8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Покормите птиц зимой»

Автор: Семенова Равиля Фагимовна

 

 

 

 

«Покормите птиц зимой!»

Краткосрочный  проект познавательного

направления развития для  детей

среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Актуальность.

Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10° С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Нижегородской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.       

Этим и объясняется выбор темы проекта: «Покормите птиц зимой!»

Цель проекта:

Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни ,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.

Задачи проекта:

ü  Расширить представление детей о зимующих птицах.

ü  Обобщить знания детей о повадках птиц.

ü  Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.

ü  Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

ü  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

ü  Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

ü  Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

ü   Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

 

Ожидаемый результат:

ü  Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;

ü  Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря);

ü  Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло);

ü  Формирование заботливого отношения к птицам; Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

ü  Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

ü  Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

ü  Активное участие родителей в реализации проекта.

 

Формы организации проекта:

ü  Беседы, занятия;

ü  Развивающие дидактические игры;

ü  Рассматривание иллюстраций, открыток;

ü  Изготовление кормушек

Тип проекта:

Краткосрочный: 1 неделя

Сроки проведения: 

Групповой

Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;

Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;

Число участников проекта: дети среднего    дошкольного возраста (4-5 лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего  дошкольного возраста, педагоги ДОУ;

Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Инновационная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)

Тематическое поле: экологическое воспитание

 

Продукты проекта:

ü  выставка кормушек «Лучший домик для птиц»;

ü  создание альбома о птицах;

ü  фотовыставка «Как мы птицам помогаем!»

 

Факторы, способствующие реализации проекта:

Ø  необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

Ø  наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач при реализации проекта;

Ø   специально оборудованная развивающая среда в группе.

 

Жизнеспособность проекта:

1.      Реализация проекта не требует финансовых затрат.

2.      Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта

3.      Данный проект может быть реализован в любом ДОУ.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Ø  программно-методическое обеспечение;

Ø  развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

Ø  взаимодействие всех участников педагогического процесса;

Ø   система взаимодействия с родителями;

Ø  система мониторинга.

 

 

Этапы проекта  «Покормите птиц зимой!»

1этап — подготовительный.

1.      Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Постановка проблемы, определение цели и задач работы.

2.      Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.

3.      Привлечение внимания родителей к проблеме жизни зимующих птиц.

2этап — основной.

1.      Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.

2.      Организация работы с родителями.

Образовательные области

Мероприятия

 

Утренний круг «Зимующие птицы»

Комплекс утренней гимнастики «Птицы зимой»

Календарно-тематическое планирование по теме «Зимующие птицы»

Познавательное развитие

 

1. «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать» Конспект НОД

2. «Какой корм любят зимующие птицы?» Конспект НОД

3. «Зимующие птицы» презентация

Социально-коммуникативное развитие

 

1.«Покормите птиц зимой» Экологический досуг на прогулке

2. Цикл наблюдений  за птицами на участке детского сада в зимний период времени

3. Развивающие игры: пазлы «Зимующие птицы», загадки «Зимующие птицы», лото «Зимующие птицы», головоломка «Зимующие птицы», «Найди тени».

Речевое развитие

1.Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц»

2.Рассказывание по картине «Птичья столовая»

3.Чтение стихотворения  А.Яшина «Покормите птиц зимой» с использованием мнемотаблицы.

Художественно-эстетическое развитие

 

 

1.«Снегири на ветках» аппликация

2. «Покормите птиц зимой!» рисование

3. «Птички прилетели, на кормушку сели!» лепка

4. «Птичий теремок» игра-инсценировка

Физическое развитие

 

1.«В гости к зимующим птицам» спортивно-познавательное развлечение

2.Подвижные игры на тему «Зимующие птицы»

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

 

1.«Покормите птиц зимой» консультация

2. «Птицам надо помогать!» буклет

3. «Чем можно кормить птиц?» памятки

4. «Кормушки для птиц своими руками»  консультация — презентация

 

 

3этап – заключительный (результат)

Итоговое мероприятие:  квест – игра «Покормите птиц зимой»

Размещение информации на сайт ДОУ.

 

Результаты проекта:

 В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, стенгазеты о птицах. Укрепились детско-родительские отношения.

Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.

Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×