическое здоровье ребенка и формирование его личности в будущем.

 

Глава 2. Исследование психологического здоровья подростков

2.1 Краткое понятие о методике «САН»

На первом этапе, для проведения исследовательской работы была использована методика «САН» (Самочувствие – Активность — Настроение)

Данная методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин,  Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.

Методика САН предназначена для оценки психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами.

Диагностика по методике САН для учащихся состоит из 30  альтернативных состояний. На бланке указаны 30 пар, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3 (Баллы).

     Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».

2.2 Практическая часть

Исследование проводилось в школе Намской СОШ №2 среди 10 класса.

В исследовании принимали участие 27 человек. Методику САН (самочувствие, активность, настроение) анкета проведена по программе с «Эффектон Студио».

Сначала  дети  зарегистрировались, нашли анкету, познакомились с инструкцией и заполняли. Исследования обрабатывается на компьютере «Эффектон студио».

Проведя диагностику на начальном этапе,  получила 

×
×