Автор: Семенова Равиля Фагимовна
«Покормите птиц зимой!»
Краткосрочный проект познавательного
направления развития для детей
среднего дошкольного возраста
Проблемы: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Актуальность.
Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10° С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Нижегородской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Этим и объясняется выбор темы проекта: «Покормите птиц зимой!»
Цель проекта:
Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни ,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
ü Расширить представление детей о зимующих птицах.
ü Обобщить знания детей о повадках птиц.
ü Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.
ü Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
ü Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
ü Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
ü Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.
ü Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Ожидаемый результат:
ü Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;
ü Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря);
ü Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло);
ü Формирование заботливого отношения к птицам; Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
ü Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
ü Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ü Активное участие родителей в реализации проекта.
Формы организации проекта:
ü Беседы, занятия;
ü Развивающие дидактические игры;
ü Рассматривание иллюстраций, открыток;
ü Изготовление кормушек
Тип проекта:
Краткосрочный: 1 неделя
Сроки проведения:
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: экологическое воспитание
Продукты проекта:
ü выставка кормушек «Лучший домик для птиц»;
ü создание альбома о птицах;
ü фотовыставка «Как мы птицам помогаем!»
Факторы, способствующие реализации проекта:
Ø необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
Ø наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач при реализации проекта;
Ø специально оборудованная развивающая среда в группе.
Жизнеспособность проекта:
1. Реализация проекта не требует финансовых затрат.
2. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта
3. Данный проект может быть реализован в любом ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта:
Ø программно-методическое обеспечение;
Ø развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
Ø взаимодействие всех участников педагогического процесса;
Ø система взаимодействия с родителями;
Ø система мониторинга.
Этапы проекта «Покормите птиц зимой!»
1этап — подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Постановка проблемы, определение цели и задач работы.
2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимания родителей к проблеме жизни зимующих птиц.
2этап — основной.
1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
2. Организация работы с родителями.
Образовательные области |
Мероприятия |
|
Утренний круг «Зимующие птицы» Комплекс утренней гимнастики «Птицы зимой» Календарно-тематическое планирование по теме «Зимующие птицы» |
Познавательное развитие
|
1. «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать» Конспект НОД 2. «Какой корм любят зимующие птицы?» Конспект НОД 3. «Зимующие птицы» презентация |
Социально-коммуникативное развитие
|
1.«Покормите птиц зимой» Экологический досуг на прогулке 2. Цикл наблюдений за птицами на участке детского сада в зимний период времени 3. Развивающие игры: пазлы «Зимующие птицы», загадки «Зимующие птицы», лото «Зимующие птицы», головоломка «Зимующие птицы», «Найди тени». |
Речевое развитие |
1.Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» 2.Рассказывание по картине «Птичья столовая» 3.Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» с использованием мнемотаблицы. |
Художественно-эстетическое развитие
|
1.«Снегири на ветках» аппликация 2. «Покормите птиц зимой!» рисование 3. «Птички прилетели, на кормушку сели!» лепка 4. «Птичий теремок» игра-инсценировка |
Физическое развитие
|
1.«В гости к зимующим птицам» спортивно-познавательное развлечение 2.Подвижные игры на тему «Зимующие птицы» |
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
|
1.«Покормите птиц зимой» консультация 2. «Птицам надо помогать!» буклет 3. «Чем можно кормить птиц?» памятки 4. «Кормушки для птиц своими руками» консультация — презентация |
3этап – заключительный (результат)
Итоговое мероприятие: квест – игра «Покормите птиц зимой»
Размещение информации на сайт ДОУ.
Результаты проекта:
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, стенгазеты о птицах. Укрепились детско-родительские отношения.
Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.
Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.